Курсовая теория на тему Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
1. Значение пальчиковой гимнастики 4
2. Особенности развития речи детей раннего возраста 7
3. Особенности развития мелкой моторики детей раннего возраста 13
4. Пальчиковые игры как средства развития речи 19
5. Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики 25
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 38
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена современным социальным порядком общества для обучения человека, который интеллектуально и коммуникативно развит, способен и стремится активно познавать окружающий мир и общаться с людьми.
Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах об образовании, а именно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и в Федеральном законе РФ «Об образовании».
В настоящее время у большинства детей наблюдается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, чтобы обеспечить себя и свою семью материальными ресурсами, родители все меньше внимания уделяют совместным играм с ребенком и развлечениям, все чаще предоставляя им телевизор и компьютер.
Несмотря на достаточное количество работ по изучаемой нами проблеме, очевидно, что пальчиковые игры -это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста, данная тема не исчерпана и требует продолжения дальнейших разработок со стороны педагогов-новаторов.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Предмет исследования: методы организации и проведения пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики и речи у детей раннего возраста.
Цель исследования — доказать эффективность методики и комплекса упражнений гимнастики пальцев рук в развитии мелкой моторики и речи у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть актуальность использования пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.
2. Изучить особенности развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.
3. Представить краткий экскурс по уже существующим разработкам педагогов, относящихся к связи между пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики и речи детей раннего возраста.
4. Выявить роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.
Основные понятия:
Пальчиковая гимнастика — инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Пальчиковые игры — это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.
Особенности развития детей раннего возраста — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка.
Заключение:
Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению.
Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать; у него достаточно развита память, внимание и связная речь.
Пальчиковые игры и упражнения являются уникальным инструментом для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимоотношениях.
Изучение стишков с использованием пальцевой гимнастики стимулирует развитие речи, зрительно-эффективное мышление, произвольное и непроизвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие, быструю реакцию и эмоциональную выразительность, а также способность сосредоточиться.
Игры с пальцами расширяют кругозор и словарный запас детей, дают начальные математические идеи и знания об окружающей среде, обогащают знания детей об их собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние и укрепляют уверенность в себе.
Особенности развития мелкой моторики у дошкольников заключаются в том, что дети очень чувствительны к этому виду деятельности, что позволяет им учиться терпению и настойчивости, быть настойчивым и любопытным.
Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, оказывают положительное влияние на деятельность мозга.
Крайне важно, чтобы гимнастика пальцев для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, потому что, если ребенок воспринимает гимнастику как обычные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес, и его будет трудно разбудить снова. [7]
Цель исследования достигнута путем решения следующих задач:
1. Рассмотрена актуальность использования пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.
2. Изучены особенности развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.
3. Представлен краткий экскурс по уже существующим разработкам педагогов, относящихся к связи между пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики и речи детей раннего возраста.
4. Выявлена роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.
Фрагмент текста работы:
1. Значение пальчиковой гимнастики
В человеческой жизни есть короткий, но по-настоящему уникальный период, когда мозг ребенка запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка называют «нежным возрастом». Нужно быть очень осторожным и чутким в развитии и воспитании детей раннего возраста. Любящие родители, должно быть, заметили радость, с которой ребенок понимает любую информацию, приобретает навыки без какой-либо дополнительной мотивации с легкостью и волнением.
Развивать ребенка с пеленок — модно. Но психологи, сторонники традиционных методов, считают, что более важно помочь вашим детям легче и комфортнее чувствовать себя в окружающем их жилом пространстве, а не загружать заранее знаниями. Как же быть? Просто нужно играть с ребенком. По мнения многих психологов — это самое полезное времяпрепровождение.
Известный педагог В. А. Сухомлинский относится к высказыванию: «Ум ребенка лежит на кончиках его пальцев». Чтобы научить малыша разговаривать, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулирует развитие языка, креативность, воображение. [12, c. 15]
Простые движения помогают снять стресс не только с себя, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся рука, тем лучше говорит ребенок.
Целью обучения ловкости и точности пальцев является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас есть различные изображения предметов и явлений, а в левом они словесно выражаются, то есть находят словесное выражение, и этот процесс происходит благодаря «мосту» между правым и левым полушариями. Чем сильнее этот мост, тем быстрее и чаще это нервные импульсы, активные мыслительные процессы, больше внимания, больше способностей. Для того, чтобы ребенок хорошо говорил, быстро и легко запоминал информацию с раннего возраста, необходимо с раннего возраста развивать его руки.
Игры — это отличный универсальный, дидактический и учебный материал. Методология и смысл этих игр заключается в том, что нервные окончания рук влияют на мозг ребенка и активизируются мозговая деятельность. Пальчиковые игры являются хорошими помощниками для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается осознанность и умение сосредоточиться. Эти игры формируют отношения между взрослым и ребенком.
Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.
Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь.
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Это очень и очень важное умение, и воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.