Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение 2
1. Значение пальчиковой гимнастики 4
2. Особенности развития речи детей раннего возраста 7
3. Особенности развития мелкой моторики детей раннего возраста 13
4. Пальчиковые игры как средства развития речи 19
5. Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики 25
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 38

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена современным социальным порядком общества для обучения человека, который интеллектуально и коммуникативно развит, способен и стремится активно познавать окружающий мир и общаться с людьми.
Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах об образовании, а именно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и в Федеральном законе РФ «Об образовании».
В настоящее время у большинства детей наблюдается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, чтобы обеспечить себя и свою семью материальными ресурсами, родители все меньше внимания уделяют совместным играм с ребенком и развлечениям, все чаще предоставляя им телевизор и компьютер.
Несмотря на достаточное количество работ по изучаемой нами проблеме, очевидно, что пальчиковые игры -это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста, данная тема не исчерпана и требует продолжения дальнейших разработок со стороны педагогов-новаторов.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Предмет исследования: методы организации и проведения пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики и речи у детей раннего возраста.
Цель исследования — доказать эффективность методики и комплекса упражнений гимнастики пальцев рук в развитии мелкой моторики и речи у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть актуальность использования пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.
2. Изучить особенности развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.
3. Представить краткий экскурс по уже существующим разработкам педагогов, относящихся к связи между пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики и речи детей раннего возраста.
4. Выявить роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.
Основные понятия:
Пальчиковая гимнастика — инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Пальчиковые игры — это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.
Особенности развития детей раннего возраста — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению.
Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать; у него достаточно развита память, внимание и связная речь.
Пальчиковые игры и упражнения являются уникальным инструментом для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимоотношениях.
Изучение стишков с использованием пальцевой гимнастики стимулирует развитие речи, зрительно-эффективное мышление, произвольное и непроизвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие, быструю реакцию и эмоциональную выразительность, а также способность сосредоточиться.
Игры с пальцами расширяют кругозор и словарный запас детей, дают начальные математические идеи и знания об окружающей среде, обогащают знания детей об их собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние и укрепляют уверенность в себе.
Особенности развития мелкой моторики у дошкольников заключаются в том, что дети очень чувствительны к этому виду деятельности, что позволяет им учиться терпению и настойчивости, быть настойчивым и любопытным.
Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, оказывают положительное влияние на деятельность мозга.
Крайне важно, чтобы гимнастика пальцев для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, потому что, если ребенок воспринимает гимнастику как обычные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес, и его будет трудно разбудить снова. [7]
Цель исследования достигнута путем решения следующих задач:
1. Рассмотрена актуальность использования пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.
2. Изучены особенности развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.
3. Представлен краткий экскурс по уже существующим разработкам педагогов, относящихся к связи между пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики и речи детей раннего возраста.
4. Выявлена роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Значение пальчиковой гимнастики
В человеческой жизни есть короткий, но по-настоящему уникальный период, когда мозг ребенка запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка называют «нежным возрастом». Нужно быть очень осторожным и чутким в развитии и воспитании детей раннего возраста. Любящие родители, должно быть, заметили радость, с которой ребенок понимает любую информацию, приобретает навыки без какой-либо дополнительной мотивации с легкостью и волнением.
Развивать ребенка с пеленок — модно. Но психологи, сторонники традиционных методов, считают, что более важно помочь вашим детям легче и комфортнее чувствовать себя в окружающем их жилом пространстве, а не загружать заранее знаниями. Как же быть? Просто нужно играть с ребенком. По мнения многих психологов — это самое полезное времяпрепровождение.
Известный педагог В. А. Сухомлинский относится к высказыванию: «Ум ребенка лежит на кончиках его пальцев». Чтобы научить малыша разговаривать, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулирует развитие языка, креативность, воображение. [12, c. 15]
Простые движения помогают снять стресс не только с себя, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся рука, тем лучше говорит ребенок.
Целью обучения ловкости и точности пальцев является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас есть различные изображения предметов и явлений, а в левом они словесно выражаются, то есть находят словесное выражение, и этот процесс происходит благодаря «мосту» между правым и левым полушариями. Чем сильнее этот мост, тем быстрее и чаще это нервные импульсы, активные мыслительные процессы, больше внимания, больше способностей. Для того, чтобы ребенок хорошо говорил, быстро и легко запоминал информацию с раннего возраста, необходимо с раннего возраста развивать его руки.
Игры — это отличный универсальный, дидактический и учебный материал. Методология и смысл этих игр заключается в том, что нервные окончания рук влияют на мозг ребенка и активизируются мозговая деятельность. Пальчиковые игры являются хорошими помощниками для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается осознанность и умение сосредоточиться. Эти игры формируют отношения между взрослым и ребенком.
Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.
Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь.
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Это очень и очень важное умение, и воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы