Курсовая теория на тему Педагогическая деятельность и идеи Л.Н.Толстого, С.А.Рачинского
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения вопроса о
педагогическом наследии Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского. 6
1.1. Деятельность Л.Н. Толстого и его взгляды на народное образование, воспитание и школу. 6
1.2. Педагогическая
деятельность и идеи о воспитании С.А. Рачинского. 13
1.3. Общность и своеобразие педагогических систем Л.Н.
Толстого и С.А. Рачинского 20
Выводы к Главе 1. 28
Глава 2. Педагогическое
наследие Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского, его использование в современных
условиях. 29
2.1. Реализация идей свободного воспитания Л.Н. Толстого в
теории и практике отечественного образования. 29
2.2.Идея формирования
духовно-нравственных ценностей как основа педагогической системы С.А.
Рачинского и ее реализация в современной школе. 32
Выводы к Главе 2. 38
Заключение. 39
Список используемой литературы.. 41
Введение:
Система
образования в целом и школьного, прежде всего, переживает сегодня период исканий.
Концепция прежнего среднего школьного обучения, основанного на идее «энциклопедического
образования» (защитником и проводником которой был европейски известный педагог
Я. Коменский), преобладавшая в романо-германских странах и советской школьной системе
во второй половине ХХ века, перетерпела существенные изменения в России.
За
прошедшие годы в отечественном образовательном пространстве проявились различные
подходы к развитию школьной системы обучения, например, модели профильного, развивающего,
проблемного, инновационного и т.д. обучения.
Перечисленные,
как и подобные им модели, основываются на поиске оптимальной программы передачи
знаний учащимся, что получило подтверждение в принятии федеральных стандартов процесса
обучения в контексте приоритетных задач нового федерального закона «Об образовании»
Однако
перевод системы школьного образования на идеологическую компоненту оказания образовательных
услуг привело к существованию изменению социальной роли школы в обществе, превращение
ее в «сферу обслуживания» с постоянно возрастающим объемом информации и контролем
результативности обучения через тест-стандарты ЕГЭ не отвечает уже в последнее время
запросам государства, родителей и учеников. В условиях глобализации, разрушающей
национальные социально-нравственные и культурные ценности, только образование, основанное
на отечественных самобытных традициях развития русской школы, может стать важнейшим
интегрирующим государственно-общественным институтом, готовым защитить нашу национальную
идентичность, откроет новым молодым поколениям перспективы будущего страны, возможности
реализации личных стремлений, целей и интересов. Формирование системы образования
в России было неразрывно связано с русской культурой, православными традициями,
духом благочестия и соборности. Плеяда величайших педагогических писателей и мыслителей
XIX века в России — К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Н. И. Ильминский, Л.Н. Толстой,
С.А. Рачинский и др. своей деятельностью подготовили почву для развития «народного
образования», концепция которого основывалась на сочетании трех компонентов: «обучения
ума, просвещения души и воспитания сердца».
Объект исследования – педагогическая
деятельность.
Предмет исследования – процесс
педагогической деятельности Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского.
Цель исследования –
изучить основные аспекты педагогической деятельности и идей Л.Н. Толстого и С.А.
Рачинского.
Гипотеза
– если использовать педагогический опыт Л.Н.
Толстого и С.А. Рачинского в современных условиях, то построение
учебного и воспитательного процесса на основах гуманистического мировоззрения,
которое признает своей главной и незыблемой ценностью человека, будет более
эффективным.
Для достижения поставленной цели необходимо решение
ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть особенности деятельности
Л.Н. Толстого и его взгляды на народное образование,
воспитание и школу;
2. проанализировать особенности педагогической деятельности и идей
о воспитании С.А. Рачинского;
3. определить общность и своеобразие
педагогических систем Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского;
4. определить особенности реализации
идей свободного воспитания Л.Н. Толстого в теории и практике отечественного образования;
5.
изучить идеи формирования духовно-нравственных ценностей
как основа педагогической системы С.А. Рачинского и ее реализация в современной
школе
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы
по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой
для исследования послужили научные труды известных
отечественных исследователей, были использованы учебные пособия,
статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной
нами темы.
Структура
курсовой работы включает введение, две главы,
заключение и список использованных источников
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что во второй половине XIX – начале XX в. в русской
философско-педагогической литературе отразился возросший интерес общества к личности
ребенка. В результате плодотворного поиска была сформирована гуманистическая парадигма:
понимание «гуманности» как философской категории и «гуманизма» как черты личности.
Были на мечены вариативные подходы к определению содержания гуманистического образования,
а также отвечающие этой парадигме формы, средства и методы организации учебно-воспитательного
процесса
Л.Н.
Толстой утверждал, что для взращивания личности, способной выполнить свое предназначение,
необходимо ее свободное воспитание – «критериум педагогики есть только один – свобода».
А свобода воспитания – это и есть свобода развития личности ребенка, недопустимость
давления на нее и недопустимость насилия над ней, предоставление воспитанникам свободы
в суждениях, выборе поступков. Свои идеи свободного воспитания и воспитания человечности
Л.Н. Толстой успешно реализовал в учительской практике Яснополянской школы, при
издании педагогического журнала, в процессе создания учебных книг для первоначального
обучения в народных школах, в теоретических и методических работах.
Толстой
решительно отвергал телесные наказания детей и меры, которые унижают личность ребенка,
и резко критиковал западно-европейскую школу и ее разработанную систему телесных
наказаний. Он считал, что главное в его педагогической работе заключается не в придумывании
наказаний, а в развитии сознательности детей, в воспитании у них искренности, честности
и правдивости путем осуществления новой системы школьной работы. Только огромный
авторитет учителя, исключительный интерес учеников к учебной деятельности, деловая
обстановка на занятиях, простота и доброта в общении предупреждали, как правило,
возможность серьезных нарушений дисциплины. Деятельность Л.Н. Толстого как создателя
теории свободного воспитания оказала огромное влияние и была горячо поддержана С.А.
Рачинским.
В
основу всей школьной жизни в Татеве С.А. Рачинский положил семейные устои жизни,
традиции народа, православия. По его убеждению, развитие у школьников чувства семейной
жизни, глубокой религиозности способствует выработке таких гуманистических качеств,
как любовь к родителям, старшим, друг к другу, своему краю. Формулируя основание
всей своей педагогики, он говорил, что «задача школы – сделать из ребенка человека».
Так
же как и Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский большое значение придавал индивидуальному
подходу к учащимся. Он внимательно изучал способности, интересы, характер, темперамент
и наклонности каждого ученика
В
Татевской школе, как и в Яснополянской, занятия строились в форме свободной беседы
учителя с учениками; никаких наказаний и взысканий не было, обучение велось без
всякого принуждения.
Теория
и практика свободного воспитания, созданная Л.Н. Толстым и горячо поддержанная С.А.
Рачинским, базировалась на идее добра, любви к людям. Гуманистическая направленность
педагогики Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского складывалась из уважения к ребенку, искренности,
простоты, доброжелательности в общении с ними, понимания его внутреннего мира, умения
считаться с его желаниями, склонностями и способностями.
Педагогический процесс, построенный
на положениях такой гуманистической педагогики, опирается на конструктивную работу
ученика и учителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу
своих подопечных и создавать все условия для их личностного и творческого развития.
И на сегодняшнем этапе развития современного общества особенно актуальным представляется
построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистического мировоззрения,
которое признает своей главной и незыблемой ценностью человека.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения вопроса
о педагогическом наследии Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского
1.1. Деятельность Л.Н. Толстого и его взгляды на народное образование, воспитание и школу Педагогическая
мысль второй половины XIX в. определяется установкой на поиск новых идеологических
и теоретических основ воспитания, обоснованием его национальной специфики и самобытности,
осмыслением воспитательно-образовательного идеала. Так, в статье Н. И. Пирогова
«Вопросы жизни» 1856 г. в качестве фундамента образования называется общечеловеческое
начало (воплощением которого в содержании образования является классическая культура),
направленное на воспитание высоконравственной личности. Идеал нравственного воспитания
Пирогов видел в христианской религии.
В дальнейшем вопрос о приобщении к духовным ценностям
был затронут К. Д. Ушинским, считавшим, что нужно начинать воспитание личности с
познания народных начал, так как именно народная почва дает возможность избежать
абстрактных идеалов и идей.
Обозначив
специфику российского воспитания в статье 1857 г. «О народности в общественном воспитании»,
педагог выделил три его основополагающих принципа: народность, духовность и наука.
В качестве первоосновы, закладывающей ценностные доминанты, Ушинский указывает на
семейное воспитание, в котором, по его мнению, конкретизируются цели общественного
воспитания.
При этом педагогическая мысль
второй половины XIX в. отталкивается от идеи о субъектной составляющей личности
ученика, что нашло отражение, например, в педагогике Н. Д. Добролюбова. Центральной
идеей его педагогических воззрений стало представление о разумной природе ребенка,
которую он выдвинул в статье «О значении авторитета в воспитании» 1857 г. Воспитание
в соответствии с этим должно