Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Педагогические идеи и система образования в Средние века.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Развитие образования в Средние века 6
1.2 Особенности обучения в Средневековье 9
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ШКОЛЬНОМ И УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 20
2.1 Средневековые школы: вариации, базовые признаки, перспективы 20
2.2 Первые университеты 29
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

  

Введение:

 

Актуальность исследования в период раннего средневековья была заложена система образования, развитие которой имело огромное значение для культуры нового времени и современности. В основу разработанной Боэцием системы легло семь дисциплин, из которых грамматика, риторика и диалектика образовывали «тривиум», а арифметика, музыка, геометрия и астрономия входили в состав «квадрилиума».
Конечно, образование периода средневековья, на первый взгляд, имело отвлечённый характер, поскольку, казалось, здесь отсутствовали практические дисциплины, эта отвлеченность дисциплин вначале не была понятна варварам и воспринималась настороженно. Но если разобраться в этом поподробнее, можно убедиться в важности перечисленных нами дисциплин для той эпохи, да и для нашего времени. Риторика и диалектика, сейчас некоторым представляются совершенно «ископаемыми» дисциплинами, являющимися синонимами «напыщенного пустословия», однако в настоящий момент мы являемся свидетелями процесса повсеместного введения в школьную программу риторики, то есть ораторского искусства [29].
На полках книжных магазинов можно увидеть большое количество соответствующей учебной литературы разных авторов. Получается, что сейчас вновь наше общество почувствовало потребность в обучении детей с малолетства искусству правильно и логично мыслить, умело вести научную дискуссии, грамотно высказывать своё мнение. В средние века огромное значение придавалось устному слову и устной речи, и тот, кто умел правильно и чётко строить свою речь, тот, стало быть, мог и изложить свои мысли письменно, руководствуясь принципами другой важной дисциплиной — грамматиги. Перед тем, как попасть на пергамен или свиток папируса, фразы многократно «пережёвывались» и «обкатывались» оратором в устной речи.
Литература сочинялась для публичного чтения и имела, следовательно, риторический характер. Письменное слово могли уничтожить пожары и бесконечные войны, а слово устное навсегда оставалось в памяти поколений.
В средние века читать было принято вслух, не было понятия чтения «про себя». Это свидетельствовало о том, что слово письменное служило полным эквивалентом слову устному. Чтение «про себя», в полном молчании распространения не имело. Литература должна была исполняться на публике, а не пробегаться глазами в молчаливом одиночестве. В качестве доказательства отсутствия у средневекового общества навыков «прочтения про себя» можно привести хорошо известный факт из «Исповеди» Блаженного Августина.
Что же касается музыки, геометрии, астрономии, арифметики, то эти дисциплины также тесно и логично связаны между собой, поскольку изучают с разных сторон те закономерности, которые лежат в основе изучения мира и природы во всей красоте и многообразии. Известно, что в основе сотворённой Господом Гармонии находятся числовые соотношения, каждому числу соответствует своё звучание. Согласно учению Платона, «не геометр да не войдёт» в царство вечной красоты и не сможет услышать музыку планет. О гармонических соотношениях в устройстве вселенной говорил и Кеплер — учёный эпохи позднего средневековья, занимавший должность астронома и математика при Австрийском дворе [7].
В 1202 году был открыт так называемый ряд Фибоначчи — основа формообразования в природе и цивилизации. В результате деления целого на две неравные части, чтобы целое относилось к большей как большая к меньшей появляется число Фибоначчи — 1,61803398875(Ф), демонстрирующее суть золотого сечения (или божественной пропорции). Интуитивно постигнутое в древности и выявленное в средние века, золотое сечение открывает перед нами на новом, научном уровне красоту и совершенство созданного Богом мира: оно присутствует в прекрасных цветах и пчелиных сотах, в раковинах и кристаллах, в произведениях изобразительного искусства и музыкальных рядах.
Цель исследования: изучить педагогические идеи и систему образования в Средние века.
Объект исследования: Средневековое образование.
Предмет исследования: педагогические идеи и система образования в Средневековье.
Методологическую основу исследования составляют: диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений.
Теоретической основой исследования являются результаты научных исследований представителей отечественной и зарубежной научной педагогической практики. В частности, весомый вклад в изучении педагогических идей и системы образования в Средневековье осуществили Буторина, Т.С., Гофф Ле Ж., Джуринский А. Н., Капранова, В.А., Коджаспирова, Г. М., Корнетов, Г. Б., Латышина, Д.И., Пискунов, А.И. и др.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить развитие образования в Средние века;
2. Рассмотреть Особенности обучения в Средневековье;
3. Проанализировать Средневековые школы: вариации, базовые признаки, перспективы;
4. Изучить первые университеты.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 39 страниц. Количество литературных источников – 30.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.
Церковные школы существовали уже в V в., но они были доступны, прежде всего, высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа).
Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, повышенного образования – большими школами. В школах учились только мальчики и юноши (в малых школах – 7- 10- летние, в больших школах – более взрослые) [2]. Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств.
Первые организационные формы такой программы для средневековой Европы создали философы-педагоги Марциан Капелла (410-427), Боэций, Кассиодор, Исидор (570-636), Алкуин. Учебники этих авторов по программе семи свободных искусств пользовались популярностью вплоть до XIV в. Канон семи свободных искусств обычно включал следующие дисциплины: грамматику, диалектику, риторику, географию, астрономию, музыку, арифметику.
Грамматика являлась главным учебным предметом. Изучение латыни начиналось с элементарных правил, освоения простейших фраз (правила были весьма сложными, например, знаки препинания появились только в VIII в.). При обучении грамматике пользовались учебниками Присципиана, Доната, Диомеда, Алкуина (до IX в.), Ратерия (в X в.), Александера (до XV в.). Постепенно учебники упрощались, становились доступнее. Например, в учебном пособии Александера латинская грамматика и Библия излагались в рифмованном виде.
После усвоения грамматики переходили к изучению литературы. Сначала читали короткие литературные тексты. Далее приступали к правилам стихосложения, читали поэтические сочинения. Учитель рассказывал о личности поэта, кратко сообщал содержание его произведений. Выбор литературы было крайне консервативен. Изучались, прежде всего, сочинения отцов церкви (например, Пруденция, Седулея). В программу входили сочинения древнеримских авторов – Сенеки, Катона, Орозия и некоторых других. Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, т.е. часто выступала и как логика; вторая – построению фраз, искусству красноречия, которое высоко ценилось служителями культа и аристократией. Изучение философии и диалектики опиралось, прежде всего, на произведения Аристотеля. Заучивали также тексты Августина Блаженного и других отцов церкви. В первые века средневековья риторику изучали по Квинтилиану и Цицерону, затем – по Алкуину, с X в. – вновь по Квинтилиану [26].
География и геометрия давали представление об устройстве обитаемого пространства с помощью чисел. Число не отделялось от пространственной формы. Каждая цифра соответствовала своей геометрической фигуре. В соотношении фигур и чисел искали глубокий нравственно-философский смысл. Собственно геометрию изучали по скудным отрывкам из Евклида. Основные географические сведения черпали из арабских источников. Астрономия носила, прежде всего, прикладной характер и была связана с вычислениями череды многочисленных церковных праздников. Школяры должны были назубок знать «Цизио-ланус» – праздничный церковный календарь из 24 стихов. Изучали Птолемееву систему мира. Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов. Усидчивость почиталась наилучшим способом овладения христианским школьным знанием. Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу – таким был девиз средневековой школы.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Развитие образования в Средние века

В этот период существовало несколько систем воспитания и образования.
Рыцарская система воспитания (для феодалов)
Мальчики при дворе сюзерена с 7 до 14 лет служили пажами при жене феодала, с 14 до 21 — оруженосцами при феодале, в 21 год – посвящались в рыцари. В основе содержания образования лежали «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, фехтование, охота, метание копья, шахматы, игра на музыкальном инструменте. Воспитывалось презрение к труду, в том числе умственному. Рыцари также не обязаны были овладевать грамотой.
Церковная система образования
В средние века в сфере образования господствовали духовные феодалы – «князья церкви». Церковная система включала в себя:
— приходские школы (с 7 до 15 лет обучали грамоте, пению);
— монастырские школы (готовили к поступлению в монахи);
— соборные или кафедральные (давали высшее церковное образование, в них изучали риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку)
Особенностью системы образования были зубрежка и палочная дисциплина [1].
Городские учебные заведения
С ростом городов, развитием торговли в 13 – 14 веках возникают учебные заведения нового типа для торгово – ремесленных слоев населения. Это цеховые и гильдейские школы. Образование было платным, содержание образования имело практическую направленность.
Педагогика эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (14 – 16 в.в.) – эпоха разложения феодализма, начала развития капиталистических отношений, прогресса науки и культуры. В образовании это нашло свое выражение в процессе его гуманизации и отказе от палочной дисциплины. Эти идеи выдвигали Э. Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень.
В эпоху Возрождения возникает новый тип общего среднего образования, который получил название «классического». Изучались: латинский и греческие языки, античное искусство, вводятся естественно – научные дисциплины. Основным учебным заведением стала гимназия.
Становление педагогики как гуманистической науки о воспитании и обучении происходило в 17 – 18 веках.
Наиболее полно педагогические идеи Возрождения выразил великий чешский педагог-гуманист, теоретик и практик образования – Ян Амос Коменский (1592 – 1670 г. г.). Главный труд его жизни книга «Великая дидактика», а также «Материнская школа». Идеи Я.А.Коменского:
— «учить всех – всему» (идея всеобщего обучения);
— сформулировал систему принципов дидактики (обучения);
— разработал возрастную периодизацию;
— основоположник классно – урочной системы;
— определит как важен учитель и его функции в обществе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы