Курсовая теория на тему Педагогические подходы к развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Роль творческой деятельности в развитии индивидуальности ребенка 5
1.2. Специфика развития индивидуальности ребенка в процессе обучения различным видам искусства 9
Выводы по главе 1. 13
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ
2.1. Психолого-педагогические условия развития индивидуальности ребенка в процессе творческой деятельности 16
2.2. Интегрированное занятие на тему «Знакомство с русским народным танцем «Калинка» 24
Выводы по главе 2. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность исследования обусловлена концептуальными положениями возрождения и развития системы национального высшего образования, как важнейшего звена воспитания сознательных граждан России, формирование образованной, индивидуально-творческой личности, ее интеллектуально-духовного потенциала.
Образование как общественный институт обязано адекватно реагировать на потребности настоящего, вовремя направляя педагогическую науку и дошкольную практику к поиску оптимальных путей повышения уровня развития индивидуальности ребенка с последующим формированием у нее эстетического отношения к действительности. Проблеме медивидуализации образовательного пространства абсолютно закономерно уделяется все больше внимания.
Современная учебно-воспитательная система призвана развивать в детях потребность воспринимать культурные ценности, накапливать художественный опыт и использовать их как основу для развития своей индивидуальности.
Существенно ценную роль в решении обозначенной проблемы способна сыграть организация творческой деятельности на занятиях по хореографии, в процессе которой формируется эстетическое мировоззрение, расширяется круг предпочтений и пр. Творческая деятельность в процессе обучения хореографии, благодаря личностной направленности, благотворно влияет на систему развития индивидуальности ребенка, направляя ее вектор в плоскость социально-значимых ценностей культурного наследия России.
Современный этап исследования проблемы развития индивидуальности ребенка в процессе творческой деятельности представлен в философском, психологическом, педагогическом аспектах.
В последние десятилетия исследователи изучают педагогические условия организации воспитательного процесса в контексте развития индивидуальности ребенка, методику организации творческой деятельности детей разного возраста. Впрочем комплексного подхода к развития индивидуальности ребенка в творческой деятельности средствами хореографии пока не разработано.
Вместе с тем проблема развития индивидуальности ребенка в процессе творческой деятельности полностью не решена и в практике дошкольного воспитания.
Таким образом, актуальность поднятой проблемы, недостаточная ее разработка в научно-теоретическом и методическом аспектах, потребности дошкольной практики обусловили выбор темы исследования: «Педагогические подходы к развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой деятельности».
Цель исследования: обосновать педагогические особенности развития индивидуальности ребенка в процессе творческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные подходы к развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой деятельности.
2. Раскрыть особенности развития индивидуальности ребенка.
3. Разработать интегрированное занятие, направленное на развитие индивидуальности ребенка в процессе творческой деятельности.
Объект исследования: процесс развития индивидуальности ребенка.
Предмет исследования: педагогические подходы к развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой деятельности.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения. двух глав, выводов к каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
1. Выяснено, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с потребностями индивида и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как образовательная деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью и есть не что иное, как «разновидность познания, но совершенно иным образом организованная и действующая.
2. Особая роль в творческой деятельности принадлежит целеполаганию; привязанности человека к заданию, его целеустремленность, которые выступают как личностная предпосылка творчества, развивая индивидуальность и неповторимость личности.
3. Развитие творческой личности реализуется в процессе эстетического восприятия индивидом окружающей действительности, как специфического способа познания мира, что способствует эстетически-культурной направленности развития индивидуальности ребенка.
4. Индивидуальность – это уникальная, самобытная личность, реализующая себя в жизнетворчестве. Выделяется два типа индивидуальности:
Индивидуальность, которая обусловлена общими законами развития человека, функционирования его организма, отображения и регуляции: скорость, темп, сила, интенсивность, подвижность, уравновешенность нервных процессов и всех процессов жизнедеятельности, особенности динамики основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, то есть динамики всей когнитивной сферы, а также эмоциональной сферы, волевой регуляции, задатки, детерминирующих развитие способностей.
Индивидуальность, которая обусловлена социумом, обстоятельствами жизни, влиянием среды, в которой находится ребенок (потребности, мотивы, характер).
5. На развитие индивидуальности влияют различные виды деятельности. Специфика той или иной деятельности, ее соответствие индивидуальным различиям ребенка, его интересам и потребностям, дает возможность максимально развернуться потенциальным возможностям ребенка, активизировать его собственные ресурсы, выработать индивидуальный стиль деятельности, систематизировать представления о внешнем мире, усовершенствовать умения и навыки, создать и воплотить в конкретный продукт свой творческий замысел.
6. В комплекс развития индивидуальности ребенка мы включаем основные, устойчивые условия это:
— Сфера сознания и самосознания;
— Социально-нравственное развитие;
— Эмоционально-волевая сфера;
— Потребностно-мотивационная сфера;
— Познавательная и коммуникативная.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Роль творческой деятельности в развитии индивидуальности ребенка
Развитие индивидуальности ребенка в процессе творческой деятельности определяется потребностями общества, личными мотивами, интересами и эмоциями учащихся, их пониманием смысла и значения полученных знаний, умений и навыков. Новое экономическое, правовое, народнохозяйственное, культурное состояние, которое формируется в нашем обществе, требует и воспитания нового человека, который мог бы свободно ориентироваться во всех перипетиях жизни.
Проблема творческой деятельности не нова. Она исследовалась, прежде всего, философами, психологами, педагогами. В философии творческая деятельность определяется как стимулирующий процесс, характеризующий стремление ее субъектов реализовать себя, представить как объективность в объективном мире и осуществить себя в нем. В идеалистической философии конца 19-го начала 20 века, творчество рассматривалась преимущественно в своей противоположности механически-технической деятельности. В то же время диалектико-материалистическое понимание творчества исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с потребностями индивида и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как образовательная деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью и есть не что иное, как «разновидность познания, но совершенно иным образом организованная и действующая» [4, с.206].
В психологической литературе встречаются различные трактовки творческой деятельности. В частности Е. Ильин рассматривал творчество как создание нового [5]. А. Маклаков в творчестве выделил открытие неизвестного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов [9]. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Л. Митиной, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, большая работоспособность, – мы согласны с автором, что творческая личность находит удовольствие в самом процессе творческой деятельности [10]. В. Козубовский среди свойств личности выделил глубину мыслей, необычность поставленных вопросов и решений, интеллектуальную инициативу [8]. Общим для творческих личностей, как показал американский психолог Р. Мэй, является потребность развития, потребность в постоянном росте [11]. С. Недбаева определяла творчество как деятельность, которая создает что-то новое, оригинальное, которое затем входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и др. [12]. А. Асмолов особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию; привязанность человека к заданию, его целеустремленность, которые выступают как личностная предпосылка творчества, развивая индивидуальность и неповторимость личности [2].
В педагогической психологии творчество рассматривается как более высокий уровень индивидуального развития личности, как особый стиль творческой деятельности. В педагогике творческая деятельность определяется как сознательная, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, на создание новых оригинальных предметов и выражается в поисках наиболее результативных методов индивидуального развития.
А. Бодалев и Л. Рудкевич утверждают, что творческая деятельность основывается не только на представлении, но и на мышлении, она является следствием включения в деятельность всей личности, ее способностей, направленности, мотивов поведения [3]. Работы исследователей показывают, что для того, чтобы деятельность состоялась, необходимо наличие «инструментов» предметных действий – способов, операций, умений, – без них невозможно ни решать поставленные задачи, ни осуществлять определенную деятельность. Все это происходит с помощью специальных процессов и является показателем сформированности системы индивидуальных умений. В процессе творческой деятельности в соответствии формируется ее результат, в котором материализуются цели, методы действий, операций, способности и возможности исполнителя. Результат определяет и оценку, и самооценку личности, ее статус в коллективе, направленность и перспективы развития. Относительно творческой деятельности ребенка – это является настоящим источником развития всех индивидуальных сфер его личности. То есть, высокой степенью учебно-воспитательной деятельности личности является творческая деятельность.
По определению Т. Комаровой, развитие творческой личности реализуется в процессе эстетического восприятия индивидом окружающей действительности, как специфического способа познания мира, что способствует эстетически-культурной направленности развития индивидуальности ребенка. Результаты творческой деятельности другого человека, которые рассматривает ребенок, переживая эмоциональный всплеск восприятия произведения искусства, осознание увиденного или услышанного и общения с действительностью становится для него фактором его духовного развития [14].
Формирование интересов ребенка к искусству, в частности к хореографическому, на основе духовной направленности, эстетических установок, эстетического опыта и творческой деятельности освещается в педагогических исследованиях Н. Карташовой [6]. Мотивы, ценностные ориентации, художественный вкус являются показателями эстетических установок. К составляющим творческого опыта исследователь относит знания, умения и навыки. Полнота развития основных показателей творческого восприятия действительности (восприятие, оценка, суждение и отдельные аспекты художественно-творческой деятельности) выступает критериям сформированности художественно-эстетических интересов. Как отмечает исследователь, основное внимание должно уделяться музыкально-эстетическому восприятию, как чувственной сфере и художественно-эстетическим знаниям как интеллектуальной сфере. Эстетическое восприятие рассматривается как: эмоционально-эмпайтийная чувствительность, активность наблюдения, развитие воображения и образного видения, оценка выразительных средств, активность проявления ассоциаций и эмоциональной памяти, умение воспроизводить художественный образ. Выверенная педагогом компонентная структура художественно-эстетических знаний, в которой доминирует жанрово-стилевая характеристика хореографического искусства, является важной для нашего исследования [6]. Непосредственное влияние хореографического искусства способствует адекватной оценке личной позиции ребенка, интенсифицирует процессы идентификации, рефлексии в аспекте современного хореографического искусства, что является важным для нашего исследования.
Анализ работ современных ученых по эстетическому воспитанию ребенка позволил получить информацию о специфике восприятия ребенком произведений искусства, о факторах, которые способствуют развитию эстетического самосознания в рассматриваемом процессе. Одним из таких факторов является личностно ориентированный подход к учебно-воспитательному процессу, который обеспечивает раскрытие индивидуальности каждого ребенка [15]. Существует ряд авторских разработок и педагогических технологиях организации восприятия музыкальных видов искусства, направленных на развитие индивидуальности ребенка и успешную его социализацию (А. Бодина, Б. Брылин, В. Кирсанов Р. Рогова, А. Ростовский, Г. Саик, А. Сапожник, Г. Тарасов, Н. Харькова и др.).
Как показательная составляющая творческой деятельности человека, современные исследователи определяют креативные способности, которые являются переходом личности на более высокий уровень индивидуального развития, выделяя ее из популяции умением эффективно и неординарно решать определенные задачи, которые возникают в процессе деятельности на более высоком уровне за тот же временной период, что и другие. Креативно мыслящие люди относятся к характерной социальной группе, функциональное предназначение которой состоит в решении специфических интеллектуальных и духовных задач, путем включения источников личностного потенциала: одаренность, оригинальность и фантазию мыслительных процессов, интуицию, воодушевление, техническую изобретательность, научно-исследовательские склонности и пр.