Курсовая теория на тему Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста в ДОО.. 5
1.1 Анализ понятия «патриотическое воспитание». 5
1.2 Методы и способы патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста. 10
Глава 2 Ознакомление с родным городом как средство
патриотического воспитания детей дошкольного возраста. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27
Введение:
Актуальность работы.
Современное дошкольное учебное заведение направлено на всестороннее развитие
личности ребенка путем обучения и воспитания, основанное на общечеловеческих
ценностях и принципах научности, интегрированности, единства обучения и воспитания
на принципах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения в
интересах человека, семьи, общества, государства.
Воспитание личности в
дошкольном учебном заведении должно быть направлено, прежде всего, на развитие
патриотизма – любви и уважения к своей семье, ДОУ, учебному заведению, городу,
государству. И проблема заключается в том, что ребенок дошкольного возраста
понятие «патриотизма» понимает поверхностно. Поэтому задача современного
дошкольного учреждения – формирование гражданина патриота, способного построить
суверенную Россию, творческой личности с высоким уровнем интеллектуального и
духовного развития. При таких условиях ДОУ становится важным звеном воспитания
сознательных, активных, высоконравственных граждан РФ, местом эмоционально-психологической
защищенности и душевного комфорта личности.
Проведенный теоретический
анализ научной литературы показал, что проблема патриотического воспитания
исследовали выдающиеся классики отечественной педагогики, а именно: С.Н.
Николаева, а также современные ученые, в частности С.В. Черемных, В.И. Лесняк,
И.Д. Бех, А.Г. Вороненко, Р.Н. Кедярова, И.С. Козакова. Учеными раскрыты теоретические и методические
аспекты исследуемой проблемы, определены общечеловеческие и национальные
ценности, отмечается значимость принципа народности в национально-патриотическом
воспитании подрастающего поколения. Психологические аспекты освещены в работах
И.Д. Беха, М.А. Боришевского, П.А. Гнатенко и других. Как отмечает психолог
И.Д. Бех, в старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, которые свидетельствуют
о возможности и необходимости специальной работы по патриотическому воспитанию.
К ним, прежде всего, относится формирование у дошкольников нравственных чувств
на основе обогащения содержания, рост осознанности, глубины и устойчивости
эмоциональных переживаний.
Противоречие. Как видим,
патриотизм – это одно из самых глубоких чувств, которое необходимо формировать
именно в дошкольном возрасте. Данная проблема не нашла пока должного отражения
в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов
указывает на важность и значимость патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста, но не предоставляют целостную систему работы в данном
направлении.
Таким образом, все выше
сказанное и обусловило проблему исследования: изучить методику патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста, так как именно старший возраст
считается возрастом становления личности.
Объектом исследования
является процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования –
формы, методы, условия воспитания патриотизма детей старшего дошкольного
возраста.
Цель исследования –
разработать патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
посредством ознакомления с родным городом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
понятие «патриотическое воспитание».
2. Рассмотреть методы и
способы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть ознакомление
с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного
возраста.
Методы исследования:
теоретические методы исследования – анализ
Заключение:
Воспитание патриота своей Родины - ответственная и трудная задача, решение которой только начинается в дошкольном детстве. Систематическая, планомерная работа, использование различных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. 
В ходе работы был осуществлен историко-педагогический анализ становления и развитие патриотического воспитания. Выявлено, что в педагогической концепции ФГОС ДОО отмечается, что одним из призваний российской национальной системы образования и воспитания детей дошкольного возраста является задача пробуждать и воспитывать в каждом ребенке патриотические качества, ценности: любовь к отцу и матери, родственникам, своим предкам, родной природе, земле; любовь к родному языку, культуре, народу, уважение к его историческому прошлому, национальным традициям, обычаям; глубокое осознание своей национальной принадлежности, ощущение единства с представителями своей нации; забота о добром имени – свое и своих друзей и земляков, сохранение своего человеческого и национального достоинства, чести; активная деятельность с целью развития родной культуры, искусства, науки, демократии, государственных процессов; борьбу за повышение духовности и благосостояния всех россиян, представителей национальных меньшинств РФ; любовь к России – Родине.
Установлено, что педагоги в своей деятельности по патриотическому воспитанию применяют различные виды игр, чтение художественной литературы, наблюдения в природе и социальной среде, экскурсии по улицам родного города, к историческим памятникам, достопримечательностям. Так же в группе воспитатели используют слушания народной, классической, современной музыки, рассматривание произведений изобразительного и декоративно искусства, а также беседы на различные темы.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку-труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задача приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно решается тогда, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод: любовь к малой родине, умение чувствовать ее красоту - это начало патриотизма, любви к Родине. У детей в процессе работы формируются лучшие качества маленького гражданина: доброе отношение к миру, привязанность к малой родине, ответственность за все, что происходит в городе, чуткость к окружающим. Совершенствуется речь, память, мышление, способность наблюдать, творить, обобщать, расширять кругозор. Формируются различные виды отношений - природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное с элементами регионального воспитания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста в ДОО 1.1 Анализ понятия «патриотическое воспитание» Понятие «патриотизм» в
разные периоды развития социума трактовалось неоднозначно. Советская
педагогическая наука так и не смогла выработать единого подхода к пониманию
сути патриотического воспитания. Среди многих современных ученых, исследовавших
понятие патриотизма, нет общего понимания его содержания.
В педагогическом словаре
под редакцией М.Д. Ярмаченка понятие «патриотизм» определено как «общественный
и моральный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое
проявляется в определенных действиях и сложном комплексе общественных чувств,
обычно называется любовью к отечеству» [29, с. 356]. Подчеркивая, что
воспитание патриотизма является важнейшей задачей всей системы образования и
воспитания, проявления патриотизма трактуются как принципы морали: «забота об
интересах и исторической судьбы страны и готовность ради нее на
самопожертвования; верность отчизне, что борется с врагами; гордость
социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданию
народа, уважение к историческому прошлому отечества и наследование от него
традиций; привязанность к месту жительства – города, села, области, страны в
целом.
В энциклопедии В.В. Давыдова
патриотизм трактуется как «общественный моральный принцип деятельного отношения
к своему народу, что отражает национальную гордость и любовь к отчизне,
гражданской ответственности за ее судьбу, а также эмоциональное подчинение
личностью своей жизни общим национальным интересам и оказывается в готовности
служить Родине и защищать ее от врагов» [11, с. 633].
Для современного человека
патриотизм стал одним из первых обязанностей и одним из самых почетных чувств –
это то, чем патриот благодарит государству всего, что она делает для него, а
государство является совокупностью гражданских институтов, защищают жизнь
человека.
Сегодня многие авторы
прямо и косвенно рассматривают сущность патриотического воспитания. Данной
проблематике посвящены фундаментальные труды ученых А.М. Бесовой [3], К.Ю.
Белой [2], Н.В. Алешиной [1], А.Д. Жарикова [14] тому подобное. Психологическую
составляющую патриотизма исследуют в своих научных трудах современные психологи
И.Д. Бех [5], А.Г. Вороненко [9], Р.Н. Кедярова [19], И.С. Козакова [21]. Почти
во всех научных работах, публицистических статьях авторы