Курсовая теория на тему Пантомима как одно из средств выразительности актёрской игры на сцене.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 6
1.1. Понятие пантомимы.. 6
1.2. История пантомимы.. 7
1.3. Основные средства выразительности пантомимы.. 10
Глава 2. Анализ пантомимы как средства
выразительности актёрской игры на сцене 14
2.1. Пластическая выразительность в пантомиме. 14
2.2. Искусство жеста в пантомиме. 16
2.3. Яркие образы пантомимы на сцене. 18
Заключение. 25
Список использованной литературы.. 27
Введение:
Данная тема актуальна тем, что драматургия пантомимы имеет
свои особенности. Автору сценария нельзя забывать, что содержание
пантомимы доходит до зрителя исключительно через зримое действие, через живое
созерцание. Поэтому действие не должно выпадать за пределы сцены, как это
возможно в разговорной драме, где о событиях, происходящих за сценой и влияющих
на развитие драмы, зритель может узнать со слов исполнителей.
Пантомима не довольствуется иллюстративным, натуралистическим
изображением событий. Пантомиме, как и каждому искусству, свойственно образное
обобщение. Поэтический вымысел обогащает наши представления о реальной
действительности. Сила и своеобразие пантомимы именно и состоит в образном
воспроизведении жизненных явлений, в ассоциациях, которые она способна вызвать,
когда иной даже незначительный сюжет или образ могут натолкнуть зрителя на
обобщения и сопоставления. Недаром сценарии, построенные на материале сказок и
басен, находят в пантомиме убедительное воплощение, сочетая внешнюю
занимательность сюжета со вторым философским планом и перекликаясь с темами, волнующими
современного зрителя.
Пантомима — это, прежде всего, действие, происходящее в настоящем. Для
того чтобы сюжет был понятен, необходимо, чтобы действие зарождалось,
развивалось и завершалось на глазах у зрителя.
Выразительность и одухотворенность каждого движения и жеста некоторых
советских артистов и артисток была просто поразительна. Я вспоминаю игру наших
старших товарищей: А. И. Чекрыгина (фея Карабос), Л. С. Леонтьева (Гренгуар и
Камюзо), В. А. Рябцева (Mapцелина, Иванушка), А. Д. Булгакова (советский
капитан в "Красном маке", Лоренцо), Н. А. Солянникова (Дон Кихот,
Брамин), затем моих сверстников М. А. Дудко (Гирей, Фэб), А. И. Радунского
(Хан, Капулетти, Петр I), М. Э. Бибер (королевы во всех балетах, Кормилица), И.
И. Олениной (мать Параши, Кормилица) и, наконец, прославившихся не только своим
танцевальным мастерством, но в такой же степени и актерским талантом известных
вам советских балерин и премьеров, начиная с Е. М. Люком, затем М. Т.
Семеновой, Г. С. Улановой, Т. М. Вечесловой, Н. М. Дудинской, А. Я. Шелест, О.
В. Лепешинской, Н. Г. Конюс, Р. С. Стручковой, М. М. Плисецкой, В. Т. Бовт, Б.
В. Шаврова, А. Н. Ермолаева, К. М. Сергеева, В. М. Чабукиани, А. В. Жукова, А.
М. Мессерера и некоторых других.
Объект исследования: пантомима как одно из средств выразительности.
Предмет исследования: анализ пантомимы как одного из средств выразительности актёрской
игры на сцене.
Цель работы является анализ пантомимы как одного из средств выразительности актёрской
игры на сцене.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие пантомимы.
2. Охарактеризовать историю пантомимы.
3.Выделить основные средства выразительности пантомимы .
4.Проанализировать пластическую выразительность в пантомиме.
5.Проанализировать
искусство жеста в пантомиме.
6. Проанализировать яркие образы пантомимы на сцене.
Работа структурирована на введение,
две главы, объединяющие шесть
параграфов, заключение, список источников и литературы.
Во введении
обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи работы,
определяется объект, предмет и методология исследования, а также описывается
структура настоящей работы.
В первой
главе исследуются теоретико-методологические основы исследования пантомимы как
одного из средств выразительности актёрской игры на сцене.
В частности,
изучается понятие и сущность пантомимы, описывается история становления
пантомимы как основного выразительного средства актерской игры, анализируются основные средства
выразительности пантомимы.
Вторая глава
посвящена анализу пантомимы как основного выразительного средства
актерской игры. В частности, в рамках
данной главы, анализируется пластическая выразительность в пантомиме, искусство
жеста в пантомиме, яркие образы пантомимы на сцене.
В заключении содержатся выводы по результатам
проделанной работы.
Заключение:
Материалом пантомимы
является актер в его пластическом выражении, иначе говоря, актер, выявляющий
свой замысел и связанные с ним чувства и мысли при помощи телесных,
пластических выражений, подобно тому, как скульптор воплощает свой замысел в
глине или мраморе. Но материал актера-мима — он сам, его тело и душа. К нему
больше, чем к кому бы то ни было, применимы слова К. С. Станиславского о «жизни
человеческого тела», отражающей «жизнь человеческого духа». У актера-мима
«жизнь человеческого духа» становится доступной благодаря его поведению,
мимике, жестам. Здесь-то и возможна разная степень условности.
Существует мнение, что
поскольку все в пантомиме выражается с помощью жестов, они, как и танец, должны
исходить из внешнего рисунка. Действительно, жест играл и играет в пантомиме
важнейшую роль. Но не только он и притом не всегда.
Жест как знак, выражающий
какое-либо эмоциональное состояние, с давних пор интересовал психологов,
писателей, ораторов, философов, но особое внимание ему уделяли художники
пластических искусств — живописцы, скульпторы, актеры. Великий художник,
естествоиспытатель и мыслитель Леонардо да Винчи посвятил этому вопросу немало
тонких и остроумных замечаний. Ему, например, принадлежит мысль о том, что «у
женщин и девушек не должно быть жестов, расставленных или слишком раскрытых,
так как это обнаруживает смелость и полное отсутствие стыда; а сдвинутые [ноги]
обнаруживают боязливую стыдливость». Поиски эмоционального жеста основаны на
том, что, как утверждает Дарвин, «молодые и взрослые особи совершенно различных
рас… выражают одно и то же состояние духа совершенно одинаковыми движениями »
. «Состояние духа» проявляется в темпе, ритме, амплитуде, наконец, в
темпераментности жеста-действия.
В любом жанре пантомимы образ лепится актером на основании его характера
(кто он такой) и его действий (что он делает). Но именно жанры пантомимы больше
всего влияют на способ воплощения образа (как он действует).
В пантомиме установилась традиция, восходящая к глубокой древности, когда
актеры специализируются каждый на каком-либо одном образе, переходящем из одной
пьесы в другую, из одного сценария в другой. Этот постоянный образ называется
маской (хотя фактически маски надеваются актерами на лицо далеко не во всех
случаях), и воплощает на сцене — большею частью в сатирическом плане —
определенные характеры и социальные типы, обобщенные и превращенные в условные
театральные фигуры. Так маска Арлекина стала главной фигурой в
пантомимах-арлекинадах. В пантомиме получила развитие маска Пьеро. Обычай
«играть маску» утвердился и на арене цирка (белый клоун, рыжий и т. д.). В
немом кино приобрела популярность маска Чарли, созданная Чаплиным. Маска Бипа
неразрывно связана с М. Марсо. Олег Попов создал в цирке положительную маску
современного рабочего паренька, вышедшего из художественной самодеятельности.
Подобно маскам из итальянской народной комедии, маски в пантомиме сохраняют
постоянный характер и внешний облик, но в различных сценических ситуациях ведут
себя по-разному.
Нами было рассмотрено понятие пантомимы, охарактеризована историю
пантомимы, выделены основные средства выразительности пантомимы, проанализирована
пластическая выразительность в пантомиме. Также было проанализировано искусство жеста в пантомиме и проанализированы
яркие образы пантомимы на сцене.
Таким образом, поставленные задачи реализованы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
исследования
1.1. Понятие пантомимы
Пантомима — вид сценического искусства, в котором идея и сюжет, характеры
действующих лиц, их действия, чувства, мысли и взаимоотношения выражаются с
помощью пластических средств, то есть через движения, телоположения, жесты и
мимику актеров [3,с.55].
Слово «пантомима» происходит от двух греческих слов, сочетание которых
означает искусство, способное все воспроизвести, всему подражать. Искусство
пантомимы возникло в Древней Греции задолго до нашей эры.
Греки считали, что актер пантомимы не только способен, меняя свой облик,
перевоплощаться в богов и героев, в мужчин или женщин, юношей или стариков, он
также должен уметь выразить «людские нравы и страсти ». Более того,
актер пантомимы может изобразить « и влажность воды…
и стремительность огня в неистовстве его движения, и льва свирепость… и
трепетанье древесных листьев — словом, все что угодно».
Очевидно, актеры пантомимы были в
то время настолько искусны, что умели справляться с такими разнообразными
задачами и своим мастерством могли доказать, что искусство пантомимы
действительно способно всему подражать и все воспроизвести [6,с.45].
Немота пантомимы роднит ее с балетом. Но основное выразительное средство
балетного спектакля — танец, в пантомиме же не танцуют, а играют. В основе
пантомимы лежит действие, выраженное в ряде последовательных и осмысленных
поступков действующих лиц. Именно поэтому балет обращается к пантомиме в тех
случаях, когда надо донести до зрителя сюжетную линию спектакля, уточнить ту
или иную сценическую ситуацию. Пантомима как бы цементирует и помогает
осмыслить хореографический спектакль, обогащая балет драматической
выразительностью [3,с.55].
Драматическое, игровое начало, присущее пантомиме, роднит ее и с драмой. Осмысленность и
действенность жеста, обязательные в драме, обязательны и для артиста пантомимы.