Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Патриотическое воспитание дошкольников средствами дошкольной педагогики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 2. Теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания дошкольников 4
1.1. Проблема патриотического воспитания в трудах педагогов 4
1.2. Современное состояние изучения проблемы патриотического воспитания дошкольников 13
Глава 2. Особенности патриотического воспитания дошкольников средствами дошкольной педагогики 21
2.1Музейная педагогика как метод патриотического воспитания 21
2.2 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства 28
Заключение 32
Список литературы 35

 

  

Введение:

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся следующие цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Различные аспекты патриотического воспитания исследовались многими педагогами и психологами (Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.). Все они отмечают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях.
Цель курсовой работы: проанализировать теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Патриотическое воспитание дошкольников средствами дошкольной педагогики.
Задачи работы:
Изучить теоретические основы патриотического воспитания дошкольников в психолого – педагогической литературе;
Рассмотреть особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста по средством музейной педагогики;
Рассмотреть патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой литературы по теме исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целенаправленное патриотическое воспитание должно сочетать любовь к близким людям с формированием такого же отношения и к определенным феноменам общественного бытия. С этой целью факты жизни страны, с которыми знакомят дошкольников, иллюстрируют примерами из деятельности близких им взрослых, родителей привлекают к оценке общественных явлений, совместного участия с детьми в общественных делах.
Однако лишь ознакомление с общественной жизнью не решает задач патриотического воспитания. Это показал опыт работы дошкольных учреждений в 20-30-е годы XX века. В то же время нельзя игнорировать значимость ознакомления детей с историей и современностью родной страны, другими общественными явлениями.
Концепция дошкольного воспитания в России (1993), исповедуя исторический подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, актуализирует его тетрадь, руссковедческие и краеведческие направления. На это ориентируют и разнообразные программы дошкольного воспитания.
Эффективными методами и формами организации патриотического воспитания относятся: экскурсии по улицам родного города, к историческим памятникам, достопримечательностям; рассказы воспитателя; беседы с интересными людьми; обобщающие беседы; рассмотрение иллюстративных материалов; чтение и инсценировка произведений художественной литературы; приглашение членов семей в детский сад; совместные с семьями воспитательные мероприятия (День семьи, праздник бабушек и тому подобное); встречи с родителями за пределами дошкольного учреждения, по месту работы и др.
Важным направлением патриотического воспитания является приобщение к народоведению — изучение культуры, быта, обычаев родного народа. Дошкольников знакомят с культурными и материальными ценностями семьи и народа, объясняют связь человека с прошлыми и будущими поколениями, воспитывают понимание смысла жизни, интерес к семейным и народным традициям.
Значительную роль в воспитании детей играют народные традиции — опыт, обычаи, взгляды, вкусы, нормы поведения, сложившиеся исторически и передаются из поколения в поколение (уважать старших, заботиться о детях, отмечать памятные даты и тому подобное). С традициями тесно связаны народные обычаи — сложившиеся правила поведения; то, что стало привычным, признанным, необходимым; форма выявления народной традиции (как здороваться, как ходить в гости и др.).
Приобщаясь к народоведению, дети постепенно утверждаются в мнении, что каждый народ, в том числе и русский, имеет обычаи, которые являются общими для всех людей. Познавая традиции, народную мудрость, народное творчество (песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, загадки и др), расширяя представление о народных промыслах (вышивка, Гжельская роспись, Филлимоновская игрушка), они постепенно получают более-менее целостное представление о воплощенной в художественное и предметное своеобразие творчества русского народа. В то же время у детей расширяются знания о характерных для родного края профессии людей, о конкретных их представителей. Современные концепции национального воспитания подчеркивают важность национальной направленности образования, ее органического единства с национальной историей и традициями, сохранении и обогащении культуры русского народа.
Важной задачей педагогической науки и практики является обеспечение этнизации— естественного вхождения детей в духовный мир своего народа, нации как элемента общечеловеческой культуры, лишенной национальной ограниченности и эгоизма. Нравственная направленность этой работы требует единства национального и общечеловеческого в формировании национального самосознания, интернациональных чувств дошкольников. Национальное самоопределение личности (отнесение себя к определенной нации, преданность ей, любовь и интерес ко всему национальному) при таком условии не перерождается в национальный эгоизм и негативное отношение к другим нациям, ведь человек, который имеет высокое национальное сознание, уважать и другой народ.
Патриотическое воспитание дошкольников должно решать более широкий круг задач, чем те, что указаны. Это не только воспитание дорогой к родному дому, семье, детскому саду, но воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатов его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общенародных праздников.
Воспитание любви к Родине, к своей Отчизне – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей „взрослые” показатели проявления любви к Отечеству. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Действительно, если патриотизм – это чувство привязанности, преданности, ответственности и т.д. к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте необходимо научить быть снисходительным (к чему-либо, быть ответственным в его малых делах, поступках).
Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя. Также, прежде чем человек научится трудиться на благо Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые поручения, прививать любовь к труду.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания дошкольников
1.1. Проблема патриотического воспитания в трудах педагогов

В современной системе образования России важное значение приобрел вопрос усиления гражданского воспитания детей и молодежи. Вызвано это тем, как отмечают социологи, большинство молодых людей занимают пассивную, выжидательную позицию, не каждый из них понимает неоднозначную ситуацию, которая сложилась в стране сегодня. Все это требует усиления внимания педагогов, родителей, общественных организаций к формированию у каждого молодого человека патриотических чувств, что является основой воспитания у них ответственности в условиях расширения свободы выбора, углубление их политических знаний, убеждений, формирования потребности в воспитании настоящих патриотов России. Поэтому одной из главных задач современной системы образования является патриотическое воспитание [22].
Особое место в этой системе принадлежит дошкольному образованию, задачей которой является: воспитание у детей любви к России, уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, национальным ценностям русского народа, а также ценностям других наций и народов, сознательного отношения к себе, окружающим и окружающей среды. Повышению эффективности и совершенствованию методики патриотического воспитания, бесспорно, способствует изучение опыта решения проблемы, накопленный нашими предшественниками и который нашел отражение в публикациях различных педагогических изданий (особенно прошлого века), в частности журнала «Дошкольное воспитание». Именно это периодическое издание выступает ценным источником отражения теории и практики развития системы дошкольного образования обозначенного периода вообще, и исследования проблемы гражданского воспитания дошкольников, в частности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы