Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Педагогическая работа с детьми девиантного поведения в условиях ДОУ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Девиантное поведение дошкольников как социально-педагогическая проблема 6
2. Причины и виды девиантного поведения в дошкольном возрасте 11
3. Формы, методы и технология работы по профилактике и преодолению девиантного поведения детей в условиях ДОУ 18
Заключение 26
Библиографический список 28
Приложение 1 30

  

Введение:

 

Актуальность. Проблема профилактики девиантного поведения детей была и остается актуальной для любого общества. Трансформационные процессы, происходящие в РФ, коснулись всех сфер общественной жизни, стали причиной существенных изменений в сознании и мировоззрении россиян. Осложнена социально-экономическая ситуация в стране, разрушение устоявшихся стереотипов, норм и традиций обусловили тенденцию к определенному снижению воспитательного потенциала семьи, распространение негативных проявлений поведения, рост показателей преступности среди детей и молодежи.
Особое беспокойство вызывают асоциальные проявления поведения в детей, которые являются основой для деградации личности, становятся препятствием в осуществлении учебно-воспитательного процесса и к тому же существенно вредят здоровью. Именно поэтому педагогическая работа, направленная на профилактику и преодоление девиантного поведения детей в настоящее время является актуальной. В организации превентивной работы важным является поиск новых форм и методов, которые, учитывая новые условия настоящего, были бы эффективными.
Исследованию различных аспектов девиантного поведения, факторов ее возникновения, поиска форм и методов профилактической работы и преодоления девиантного поведения посвящены труды многих отечественных ученых, таких как: А. Беспалько, И. Зверева, А. Капская, Г. Кэплан, В. Оржеховский, Н. Перешеина, В. Спивак, С. Харченко, М. Фицула и др.
Однако, по нашему мнению, педагогический аспект данной проблемы не являются совершенно разработанным. Поэтому цель работы – изучить основные педагогические аспекты девиантного поведения детей дошкольного возраста, определить основные пути ее профилактики в условиях ДОУ.
На современном этапе девиантное поведение рассматривают как систему поступков, не соответствует принятым в обществе нормам и проявляется в виде несбалансированных психических процессов, неадаптированности, нарушении процессов само актуализации и уклонении от морального и этического контроля личности над собственным поведением.
Особенности девиантного поведения у детей дошкольного возраста заключаются в следующих проявлениях: выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр; склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций. А также повышенная внушаемость к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых. Кроме того, инфантильные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком; импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу; реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции активного протеста.
Причины возникновения делинквентного поведения могут быть различными. К основным причинам можно отнести следующие: неблагоприятное семейное воспитание; неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества.
Проблема исследования. Несмотря на то, что теме девиантного поведения посвящено немалое количество работ ученых, общепринятых мер по педагогической коррекции девиантного поведения дошкольников в условиях ДОУ нет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

<p>Проблема девиантного поведения, которую большинство ученых рассматривают, как отклонение от принятых в обществе норм и правил, была объектом научных исследований, начиная еще со времен античности. Однако сегодня интерес к ней растет, поскольку на протяжении последних десятилетий девиантные проявления приобрели значительное распространение, в том числе и среди несовершеннолетних, включая детей дошкольного возраста. <br />Несмотря на то, что теме девиантного поведения посвящено немалое количество работ ученых, единого общепринятого определения термина &laquo;девиантное поведение&raquo; нет. Это связано с тем, что, по мнению одних ученых, говоря о девиантное поведение, речь должна идти обо все отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, по мнению вторых упор стоит ставить только на разных видах социальной патологии, а третьи считают, что девиантным поведением является нарушение правовых норм.<br />Такие разногласия объясняются сферой научной деятельности тех или иных исследователей. Ведь термин &laquo;девиантное поведение&raquo; встречается не только в педагогической науке, но еще и в медицинской, психологической и юридической науках.<br />Проведенное исследование позволяет констатировать, что девиантное поведение наносит вред самому ребенку, окружению и обществу в целом. Поэтому особую актуальность приобретает поиск новых форм и методов работы по ее превенции. Педагогическая работа по профилактике и коррекции девиантного поведения воспитанников ДОУ должна основываться на педагогических принципах и может быть плодотворной только при условии сотрудничества социальных педагогов, психологов, воспитателей, родителей, работников социальных служб.<br />Критериями эффективности реализации программы профилактики и коррекции девиантного поведения детей дошкольного возраста являются:<br />1. Снижение уровня агрессии;<br />2. Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением;<br />3. Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости, агрессивности и гиперактивности среди детей дошкольного возраста.<br />Основным условием для осуществления данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.<br />Также важно отметить и тот факт, что профилактика девиантного поведения детей должно быть четко спланированной и периодической. Важно определенным образом поддерживать и контролировать полученный результат, поскольку, как подтверждают данные нашего исследования, результаты проведенной профилактической работы при отсутствии определенного контроля имеют тенденцию ухудшаться.<br />Итак, девиация в поведении детей является результатом сложных взаимодействий социальных и биологических факторов. Изменения, которые происходят с дошкольником с девиантным поведением на разных уровнях, требуют профессионального вмешательства педагога. Следствие такой работы — осуществление и закрепление позитивных изменений в поведении, способствующие гармонизации развития личности дошкольника.</p>

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Девиантное поведение дошкольников как социально-педагогическая проблема

Девиантное поведение – это сложный социальный и психолого-педагогический феномен, который выходит далеко за рамки одной науки. Является территорией изучения наук, объектом которых является человек, и в силу сложности поведенческих нарушений требует хорошо организованной системы воздействий.
Анализ причинных факторов девиантного поведения в течение многих тысячелетий неизменно остается в центре интересов отечественных и зарубежных исследований в различных кругах научного познания: социологии, психологии, педагогики, медицины, психиатрии, права.
Анализируя социально-педагогические детерминанты девиантного поведения, следует, прежде всего, обратить внимание на социально-экономические устройство общества, политические и экономические проблемы. А так же на нравственные ценности, присущие обществу в переходный, кризисный период, на семью, общеобразовательное учебное заведение, неформальные группировки [1, 57].
Чрезвычайная актуальность проблемы вызывает исследования ее различных аспектов отечественными и зарубежными учеными (П. Вест, А. Коен, В. Оржеховская, В. Синьов, В.Тюрина, Т. Федорченко, М. Фицула и др.). Девиантное поведение по-разному рассматривается представителями различных наук (психологии, педагогики, медицины, социологии, права). Так, в педагогической литературе (Р. Олифиренко, М. Рожков, В. Оржеховская, Т.Федорченко) под девиантным поведением обычно понимают отклонение от принятых в обществе, социальной среде социально-нравственных норм и ценностей, а также нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации личности в том обществе, которому она принадлежит. В медицинской литературе (М. Кабанов, А. Личко, В. Менделевич) девиантное поведение трактуется как отклонение от принятых в обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, которые осуществляются как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. В психологической литературе (С. Беличева, А. Гоголева, И. Дубровина, Н. Максимова) девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и моральных норм, или как неправильный антисоциальный пример решения конфликта, который оказывается в нарушении общественно принятых норм, вреде, нанесенном общественному благополучию.
Непосредственно девиантное поведение в западной социологии исследуется во многих социологических теориях. В рамках структурно-функционального анализа Э. Дюркгейм понимал под девиантным поведением такое поведение, которое не совпадает с общепринятыми в обществе ценностями и нормами. Р. Мертон главным фактором отклонений считал расхождение между целями, которые выдвигает общество и средствами, которые оно предлагает для достижения целей [4, 129]. В этом научном направлении отклонения исследовали Т. Парсонс, Р. Дубин и другие. Исследование феномена девиантного поведения также получило развитие в рамках символического интеракционизма, что определяет девиацию как действие индивида, которая является результатом интерпретации ситуации, а не действия внешних сил (Ч. Кули, Д. Мид и другие). Е. Беккер, Е. Леммерт, Ф. Танненбаум считали, что девиантное поведение является результатом социальной оценки. Отклонение объясняются также культурологическими теориями, которые отмечают в анализе культурных ценностей, которые способствуют отклонениям (А. Коэн, М.Миллер, Э. Сатерленд, М. Селлин). Конфликтологическая парадигма отклоняет все теории девиантного поведения, считая главным фактором девиации природу современного общества.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы