Курсовая теория на тему Пальчиковые игры как средство развитии у детей младшей группы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Роль мелкой моторики в развитии ребенка
2. Особенности пальчиковых игр как средство развитии
мелкой моторики
3. Методика организации пальчиковых игр
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
Актуальность исследования. Моторное развитие предполагает
становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах
или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от
раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального
использования сенситивных периодов развития и построения эффективной системы
воспитательной работы.
Каждый возрастной период развития ребенка отвечает за
определенное воздействие окружающего мира на мозг. Такое положение говорит о
том, что очень важно создавать благоприятные условия для развития ребенка,
которые в свою очередь приведут к успеху умственного развития и эстетического
восприятия мира, зависящие от моторного развития дошкольников.
Недостаточное моторное развитие ребенка-дошкольника приводит
к возникновению трудностей, которые связаны с этапом начального уровня
образования. Все это указывает на важность и актуальность рассмотрения вопроса
развития моторики у детей дошкольного возраста, в частности мелкой моторики
младших дошкольников.
Сегодня педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением
дошкольников, имеют множество практического материала, который способствует не
только достижению целей развития функций мелкой моторики, но и общему
оздоровлению ребенка. При этом, коррекционная работа, которая начинается
вовремя, дает возможность предупреждать появление вторичных отклонений.
Базовыми являются традиционные методы воспитания, которые сочетаются с
нетрадиционными. Последние методы достаточно просты и доступны, имеют хорошую
эффективность и вызывают познавательный интерес у детей дошкольников. Важно
заметить, что в процессе развития функций мелкой моторики детей особое внимание
уделяется личностно-ориентированному подходу, который дает возможность выбирать
наиболее оптимальную и результативную методику.
Одной из таких широко распространенных методик развития
мелкой моторики являются пальчиковые игры в дошкольном возрасте.
Проблема развития мелкой
моторики у детей дошкольного возраста изучалось такими педагогами
исследователями как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.Н.
Манасеина. Заметный вклад в исследование этой проблемы внёс профессор Л. А.
Венгер и его ученики и последователи.
Целью
исследования выступает изучение особенностей
использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики детей младшего
дошкольного возраста.
Поставленная цель
предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить роль мелкой
моторики в развитии ребенка.
2. Охарактеризовать
особенности пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики.
3. Описать методику
организации пальчиковых игр.
Объектом
исследования выступает процесс развития мелкой
моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом
исследования являются пальчиковые игры как средство
развития мелкой моторики.
Структура работы
определяется ее целью и задачами, состоит из введения, трех параграфов,
заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, мелкая
моторика является способностью выполнять мелкие и точные движения кистями и
пальчиками рук и ног, посредством скоординированных движений нервной, мышечной
и костной системы.
Часто мелкую моторику
кистей и пальцев рук называются ловкостью. При этом сфера мелкой моторики
включается в себя значительное разнообразие движений, начиная от простых жестов
до сложных движений, в частности, письмо и рисование.
Развитие мелкой моторики
имеет важное значение для общего развития детей. Определено, что ее развитие
начинается с новорожденности. Изначально ребенок рассматривает свои руки, а
потом обучается ими управлять. В первую очередь он берет предметы всей ладонью,
а после только большим и указательным пальчиками. В процессе развития и роста
ребенка его обучают правильно держать ложку, карандаш, кисть и т.п.
Мелкая моторика
характеризуется важной особенностью. Она напрямую связана с нервной системой
человека, его зрением, вниманием, памятью и восприятием. Доказана так же тесная
взаимосвязь между мелкой моторикой и развитием речи ребенка.
Такое положение
объясняется тем, что в головном мозге речевой и моторный центры находятся рядом
друг с другом. В связи с этим при стимуляции моторных навыков пальцев рук,
протекает развитие речевого центра и его активизация. Это говорит о том, что
для своевременного развития речи детей важно уделять внимание развитию мелкой
моторики.
Отмечается, что мелкая
моторика оказывает непосредственное влияние на ловкость рук, и почерк ребенка,
на скорость его реакции и т.д. Особенности развития мелкой моторики детей
представляют базу для готовности к обучению в школе.
Заметим, что развитие
мелкой моторики протекает постепенно, характеризуется индивидуальностью и у
каждого ребенка имеет свой темп.
С целью развития мелкой
моторики на сегодняшний день можно применять множество разных средств и
методов. Одним из популярных считаются пальчиковые игры.
Пальчиковые игры являются
своеобразной инсценировкой какой-либо истории, частую рифмованной, с
применением пальцев. Начало таких игр может приходиться на самый ранний
возраст, а после, постепенно усложняя движения пальцев – вплоть до окончания
дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
1. Роль мелкой моторики в развитии ребенка
Мелкая моторика
является составной частью двигательной сферы ребёнка и имеет большое значение в
его психофизическом развитии. В рамках нашей работы изначально целесообразно
рассмотреть понятие общей моторики.
Современная
педагогическая и психологическая литература чаще использует понятие «моторика»,
которое можно трактовать в широком и узком смысле. Так, в широком понимании
моторика представляет собой двигательную сферу и телесно-двигательные
проявления психики человека (М. Гуревич, Н. Озерский). В узком понимании,
моторика является внешними движениями человека, которые рассматриваются без
сопутствующих смысловых компонентов. Именно такое понимание моторики можно
встретить во множестве подходов к психодиагностике двигательного развития
ребенка [18].
Различают
крупную и мелкую моторику. Крупная моторика является основой, на которую
впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики. К
области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных
жестов, таких, как захват объектов, до очень мелких движений, от которых,
например, зависит почерк человека [4].
Т.М. Бабунова пишет, что
навыки мелкой моторики необходимы для выполнения таких точных действий, как
манипулирование небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание,
застёгивание пуговиц, вязание, завязывание узлов, игра на музыкальных
инструментах и так далее.
Автор полагает,
что развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших
существующие направления научных исследований:
1) в связи с развитием познавательных
способностей;
2) в связи с развитием речи;
3) развитие собственных движений рук для
осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма [3].
Далее мы
перейдём к рассмотрению психофизиологических основ движений. Необходимо
отметить, что психофизиологическая структура движений характеризуется сложным
устройством. Так, Н.А. Бернштейн указывал, что координация тонких движений
пальцев рук является преодолением избыточной степени свободы движущегося
органа. Другими словами, его превращение в управляемую систему. При этом он
предлагал понимать координацию как организацию управляемости двигательного
аппарата.
Исследователь
подробно разработал теорию уровней организации движений, которая дает
возможность распределить сложные двигательные акты на различные компоненты,
вместе с тем, чтобы определить значение мозговых уровней в регуляции движений и
действий.
Так, Н.А.
Бернштейн предлагает выделять следующие этапы:
Первый этап
характеризуется осуществлением восприятия и оценкой ситуации самим индивидом,
который включен в конкретную ситуацию.
Второй этап
предполагает определение индивидом двигательной задачи, когда он выявляет, что
ему необходимо превратить эту ситуацию, что при помощи его активности должно
получиться вместо того, что есть сейчас. Автор указывает, что определить
двигательную задачу – это означает создание образа того, что должно получиться.
Выяснение индивидом образа будущего движения выступает как основание для
формирования задачи и предположения ее решения.
Третий этап
заключается в совершении программирования решения конкретной и определившейся
задачи, когда индивид, имея цель и содержание, осуществляет действия и
средства, из тех двигательных ресурсов, которые имеются у него в наличии, и
посредством которых он может решить двигательную задачу.
Четвертый этап
предполагает осуществление фактического выполнения самого движения, когда
индивид, преодолевая все избыточные степени своих двигательных органов, ставит
их в управляемую систему и выполняет тем самым необходимое целенаправленное
движение [5].