Теоретическая педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Патриотическое воспитание старшеклассников в процессе изучения литературы (истории)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Патриотическое воспитание старшеклассников как социально-педагогическая проблема 4
1.1. Патриотическое воспитание: понятие, цели, принципы 4
1.2 Особенности патриотического воспитания старшеклассников 8
Глава 2. Патриотическое воспитание старшеклассников в процессе изучения истории 12
2.1. Формы и методы патриотического воспитания в современной школе 12
2.2. Особенности патриотического воспитания старшеклассников на уроках истории 15
Заключение 20
Список литературы 21

  

Введение:

 

Особенно важной задачей современной школы является патриотическое воспитание детей, потому что именно школьные годы — лучшие для взращивания в душах и сердцах патриотизма. Патриотическое воспитание предполагает неуклонное и постепенное формирование у учащихся любви к Родине. Ведь патриотизм — это действительно неиссякаемая любовь к своей Родине. Это именно та человеческая черта, которая делает его гражданином своей страны, достойной полноценной личностью. Школа должна научить старшеклассников гордиться своим народом и Родиной, уважать их нелёгкую и великую историю. Многое даёт школа: именно в школе у детей закладывается тот фундамент, на котором начинает строиться их дальнейшее представление о мире.
В воспитании патриотизма уроки истории играют особенно важную роль. На них, изучая ту или иную тему, к примеру, можно останавливаться на различных исторических личностях, сыгравших выдающуюся роль непосредственно для истории России, и на их примерах учить детей. Патриотизм известных писателей, исторических деятелей, героев Отечественных войн, их нравственный и гражданский опыт учит школьников становиться настоящими патриотами своей Родины, следовать их примеру. Познавая историю Родины, переживая чувство любви к ней, испытывая тревогу об ее настоящем и будущем, школьник тем самым утверждает свое достоинство, хочет быть похожим на героев родной страны. Невозможно научить патриотизму, но учитель обязан создать все условия для его формирования. Этим и объясняется актуальность данного исследования.
Изучением проблемы патриотического воспитания старшеклассников занимались: В.И. Логинова, Т.А. Ротанова, Н. Николаева, Т.Н. Бабаева, Т.С. Комарова, Т.Н. Доронова.
Проблема исследования: какие методы и приёмы, используемые в работе по формированию патриотического сознания старшеклассников при изучении истории будут наиболее эффективными?
Цель работы — решение данной проблемы.
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания старшеклассников.
Предмет исследования — педагогические условия работы по патриотическому воспитанию старшеклассников в процессе изучения истории.
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение истории старшеклассниками можно сделать намного эффективнее и полезнее, если начать с ними работу по воспитанию патриотизма.
Задачи исследования:
1) Дать определение понятию патриотическое воспитание;
2) Изучить особенности патриотического воспитания старшеклассников;
3) Выявить особенности патриотического воспитания на уроках истории.
Методы исследования: изучение методической и педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день вопросу патриотического воспитания уделяется достаточно внимания. Разрабатывается, развивается и реализуется программа пропаганды и распространения патриотических идей среди молодёжи и школьников. В общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях проводятся военно-патриотические мероприятия и тематические уроки. Все силы педагогики, начиная с 2000 года и по сегодняшний день, брошены на воспитание патриотизма в подрастающем поколении. Особенность патриотического воспитания заключается в основном в упоре на изучение исконно-русских обрядов, восхваление и уважение военной истории России, изучение художественной литературы с патриотическим содержанием.
Патриотизм — это чувство гордости своим Отечеством и его свершениями. Утратив это чувство, мы потеряем себя как народ, который способен на великие свершения. На данный момент целью воспитания на всех уровнях образовательной системы является воспитание человека-патриота России, что ориентирован на приоритет национальных российских ценностей при должном уважении к другим цивилизациям.
Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Необходимо, чтобы данная система способствовала выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию, а также осознанию его места и роли в мировом духовном развитии, открытости и уважению ко всем другим традициям и системам.
Патриотическое воспитание старшеклассников необходимо, прежде всего, потому, что именно учащиеся старших классов находятся на конечной ступени школьного обучения. Перед ними открыт целый мир, что ожидает их за стенами школы. И для благополучной адаптации ко взрослой жизни, вчерашним школьникам необходимо любить свою Родину. Лишь осознанная и глубокая любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям народа и отечества.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Патриотическое воспитание старшеклассников как социально-педагогическая проблема
1.1. Патриотическое воспитание: понятие, цели, принципы
Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием, неоднозначностью и многовариантностью. Во многом его можно объяснить сложной природой этого явления, многоаспектностью его содержания, а также многообразием форм проявления. Проблема патриотизма рассматривалась разными исследователями в различных социально-экономических, политических и исторических условиях, в зависимости от индивидуальной гражданской позиции, от использования разных сфер знаний, отношения к своему Отечеству и т.п.
Термин «патриотизм» употребляется и в научно-исследовательской литературе, и в выступлениях, статьях, дискуссиях, предвыборных программах политических партий и политиков, движений, деятелей искусства, культуры и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.
Патриотическое воспитание нацелено на развитие и формирование личности, которая обладает качествами гражданина патриота Родины, а также способной успешно выполнять свои гражданские обязанности в военное и мирное время [1, с. 224].
Достаточно полно раскрывается содержание этого понятия в работе И.Е. Кравцова: «Патриотизм — это любовь к своему отечеству; к родному языку, к родным местам, к традициям и передовой культуре, к результатам труда своего народа, к прогрессивному государственному и общественному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность Родине, готовность защищать ее независимость» [11, с. 52].
И.Ф. Харламов изучает понятие патриотизма с точки зрения взаимосвязанной совокупности черт поведения и нравственных чувств, включающую любовь к Родине, активный труд во благо Родины, умножение и следование за трудовыми традициями народа, бережное отношение к обычаям родной страны и историческим памятникам, любовь и привязанность к родным местам, стремление укрепить честь и достоинство Родины, умение и готовность защищать ее, мужество, воинскую храбрость и самоотверженность, дружбу и братство народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни, уважение культуры и обычаев других народов и стран, стремление сотрудничать с ними [20].
Относя патриотизм к нравственным качествам, Т.Н. Мапькорская включает в его понятие любовь к Отечеству, готовность защитить его, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к совершенно любым проявлениям шовинизма и национализма, приверженность к народной культуре, знание всех национальных традиций, национальное достоинство, честь и гордость, что находит воплощение в гражданственности [9, с. 21].
На сегодняшний день сущность патриотического воспитания может трактоваться в качестве развития чувства личности, патриотического сознания, что основано на гуманистических духовных ценностях своего народа.
Так, еще совсем недавно вместо воспитания коллективизма начала внедряться идея воспитания эгоцентризма, индивидуализма, вместо воспитания патриотизма стали пропагандировать воспитание космополитизма, неуважительного отношения к своему народу, к отечественной истории. Это ведет к тому, что понятия «патриот» и «патриотизм» приобретают негативный оттенок. Но для большинства россиян эти понятия сохранили свое первоначальное, абсолютно позитивное значение. Это безграничное чувство гордости своим отечеством, его свершениями, историей. Это стремление сделать свою страну богаче, краше, крепче, счастливее. Утратив патриотизм и связанные с ним национальное достоинство и гордость, мы потеряем себя как народ, который способен на великие свершения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы