Курсовая теория на тему Парламентарная демократия и президентская республика как формы современного государства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Общие вопросы функционирования механизма государственной власти в странах с
республиканской формой правления. 7
1.1. Форма
государства: понятие, виды и значения. 7
1.2
Республиканская форма правления: исторический ракурс и общие положение 10
1.3
Государственное устройство и государственный режим. 12
Глава 2.
Соотношение форм и систем правления. 15
2.1 Теория
распределения власти как основа для определения и обоснования республиканской
формы правления. 15
2.2 Понятие,
виды и сущность системы правления (президентская, парламентская) 24
Заключение. 38
Библиографический
список. 39
Введение:
Актуальность
исследования.
Мы все заинтересованы в стабилизации политической жизни и укреплении
верховенства закона, в обеспечении нормальных условий жизни людей. Нет сомнений
в том, что только государство, поставленное на службу человеку, может быть
легитимным и пользоваться поддержкой масс. Естественно, возникает вопрос: как
построить такое государство, как оно должно быть организовано и на каких
принципах должен функционировать государственный механизм? Сегодня, похоже, все
признают, что легитимное государство должно быть демократическим, социальным и
правовым.
Главная и высшая ценность
этого государства – человек, его неотъемлемые права и свободы.
Весь мировой опыт
показывает и подтверждает, что там, где пренебрегают правами и свободами, где
царят диктатура и произвол, неизбежен упадок общества, деградация экономики и
ухудшение условий жизни, а в конечном итоге – крах режима и антинародной
государственности. В истории нет ни одного примера, который доказывал бы, что
тоталитарный порядок обеспечивает стабильное процветание, развитие личности и общества,
осуществление власти в интересах народа. Даже когда диктатура устанавливается
под предлогом обеспечения прогресса, она неспособна выполнить свои собственные
обещания и добиться их. В то же время сама причина насаждения деспотической
власти не имеет значения. Результат всегда один и тот же. Диктатура подавляет
человека и его способности. А моральная и творческая деградация личности –
прямой путь к социальной катастрофе.
Как защитить эту свободу,
чтобы избежать узурпации власти и неизбежного произвола, раздоров и репрессий?
Одним из способов решения этой извечной проблемы является построение механизма
государственной власти, который сам по себе предотвращал бы ее узурпацию и
использование во вред человеку, направлял свою деятельность исключительно на
демократизацию и гуманизацию общественных отношений. То есть, говоря современной
терминологией, для решения этой проблемы необходимо правильно выбрать форму
государства, которая будет сосуществовать в стране, в частности форму и систему
правления. Ведь для того, чтобы власть служила народу, она должна находиться
под его контролем, у нее должны быть свои полномочия и функции, сфера
деятельности в соответствии с определенным распределением по отдельным ветвям,
исключающим возможность концентрации всей власти в руках одного человека или
органа.
Каждое государство может
выбрать одну из двух форм правления: монархию или республику. Что касается
системы правления, то тут выбор шире: она может быть президентской,
парламентской или смешанной (президентско-парламентской или
парламентско-президентской).
На первый взгляд проблема
такого выбора носит глубоко теоретический характер, касается только высших
органов государственной власти и не имеет отношение к каждому из нас. Но это
далеко не так.
Вопрос выбора системы
правления для нас имел большое значение на протяжении исторического развития
государственности и стал особенно актуальным в современных условиях.
Опыт государственного
строительства убедительно свидетельствует о несовершенстве действующей модели
государственного механизма в условиях современности.
Наиболее уязвимыми стали
ее места, которые стали во многом очевидными благодаря практике реализации
Конституции Российской Федерации 1993 г.: несбалансированность ветвей власти,
недостаточная эффективность использования системы сдержек и противовесов, неэффективность
государственного и парламентского контроля над деятельностью органов
исполнительной власти, невыполнение конституционных ограничение судебной
власти, отсутствие четкого механизма ответственности для Правительства в
частности и состояние дел в государстве в целом.
Несовершенство
политической системы существенно влияет на экономическую ситуацию
в государстве. Фактически можно говорить об отсутствии слаженной и
эффективной системы управления экономическими процессами в стране. В этой и не
только в этой сфере Парламент, Президент и Правительство действую без четкого
взаимодействия. Нет четкой линии и в законотворческой деятельности указанных органов.
Нет взаимной ответственности за состояние экономического развития государства.
Поэтому очевидно, что
нужно найти выход из сложившейся ситуации. И выход можно найти только после
изучения и анализа опыта других стран в этой области. В первую очередь нужно
знать, что уже накоплено в этой сфере другими государствами, какие модели правления
выбрали те или иные страны, какие достижения и просчеты были сделаны в этой
области и какая модель является наиболее эффективной для обеспечения реализации
всех прав и свобод человек и гражданин, надлежащего функционирования
предприятий, учреждений, организаций и государственных структур, и, как
следствие, для поступательного развития государство в целом. Именно для
достижения этой цели мы выбрали вышеуказанную тему курсовой работы. Конечно,
нельзя забывать об уникальности каждого государства, обусловленной историческими,
географическими, социальными, политическими и другими условиями, но исходным
положением при выборе системы правления все же является учет мирового опыта.
В конце концов, только
знание чужих ошибок может предотвратить допущение собственных.
Теоретической основой
исследования стали работы известных зарубежных и отечественных ученых, в их
числе Н. Алексеев, И. Андреев, А. Аникевич, М. Вебер, А. Демидов, В. Ильин, Н.
Кейзеров, Ф. Какошкин и другие.
Нормативно-правовой базой
исследования является установление конституционно-правовых актов зарубежных
стран и Российской Федерации, которые содержат нормы, которые определяют и
охарактеризуют систему правления.
Объект
исследования – отношения, складывающиеся в процессе осуществление
государственной власти в странах с республиканской формой правления.
Предмет
исследования
– правое регулирование деятельности высших органов государства в странах с
президентской системой правления.
Цель
исследования – всесторонний анализ механизма функционирования государств с
республиканской формой правления и особенно государств c парламентской и президентской
системой правления, а также определение на этой основе возможности использовать
опыта этих государств для решения многочисленных политико-правовых и других
проблем национального государственного строительства.
Учитывая поставленную
цель, необходимо сформулировать основные задачи
курсовой работы:
– определить понятие и
типы форм государства, дать им правовую характеристику, а также выяснить
значение форм государства для типологии состояний по определенным
характеристикам;
– обобщить вопросы
функционирования механизма государственной власти в странах с республиканской
формой правления, рассматривая теорию распределения власти как основу для
определения и обоснования республиканской формы правления;
– раскрыть понятия, типы
и сущность систем правление (президентской, парламентской).
Основными
методами исследования, которые были использованы мной во время
работы, являются историко-правовой, сравнительный, a также метод системного
анализа.
Заключение:
Таким образом, форма
государства – это сложное понятие, которое характеризует государство с точки
зрения существующих форм правления, государственное устройство и
государственно-правовой режим. То есть каждое государство, как и любой другой
социальный объект, должен быть каким-то образом организован, построен,
сформирован, и осуществление им власти должно осуществляться определенными
способами и методами.
Форма государства всегда
имеет соответствующую правовую фиксацию. Все ее составные элементы (форма
правления, государственное устройство, государственный режим) закреплены в конституции,
законных и подзаконных актах. Однако здесь необходимо учитывать динамическую
изменчивость форм, чувствительную реакцию на изменения в
социально-экономической структуре общества. Форма государства отражает
единство, взаимозависимость объединенных в ней элементов, в результате
получается новое качество, не присущее ни одному из этих отдельных компонентов.
Самая распространенная в
современном мире – республиканская форма правления. Республика – форма
правления, верховная власть в которой осуществляется выборными органами,
которые избираются населением на соответствующий период. Они периодически
меняются, проводят отчеты о своей работе перед общественностью и за свою
деятельность несут юридическую ответственность.
В современных развитых
странах существуют три типа республик: президентские, парламентские и
республики со смешанной формой правления. Все типы республик имеют особенности
взаимодействия трех ветвей власти. Кроме того каждое государство имеет свой
опыт построения и конкретные особенности формы и системы правления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие вопросы
функционирования механизма государственной власти в странах с республиканской
формой правления
1.1. Форма государства:
понятие, виды и значения
Исторически государство
постоянно меняло свою форму. Она появилась еще в рабовладельческом обществе и
всесторонне охарактеризована древними мыслители – Поливием, Сыма-Цянем, Платоном,
Аристотелем.
В частности, в серии книг
«Полития» под руководством Аристотеля было описано159 греческих и варварских
государств. Еще раньше Платон описал такие формы правления, как монархия,
аристократия, демократия, а также их деформированные проявления – атропию,
олигархию, анархию.
Еще в древние времена – в
странах Древнего Востока, Греции и Рима – исследователи государственно-правовых
явлений почувствовали необходимость в определении понятия, которое было бы
достаточно емким и дало бы общее представление об основных характеристика того
или иного государства, о способах и особенностях реализации в нем
государственной власти.
Категория «форма
государства» стала таким широким понятием. Попытаемся определить ее содержание.
Любая форма – это организация предмета, явления. Форма органически связана с
его содержанием. Поэтому она прямо выражает и воплощает суть явлений.
Внутренняя форма определяется как конструкция или способ взаимосвязи элементов
явления. Анализируя форму государства, отметим, что в разные времена исследователи
вкладывали в нее неодинаковое содержание.
Аристотель разделял формы
государства в зависимости от двух признаков:
1) количество тех, кто
правит (один, несколько, много)
2) в интересах кого
(скольких) осуществляется правление.
За вторым признаком он
разделял государства на правильные (правление осуществляется в интересах всех)
и неправильные (правление осуществляется в интересы только тех, кто правит).
Правильными формами Аристотель считал: монархию, аристократию и политию;
неправильными – тиранию, олигархию, демократию [1, с.56].
Французский просветитель
и правовед XVIII века Чарльз Монтескье понимал под формой государства только
то, что современная наука определяет как государственный (политический) режим,
т.е. сами методы осуществление государственной власти. Он определил следующие
конкретные формы правления:
1) республика, в которой
организация и осуществление государственной власти определяются на основе таких
качеств, как добродетель и равенство; 2) монархия (основа власти – честь) 3)
деспотизм (основа власти – страх).
Ж. Руссо понимал форму
государства как структурную организацию высших государственных органов и на
этом основании выделял: а) монархию –
власть одного; 2) аристократию – власть
небольшой группы людей; 3) демократия – власть принадлежит всем [20, с.74]. То
есть Руссо формой государства считал ту категорию, которая в современном правоведении
называется формой правления.
Таким образом, на наш
взгляд, категория «форма государства» является одной из важнейших и наиболее
емких понятий общественной науки. В ней собраны определенные общие признаки и
взаимосвязи, которые характеризуют государство как социальное явление.
Признаки, которые в своей совокупности раскрывают сущность формы государства,
объединены в группы, характеризующие ее составляющие:
1. Признаки,
характеризующие методы организации государственной власти, в том числе порядок
ее формирования. Совокупность этих признаков дает нам основания говорить о
форме государственного правления.
2. Признаки,
характеризующие множество способов организации государственной власти с учетом
внутреннего деления государства на части (в пределах своей территории),
взаимодействие государственных органов и их частей друг с другом. Эта
совокупность признаков раскрывает форму государственного строя.