Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Память как высшая психическая функция. Приемы запоминания.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические обоснования памяти как
психического познавательного процесса…………………………………………………………………………………………… 5

1.1 Понятие и характеристики памяти………………………………………………… 5

1.2 Виды памяти……………………………………………………………………………….. 9

Глава II. Память как мнемический механизм……………………………………… 16

2.1 Мнемические процессы памяти…………………………………………………… 16

2.2 Условия и приемы запоминания…………………………………………………. 20

Заключение…………………………………………………………………………………….. 24

Список литературы…………………………………………………………………………. 26

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.
Личностное развитие человека предполагает накопление им экзистенциального
опыта, что требует актуализации человеком всех мыслительных процессов, включая процессы
запоминания. Принимая во внимание многоаспектность памяти как психологического феномена,
дать однозначную дефиницию психологического свойства достаточно проблематично.

В основном под памятью понимается психическое свойство личности,
ее способность к накоплению, хранению и воспроизведению информации и опыта; способность
к воспоминанию и воспроизведению отдельных переживаний прошлого, осознавая не только
само переживание, но и его место в индивидуальной истории личности.

Психический мир человека многообразен и человек многое умеет
благодаря высокому уровню развития психики. Психическое развитие потому и возможно,
что сохраняется приобретенный опыт и знания. Каждое переживание, движение, впечатление
оставляют свой след в памяти и могут сохраняться в ней длительное время, а при соответствующих
условиях становиться предметом сознания. Поэтому память – это запечатление, сохранение,
последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

В современном обществе конкурентоспособность человека определяется
умением обретать новые знания. А эффективность обучаемости неразрывно связана со
склонностью качественно запоминать материал. Поэтому особую актуальность на современном
этапе представляет поиск эффективных приемов запоминания.

Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия
памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти
как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем:
Г. Эббингауз, Т. Рибо, А.Л. Смирнов, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия и др.

Объект исследования – память
как высшая психическая функция.

Предмет исследования – виды
памяти и приемы запоминания.

Цель исследования – исследование памяти как высшей психической функции и
основных приемов запоминания.

Для достижения поставленной цели нами были сформулированы
и решены следующие задачи:

1. Изучить понятие памяти и ее характеристики.

2. Охарактеризовать основные виды памяти.

3. Рассмотреть мнемические процессы памяти.

4. Описать условия и приемы запоминания.

Методы исследования: анализ
и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования формирования
памяти как высшей психической функции.

Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя
из вышесказанного и поставленных задач в работе, можно сделать следующие выводы.

Память – это основа психической деятельности. Она лежит
в основе способностей человека, выступает условием
научения, приобретения знаний, формирования умений
и навыков. Главная задача памяти заключается в отделение главного от второстепенного
для приведения процессов мышления в соответствие с потребностями и интересами.

Существует много видов памяти, основаниями для их классификации
выступают:

1. Время сохранения материала: мгновенная, кратковременная, долговременная,
оперативная.

2. Преобладающий анализатор: двигательная; зрительная; слуховая;
словесно-логическая; эмоциональная; образная; вкусовая; осязательная (сенсорная);
обонятельная; смешанная.

3. Цели деятельности: произвольная и непроизвольная.

4. Организация запоминания: эпизодическая память, семантическая
память, процедурная память.

5. Наличие средств: опосредованная память и не опосредованная.

Все виды памяти, независимо от того, к какой категории они относятся,
тесно взаимосвязано между собой.

Механизмы памяти представлены: запоминанием, сохранением, воспроизведением,
забыванием.

Переход от непроизвольного к произвольному, то есть опосредованного
внешними или внутренними знаками-стимулами, запоминание является одним из важных
этапов и развития памяти индивида

В психологии существует следующее определение: запоминанием называется
процесс ввода новой информации в хранилище памяти с помощью ассоциативных связей
при непосредственном участии мыслительной деятельности для последующего сохранения
воспринятых данных. Процесс запоминания начинается с восприятия событий органами
чувств. Его скорость зависит от того, какие рецепторы субъекта задействованы в момент
поступления информации.

В процессе запоминания данных очень важно каждому человеку научиться
ставить перед собой правильные задачи. Любое обучение неразрывно связано с восприятием
огромного объема новых сведений. Без желания запоминать усвоенные знания тут же
забываются. Решению данной проблемы способствуют мнемонические приемы:

1. Метод мультисенсорной рецепции.

2. Ассоциативная практика.

3. Принцип сортировки материала.

4. Методика шведского стола.

5. Способ отбрасывания слов.

6. Рифма.

7. Цифры.

8. Метод Цицерона.

9. Техника чередования.

Знание принципов запоминания информации позволит рационально
использовать время, выделенное на обучение, и при этом усваивать гораздо больше
информации и на более длительный срок.

Таким образом, память – это процесс сохранения ранее приобретенного
опыта, именно он делает допустимым повторное применение последнего в действии, а
также возвращение в область сознания. Память – наиболее важная познавательная функция,
которая составляет основу дальнейшему обучению и развитию.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические
обоснования памяти как психического познавательного процесса 1.1 Понятие и характеристики
памяти Памятью называется функция нервной системы и психики, представляющая
собой способность к сохранению информации об окружающей среде и к воспроизведению
её в дальнейшем[1].

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта,
делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в
сферу сознания[2].

Память можно представить, как процесс запечатления, сбережения
и воссоздания следов прошлого опыта.

Эволюция человека как личности, его поведение и постепенное обогащение
его деятельности происходит благодаря накоплению индивидуального опыта.

Формирование опыта было бы недоступным, если бы ощущение, восприятие,
мысли, переживания, которые появляются в коре головного мозга, исчезали, не оставляя
и следа. Являясь уникальностью всех психических процессов, память создает условия
для единства и целостности человеческой уникальности.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и
является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
О важности понятия и значения памяти писали множество исследователей, представители
различных наук: психологии, педагогики, медицины, философии, лингвистики и многих
других.

«Без памяти,
– писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами [1] Глуханюк Н.С. Общая психология: Учебное
пособие. – М.: Академия, 2017. – С. 72. [2]
Там же. – С. 73.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы