Курсовая теория на тему Педагогические идеи Марии Монтессори.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I БИОГРАФИЯ МОНТЕССОРИ.. 4
ГЛАВА II СИСТЕМА МОНТЕССОРИ.. 9
2.1 Место педагога. 9
2.2 Основы системы Монтессори. 13
ГЛАВА III ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ. 21
3.1 Реализация системы Монтессори в мире. 21
3.2 Монтессори – педагогика в современной России. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
Источники. 32
Литература. 32
Введение:
Пользующаяся мировым признанием и
получившая широкое распространение система М. Монтессори — замечательный пример
эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически
ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке
на рубеже XIX-XX вв.
Вот уже почти век имя М. Монтессори
(1870-1952) — психиатра и психолога, опытного детского врача и философа,
неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических
идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не
только педагогической. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на большинстве
языков мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее
применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить
ее структуру в целом. Но главное — это отсутствие равнодушия, она не
покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно
верными педагогическими системами.
Цель работы – изучить биографию
итальянского педагога Марии Монтессори, а также проанализировать методику,
автором которой она является.
Для достижения цели, поставленной в
исследовании, необходимо решить следующие задачи.
1)Изучить жизненный путь и личность Марии
Монтессори.
2)Выявить основы её методики работы с
детьми.
3)Проанализировать состояние её методики
на современном этапе, как за рубежом, так и в пределах Российской Федерации.
Актуальность работы заключается в том, что
новый федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает
основные принципы современного российского дошкольного образования, которые полностью совпадают с принципами
педагогической системы Марии Монтессори.
Объектом данного исследования выступает
педагогическая система Марии Монтессори.
Субъект данного исследования – особенности
этой системы.
В качестве корпуса источников при
написании этой работы мы использовали работы самой Марии Монтессори.
Литературу в данном исследовании можно
поделить на несколько типов.
Во – первых, работы Юлии Фаусек, нашей
соотечественницы, которая лично встречалась с Монтессори и пыталась развивать
ее систему в нашей стране, однако, с приходом Сталина к власти, все эти
эксперименты были свёрнуты.
Во – вторых, имеются сборники упражнений
по системе Монтессори, призванные организовать воспитание ребенка в
соответствие с этой системой. К этому типу литературы относятся работы Элен
Пляс, Элизабет Хейнсток.
Третий тип литературы представляет собой
обзорные работы, посвященные истории становления и развития метода Монтессори.
К такому типу работ мы отнесем работы Афанасьевой, Богуславского, Дичковской,
Хилтунена.
Стоит отметить, что практически вся
литература русских авторов, которая касается вопроса метода Монтессори,
является послесоветской. Такой феномен связан с тем, что в советское время
методика Монтессори, и её изучение и практическое применение не поощрялись на
государственном уровне.
Заключение:
Мария Монтессори, девушка из богатой и
уважаемой семьи, наперекор всем современным ей моральным и культурным нормам,
решает поступать на врача, что тогда считалось привилегией исключительно
мужчин.
В семье её поступок также не снискал
понимая, что выражалось в том, что отец отказался оплачивать обучение, поэтому
девушке пришлось подрабатывать в больнице для умственно отсталых детей.
Именно подработка натолкнула её на мысль о
создании особой методики, в чем она и преуспела, открыв свою собственную школу,
где детей обучали согласно её теоретическим воззрениям.
В итоге, благодаря своей эффективности,
методика стала распространяться по миру, а Мария Монтессори вошла в число
величайших педагогов.
Новая методика обучения детей сначала была
опробована на практике самой Монтессори. Когда она стала давать результаты, то
этой системой работы с детьми заинтересовались во многих странах мира.
Некоторые страны, такие как Италия,
Швейцария, сделали эту методику официальной, заменив ей господствующую ранее
методику Фрёбеля. Большая часть стран, таких как Нидерланды, США, Голландия,
Испания, проявили определенный интерес к наработка Монтессори. В этих странах
стали появляться образовательные учреждение, применяющие методы итальянского
педагога в работе с подрастающим поколением. Но стоит отметить тот факт, что
такие школы были не вместо традиционных, а одновременно с ними. Великобритания,
к примеру, не проявила интереса к этой системе, восприняв её с большой долей
скептицизма.
В Испании и Италии позднее отказались от
системы Монтессори по идеологическим причинам. В число таких стран попадает и
Российская империя, в которой методика Монтессори применялась, пускай и в
ограниченном количестве с 1913 по 1926 год. Огромная заслуга в распространении
и возникновении этой педагогической системы
в России принадлежит Юлии Фаусек.
В 1926 году все педагогические
эксперименты были свернуты, а учебные заведения, работающие с детьми по системе
Монтессори упразднены. Практически на семьдесят лет эта система была забыта.
С распадом СССР возникает вновь интерес к
этой системе. В настоящий момент существует Центр Монтессори в Москве, который
организовывает и осуществляет помощь Монтессори – учреждениям в России. Однако
обучение по этой методике ведется исключительно в частных образовательных
учреждениях.
Методика итальянского педагога направлена
на развитие потенциала детей путем самообучения. Учитель выполняет роль не
источника данных и их транслирования, а,
скорее соратника и организатора. При этом, если в классической школе главным
является учитель, то в школе по методу Монтессори – ученик.
Ребенок познает мир при помощи манипуляций
с предметами. Стоит отметить, что предметы могут быть любые, однако, следует
стремиться к тому, чтобы при помощи этих предметов ребенок смог познвать мир,
обучаясь чему – то новому.
Проведя анализ системы Монтессори, мы
смогли выявить определенные достоинства и недостатки, присущие этому подходу
работы с детьми.
Достоинства – ребенок развивается
самостоятельно, приучается к ответственности, при обучении учитываются его
интересы и особенности, он быстрее адаптируется к обществу.
Недостатки системы – неумение дружить,
поскольку в обучении упор на индивидуальность, отсутствует потребность в
учителе, отсутствует представление о сюжетно – ролевом поведении.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I БИОГРАФИЯ МОНТЕССОРИ
Мария Монтессори создала особую педагогическую
систему, основанную на идее гуманизма, уважения к личности и свободного
воспитания. Она итальянский врач, педагог, учёный, решением ЮНЕСКО её имя
включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического
мышления XX века.
Мария Монтессори родилась 31 августа в
1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле, она была
единственным pебенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи. Ее отец был
высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего
итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые.
О детстве Маpии известно немногое, лишь
только то, что ее pодители делали все, чтобы она в будущем могла pеализовать
высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не
соответствовало привычному положению женщины.[1]
Отца Марии перевели по службе в 1873 году
во Флоренцию, а в 1875 году — в Рим, куда он переехал с семьёй. Мария поступила
в государственную начальную школу в Риме в 1876 году. Её ранние школьные годы
были «не особенно примечательны», хотя она была награждена в 1-м классе
грамотой за хорошее поведение, а в следующем учебном году — «за успехи в
домоводстве».
В 1883 или 1884 году, в возрасте 13 лет, Мария
поступила в среднюю техническую школу Regia Scuola Tecnica Michelangelo Buonarroti, где изучала
итальянский язык, арифметику, алгебру, геометрию, бухгалтерский учёт, историю и
географию. Окончив школу в 1886 году с хорошими оценками, Мария в том же году
продолжила обучение в техническом институте Regio Istituto Tecnico Leonardo da Vinci, где изучала
итальянский язык, математику, историю, географию, начертательную геометрию,
физику, химию, ботанику, [1] Дичковская И.Н., Пониманская Т.И.
Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. — М., 2018. С 43