Курсовая теория на тему Педагогическая работа с детьми девиантного поведения в условиях ДОУ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Девиантное поведение дошкольников как социально-педагогическая проблема 6
2. Причины и виды девиантного поведения в дошкольном возрасте 11
3. Формы, методы и технология работы по профилактике и преодолению девиантного поведения детей в условиях ДОУ 18
Заключение 26
Библиографический список 28
Приложение 1 30
Введение:
Актуальность. Проблема профилактики девиантного поведения детей была и остается актуальной для любого общества. Трансформационные процессы, происходящие в РФ, коснулись всех сфер общественной жизни, стали причиной существенных изменений в сознании и мировоззрении россиян. Осложнена социально-экономическая ситуация в стране, разрушение устоявшихся стереотипов, норм и традиций обусловили тенденцию к определенному снижению воспитательного потенциала семьи, распространение негативных проявлений поведения, рост показателей преступности среди детей и молодежи.
Особое беспокойство вызывают асоциальные проявления поведения в детей, которые являются основой для деградации личности, становятся препятствием в осуществлении учебно-воспитательного процесса и к тому же существенно вредят здоровью. Именно поэтому педагогическая работа, направленная на профилактику и преодоление девиантного поведения детей в настоящее время является актуальной. В организации превентивной работы важным является поиск новых форм и методов, которые, учитывая новые условия настоящего, были бы эффективными.
Исследованию различных аспектов девиантного поведения, факторов ее возникновения, поиска форм и методов профилактической работы и преодоления девиантного поведения посвящены труды многих отечественных ученых, таких как: А. Беспалько, И. Зверева, А. Капская, Г. Кэплан, В. Оржеховский, Н. Перешеина, В. Спивак, С. Харченко, М. Фицула и др.
Однако, по нашему мнению, педагогический аспект данной проблемы не являются совершенно разработанным. Поэтому цель работы – изучить основные педагогические аспекты девиантного поведения детей дошкольного возраста, определить основные пути ее профилактики в условиях ДОУ.
На современном этапе девиантное поведение рассматривают как систему поступков, не соответствует принятым в обществе нормам и проявляется в виде несбалансированных психических процессов, неадаптированности, нарушении процессов само актуализации и уклонении от морального и этического контроля личности над собственным поведением.
Особенности девиантного поведения у детей дошкольного возраста заключаются в следующих проявлениях: выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр; склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций. А также повышенная внушаемость к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых. Кроме того, инфантильные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком; импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу; реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции активного протеста.
Причины возникновения делинквентного поведения могут быть различными. К основным причинам можно отнести следующие: неблагоприятное семейное воспитание; неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества.
Проблема исследования. Несмотря на то, что теме девиантного поведения посвящено немалое количество работ ученых, общепринятых мер по педагогической коррекции девиантного поведения дошкольников в условиях ДОУ нет.
Заключение:
<p>Проблема девиантного поведения, которую большинство ученых рассматривают, как отклонение от принятых в обществе норм и правил, была объектом научных исследований, начиная еще со времен античности. Однако сегодня интерес к ней растет, поскольку на протяжении последних десятилетий девиантные проявления приобрели значительное распространение, в том числе и среди несовершеннолетних, включая детей дошкольного возраста. <br />Несмотря на то, что теме девиантного поведения посвящено немалое количество работ ученых, единого общепринятого определения термина «девиантное поведение» нет. Это связано с тем, что, по мнению одних ученых, говоря о девиантное поведение, речь должна идти обо все отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, по мнению вторых упор стоит ставить только на разных видах социальной патологии, а третьи считают, что девиантным поведением является нарушение правовых норм.<br />Такие разногласия объясняются сферой научной деятельности тех или иных исследователей. Ведь термин «девиантное поведение» встречается не только в педагогической науке, но еще и в медицинской, психологической и юридической науках.<br />Проведенное исследование позволяет констатировать, что девиантное поведение наносит вред самому ребенку, окружению и обществу в целом. Поэтому особую актуальность приобретает поиск новых форм и методов работы по ее превенции. Педагогическая работа по профилактике и коррекции девиантного поведения воспитанников ДОУ должна основываться на педагогических принципах и может быть плодотворной только при условии сотрудничества социальных педагогов, психологов, воспитателей, родителей, работников социальных служб.<br />Критериями эффективности реализации программы профилактики и коррекции девиантного поведения детей дошкольного возраста являются:<br />1. Снижение уровня агрессии;<br />2. Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением;<br />3. Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости, агрессивности и гиперактивности среди детей дошкольного возраста.<br />Основным условием для осуществления данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.<br />Также важно отметить и тот факт, что профилактика девиантного поведения детей должно быть четко спланированной и периодической. Важно определенным образом поддерживать и контролировать полученный результат, поскольку, как подтверждают данные нашего исследования, результаты проведенной профилактической работы при отсутствии определенного контроля имеют тенденцию ухудшаться.<br />Итак, девиация в поведении детей является результатом сложных взаимодействий социальных и биологических факторов. Изменения, которые происходят с дошкольником с девиантным поведением на разных уровнях, требуют профессионального вмешательства педагога. Следствие такой работы — осуществление и закрепление позитивных изменений в поведении, способствующие гармонизации развития личности дошкольника.</p>
Фрагмент текста работы:
1. Девиантное поведение дошкольников как социально-педагогическая проблема
Девиантное поведение – это сложный социальный и психолого-педагогический феномен, который выходит далеко за рамки одной науки. Является территорией изучения наук, объектом которых является человек, и в силу сложности поведенческих нарушений требует хорошо организованной системы воздействий.
Анализ причинных факторов девиантного поведения в течение многих тысячелетий неизменно остается в центре интересов отечественных и зарубежных исследований в различных кругах научного познания: социологии, психологии, педагогики, медицины, психиатрии, права.
Анализируя социально-педагогические детерминанты девиантного поведения, следует, прежде всего, обратить внимание на социально-экономические устройство общества, политические и экономические проблемы. А так же на нравственные ценности, присущие обществу в переходный, кризисный период, на семью, общеобразовательное учебное заведение, неформальные группировки [1, 57].
Чрезвычайная актуальность проблемы вызывает исследования ее различных аспектов отечественными и зарубежными учеными (П. Вест, А. Коен, В. Оржеховская, В. Синьов, В.Тюрина, Т. Федорченко, М. Фицула и др.). Девиантное поведение по-разному рассматривается представителями различных наук (психологии, педагогики, медицины, социологии, права). Так, в педагогической литературе (Р. Олифиренко, М. Рожков, В. Оржеховская, Т.Федорченко) под девиантным поведением обычно понимают отклонение от принятых в обществе, социальной среде социально-нравственных норм и ценностей, а также нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации личности в том обществе, которому она принадлежит. В медицинской литературе (М. Кабанов, А. Личко, В. Менделевич) девиантное поведение трактуется как отклонение от принятых в обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, которые осуществляются как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. В психологической литературе (С. Беличева, А. Гоголева, И. Дубровина, Н. Максимова) девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и моральных норм, или как неправильный антисоциальный пример решения конфликта, который оказывается в нарушении общественно принятых норм, вреде, нанесенном общественному благополучию.
Непосредственно девиантное поведение в западной социологии исследуется во многих социологических теориях. В рамках структурно-функционального анализа Э. Дюркгейм понимал под девиантным поведением такое поведение, которое не совпадает с общепринятыми в обществе ценностями и нормами. Р. Мертон главным фактором отклонений считал расхождение между целями, которые выдвигает общество и средствами, которые оно предлагает для достижения целей [4, 129]. В этом научном направлении отклонения исследовали Т. Парсонс, Р. Дубин и другие. Исследование феномена девиантного поведения также получило развитие в рамках символического интеракционизма, что определяет девиацию как действие индивида, которая является результатом интерпретации ситуации, а не действия внешних сил (Ч. Кули, Д. Мид и другие). Е. Беккер, Е. Леммерт, Ф. Танненбаум считали, что девиантное поведение является результатом социальной оценки. Отклонение объясняются также культурологическими теориями, которые отмечают в анализе культурных ценностей, которые способствуют отклонениям (А. Коэн, М.Миллер, Э. Сатерленд, М. Селлин). Конфликтологическая парадигма отклоняет все теории девиантного поведения, считая главным фактором девиации природу современного общества.