Курсовая теория на тему Память как проблема исследования в психологической науке.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ.. 6
1.1. Понятие памяти в современной
психологической науке. 6
1.2. Развитие памяти в онтогенезе. 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ.. 16
2.1. Методы и методики диагностики
памяти. 16
2.2. Методы и методики развития
памяти. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ: 28
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. 35
Введение:
Актуальность исследования:
Память — это одна из ценнейших функций
психики человека, позволяющая запечатлевать, сохранять и воспроизводить
информацию. Без нее невозможно было бы познание, творчество, социальные
отношения и т.п.
Память позволяет сохранять связь
времени. С.Л. Рубинштейн отмечал, что
«без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для
будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в
прошлом»[1].
Изучением памяти занимались
следующие отечественные и зарубежные ученые-психологи: Л. С. Выготский, Ф.И. Зинченко, А.Н.
Леонтьев, П.П. Блонский, А.А. Смирнов, П. Жане, Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.
В психологической науке память
классифицируется как познавательный процесс, а еще о памяти, внимании и
воображении говорят, как об универсальных (неспецифических или сквозных) психических
процессах, поскольку, как поясняет В.В. Петухов, «они проходят как бы
сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, в том числе являются
необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему»[2].
Механизмы функционирования и строение
памяти всегда вызывали интерес у исследователей: биологов, физиологов,
психологов и др. В современной науке принято считать память свойством мозга как
системы в целом, а ее материальными носителями, в конечном счете, — миллиарды
нейронов и множество связей между ними. Таким образом, память на биологическом
уровне — это последовательность событий на молекулярном уровне. Но каким образом подробности человеческого
существования, воспоминания детства, случайные фразы, серьезные потрясения и
мимолетные радости сохраняются молекулами, ионами, белками и липидами, составляющими
миллиарды клеток мозга? В связи с этим, возникает проблема исследования,
состоящая в определении соотношения закономерностей функционирования и строения
памяти с ее ролью в психических процессах.
Таким образом, тема курсовой работы
«Память как проблема исследования в психологической науке» является актуальной.
Объект исследования: Память как универсальный психический процесс.
Предмет
исследования: исследования памяти в психологической науке.
Цель исследования: выявление основных
подходов к исследованию памяти в психологической науке.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к сущности
понятия «память» как универсального психического процесса в современной
психологической науке.
2. Рассмотреть развитие памяти в онтогенезе личности.
3. Исследовать методики диагностики и развития памяти.
4. Обобщить и систематизировать результаты исследования. Сформулировать
выводы.
Гипотеза
исследования: в основу исследования положены следующие
предположения:
— в процессе онтогенеза происходит
развитие памяти;
— выделяют различные виды памяти,
выполняющие определенные функции в психике человека;
— существуют различные методы
диагностики и развития памяти.
Методологическими
основами нашего исследования послужили:
1. концепция
развития памяти П.П. Блонского, основным положением которой является идея о
том, что различные виды памяти взрослого человека есть ступени ее исторического
развития, генетически обусловленные и появляющиеся именно в такой
последовательности[3];
2.
теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского, который
утверждал, что «мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить
для ребенка раннего возраста — значит вспоминать…»[4];
3.
теория опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева, суть которой в том, что
«обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем
принципиальную структуру нашего акта запоминания … наше запоминание становится
опосредствованным»[5].
Методы исследования: анализ
теоретической литературы по проблеме исследования и систематизация эмпирических
результатов, полученных в ходе практической деятельности.
Практическая значимость исследования
заключается в том, что в работе систематизированы знания о механизмах и
закономерностях функционирования памяти, ее развитии, видах и диагностики.
Структура
работы. Данная курсовая работа состоит
из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа,
заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем курсовой
работы составляет 30 страниц. Список использованной литературы содержит 31
источник. [1] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 2018. — с. 714. [2] Петухов В.В.
Основные определения собственно познавательных и универсальных психических
процессов. Общая психология. Тексты. Т. 1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов,
2001. — с. 607. [3] Блонский П. П. Память и мышление, 2018. — с. 208. [4] Выготский Л.С. Вопросы детской психологии, 2018. — с. 224. [5] Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания.
Интернет-ресурс: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st062.shtml
Заключение:
Наша
курсовая работа посвящена анализу проблемы классификации основных видов памяти
и их характеристике.
В первой главе мы рассмотрели
сущность понятий «память», как универсального психического процесса. Память – высшая психическая функция по
Выготскому Л.С., универсальный (сквозной) познавательный процесс по Петухову
В.В. Существует множество классификаций памяти в
отечественной и зарубежной психологической науке. Например, работы П. П.
Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и др.
Там же мы определили
характеристики, роль, взаимосвязь видов памяти. Каждый
из видов памяти имеет свою сферу применения, особую активность и целеполагание,
взаимосвязь с прочими когнитивными процессами. Отдельные виды памяти выделяются
в соответствии со следующими критериями: по характеру психической активности;
по характеру целей деятельности; по продолжительности закрепления и сохранения
материала; по степень осознанности запоминаемой информации (образов); по целям
исследования.
Рассмотрели развитие памяти в
онтогенезе личности. Память как высшая психическая функция является социальной
по своему происхождению, ее развитие происходит от непроизвольной и
непосредственной к произвольной и опосредованной.
Во второй главе описаны практические
методы диагностики и развития памяти. Говоря словами Л.С. Выготского, для улучшения процесса
запоминания необходимо задействовать процессы «экстеоризации», «опредмечивания»
и «произвольность» функции памяти.
Мы
сделали вывод о том, что память имеет
индивидуальные особенности. В процессах памяти индивидуальные отличия
проявляются в скорости, точности, качестве запоминания и готовности к
воспроизведению, а также в модальности мнемонических следов. В результате выполнения данной курсовой работы мы достигли поставленной
цели путем решения исходящих из нее задач.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Понятие памяти в современной психологической науке
В словаре В.И. Даля читаем: «память
способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить
сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же, что заключенье, догадка
и воображенье, относительно будущего»[1].
Толковый словарь психиатрических
терминов описывает память как «способность организации и сохранения прошлого
жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или
возвращение в сферу сознания». Являясь важной психической функцией,
обеспечивает развитие индивидуума и сохранность исторического опыта[2].
Р.С. Немов считает,
что память «психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни
функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации»[3].
Е.И. Рогов
определяет память как «запечатление, сохранение и последующее узнавание, и
воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не
теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков»[4].
Среди зарубежных исследователей, изучавших
процессы памяти, стоить отметить труды А. Бергсона, Г. Эббингауза, Г. Мюллера,
А. Пильцекера, А. Бине, К. Бюлера, З. Фрейда, П. Жане.
Начать свой краткий обзор истории изучения памяти нам
бы хотелось с работы Анри Бергсона «Творческая эволюция. Материя и память». Данный автор выделял две формы памяти: память
тела (привычка) – необходима для формирования двигательных навыков (включая
речедвигательные) и достигается путем повторений и память духа (спонтанная) —
сохраняет единичные события прошлого и по сути является «хранилищем» ярких
образов воспоминаний.[5] [1] Даль В.И.
Толковый словарь, 2010. — с. 896. [2] Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь
психиатрических терминов, 1996. — с.
448. [3] Немов
Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е
изд. Кн.1: Общие основы психологии,
2020. — с. 688. [4] Рогов Е.И. Психология человека, 2001. — 358 с. [5] Бергсон А. Творческая эволюция, 2019. — с. 320.