Методика преподавания предмета "Окружающий мир" Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Ознакомление с основами ландшафтного дизайна на уроках естествознания.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы формирования основ дизайнерского мышления (на примере ландшафтного дизайна) на уроках естествознания в начальной школе 6
1.1. Цели обучения основам ландшафтного дизайна в начальной школе 6
1.2. Формирование дизайнерского мышления учащихся 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЗНАКОМСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА В КУРСЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 13
2.1. Материал к беседам о видах современного дизайнерского творчества 13
2.2. Разработка уроков интегративного курса «Окружающий мир» на основе использования практических работ по формированию основ ландшафтного дизайна 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 24

  

Введение:

 

Актуальность темы. В образовании среди предметов художественно-эстетического цикла дизайн занимает важное место. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид предмета.
В современной культуре слово «дизайн» (от англ. design – замысел, проект, чертеж, рисунок) служит международным термином, который обозначает весь спектр деятельности по созданию нового изделия или даже программы, например, рекламной кампании.
Дизайнерское образование в России в последнее время интенсивно развивается, о чем свидетельствуют количество изданий и активная полемика на страницах современных журналов по педагогике и дизайну. Перед народным образованием стоят задачи интенсификации и повышения эффективности обучения. Только в этом случае появится возможность удовлетворения растущих духовных и материальных потребностей человека в постоянно меняющихся условиях жизни.
Современных школьных программ по дизайну достаточно много, и они весьма многообразны. Даже государственные программы предоставляют большое поле для педагогического творчества учителей. Вместе с тем освоение нового вида художественного творчества происходит медленно и с большими трудностями. Возможно, причина сложившегося положения объясняется тем, что недостаточно разработаны теория и практика обучения учащихся дизайн-деятельности в условиях общеобразовательной школы. Это выражается в разобщенности методов и подходов к дизайн-образованию школьников, направленности программ на разные возрастные группы, их слабом оснащении дидактическим материалом. Каждый автор предлагает обучать отдельным видам дизайна, что нарушает целостность этого сложного явления.
Сегодня наиболее перспективным направлением считается формирование у учащихся умения саморазвития и самореализации в том или ином виде деятельности. На первый план выходит проектный метод обучения, который формирует у школьников умение всесторонне анализировать сложившуюся ситуацию, преобразовывать ее и просчитывать последствия выполненных действий. Проектный метод применяется учителями в процессе обучения различным учебным предметам, но наибольшую эффективность он имеет при обучении дизайну.
Большой вклад в формирование основ дизайнерского мышления в современных образовательных системах внесли О.И. Донина, Ф.Ю. Зигель, В.Н. Комаров, Ф. Хойл, Б.В. Кухаркин, Е.П. Левитан, Е.А. Паладянц, С. Хокинг и др.
В то же время теоретико-методологический анализ современных исследований показал, что проблеме включения практических работ как методов обучения основам ландшафтного дизайна, особенно в рамках естествознания, не уделяется должного внимания. Стоит отметить, что именно начальное образование является базовым для всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. В начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.
Объектом исследования выступают методика обучения интегративному курсу «Окружающий мир». Предмет исследования – методика использования практических работ в курсе естествознания в процессе знакомства с основами ландшафтного дизайна младшего школьника.
Цель исследования – проанализировать возможности использования интегративного курса «Окружающий мир» для ознакомления младших школьников с основами ландшафтного дизайна.
Задачи исследования:
 определить цели обучения основам ландшафтного дизайна в начальной школе;
 проанализировать особенности формирования дизайнерского мышления младших школьников;
 привести материал к беседам о ландшафтном дизайне и его видах;
 охарактеризовать особенности использования практических работ в ознакомлении младших школьников с основами ландшафтного дизайна;
 разработать урок – практическую работу на ознакомление младших школьников с основами ландшафтного дизайна.
Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, сравнение и систематизация, обобщение передового педагогического опыта.
В соответствии с поставленными целью и задачами была определена следующая структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Процесс формирования естественнонаучных представлений об окружающем мире младших школьников как система являет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, которые объединяются для реализации образовательных целей и задач.
Процесс формирования понятий имеет ряд особенностей:
– понятия не могут быть усвоены в «готовом виде» только путем заучивания определений, а выводятся и формируются;
– понятия усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, по мере изучения курса, они непрерывно развиваются по объему и глубине;
– понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими;
– процесс формирования понятий управляем, он происходит под руководством учителя, имеет целенаправленный характер.
В процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир» учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к природе. Особенно сильное впечатление оказывает на ребенка изучение живых организмов, природы родного края в процессе практических занятий и экскурсий. Выполняя практические работы учащиеся познают природу во всем ее многообразии. Любовь к родному краю воспитывается на основе познания его природы. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования экологически грамотной личности.
Использование на уроках интегративного курса «Окружающий мир» практических работ позволяет добиться понимания важнейших закономерностей устройства природы и общества, так как каждый ученик не просто получает ту или иную информацию от учителя или из учебника и воспроизводит ее, но открывает ее сам, выполняя опыты самостоятельно.
Таким образом, в процессе практической деятельности у учащихся формируются следующие качества и навыки:
˗ способность к самореализации,
˗ умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности,
˗ инициативность, изобретательность,
˗ смекалка,
˗ готовность и способность к придумыванию,
˗ нестандартность, самобытность мышления;
˗ чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям,
˗ склонность к творческому сомнению, способность к генерации идей, их продуцированию.
Организация практической деятельности на уроках по интегративному курсу «Окружающий мир» позволяет учителям начальных классов развивать у обучающихся качества следующих составляющих созидающей личности – человека творческого, который создает исследовательскую среду как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Обучение основам ландшафтного дизайна призвано формировать у младших школьников стремление к сохранению и созданию окружающей среды для экологически комфортной жизни растений и здоровья человека, повышение чувства ответственности по отношению к природе, формирование идеалов и норм, которые поспособствуют непроизвольной заботе об окружающей среде.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы формирования основ дизай2нерского мышления (на примере ландшыфтного дизайна) на уроках естествознания в начальной школе

1.1. Цели обучения основам ландшафтного дизайна в начальной школе

Основы ландшафтного дизайна в современных условиях образовательного пространства начальной школы гармонично входят и интегрируются с целым рядом дисциплин (учебных предметов) и курсов. Дизайнерская деятельность, дизайнерское мышление в недавнем прошлом именуемое основами конструирования, которым обучали детей с дошкольного возраста, в современном учебном процессе начальной школы развивается практически в разных направлениях, от художественно-эстетического до естественно-научного. Большую роль в формировании дизайнерского мышления играет естествознание.
Выйдя из недр декоративно-прикладного искусства, дизайн в настоящее время представлен огромным количеством направлений и видов, разновидностей и групп, во многом определяя внешний и внутренний вид различных построек, архитектурных ансамблей, бытового инвентаря, интерьера, садов, парков и пр.
Показательно, что если еще в недавнем прошлом обучение дизайну осуществлялось в профессиональных образовательных организациях или кружках, курсах переподготовки, то в настоящее время этому виду деятельности и мышления обучают в общеобразовательных школах.
В рамках общеобразовательных программ начального уровня учащиеся получают знания и умения конструирования, развивают дизайнерские умения и навыки, формируют основы дизайнерского мышления разрозненно – в художественно-изобразительной, графической и технологической деятельности. Поскольку координировать деятельность учащихся на разных уроках сложно, то авторы программ предлагают изначально интегрировать два или более учебных предметов, предполагая, что такие курсы будет вести один и тот же учитель. Другой вариант – организация обучения основам дизайна в системе дополнительного образования. Наконец, есть и третий вариант – включение в программы общеобразовательных дисциплин отельных разделов, концентрически повторяющихся из класса в класс, из ступени к ступени, но на более высоком и расширяющемся уровне.
В настоящее время для общеобразовательных школ существует достаточно много программ, в которые включено художественное конструирование, дизайнерское проектирование (точнее, его основы) как вид творческой познавательной деятельности учащихся.
Среди существенных недостатков всех имеющихся программ, включающих какие-то разделы по основам дизайна, в том числе ландшафтного, авторы (дидакты и педагоги-практики) отмечают отсутствие системности, единства и унифицированности в подходах, при практически полном отсутствии целевых учебников для учащихся и методических пособий для учителей, полезных при проектировании и планировании учебных занятий, оказывающих методически обоснованную помощь обучающимся в самостоятельном восполнении имеющихся пробелов в знаниях по дизайну.
При всем разнообразии программ нетрудно заметить, что большинство авторов видят цель дизайн-образования в формировании активной личности, способной преобразовывать окружающий мир по законам пользы, удобства и красоты.
Для правильной организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо разработать годовой перспективный план обучения учащихся ландшафтному дизайну. Прежде чем приступить к составлению плана, необходимо выбрать программу, изучить специальную и методическую литературу, ознакомиться с содержанием, требованиями к уровню знаний и умений учащихся, учебником и учебными пособиями, если таковые имеются. Практика показала, что нецелесообразно устанавливать обязательную и единую для всех форму календарно-тематического планирования, поскольку она зависит от специфики учебных предметов и особенностей работы самого учителя (Приложение 1, 2).
Вначале наибольшую трудность вызывает необходимость расчленить весьма большой объем содержания действующих программ на определенные учебные темы, а также определить тот материал, который должен быть изложен на конкретном уроке. Высококачественное обучение дизайну возможно только при наличии перспективного планирования деятельности школьников в течение года и всего последующего обучения.
Ландшафтный дизайн (ЛД) на сегодняшний день интересное и перспективное направление. Сегодня благоустройству подвергаются не только парки, общественные и образовательные территории, но и небольшие загородные участки, дачи, усадьбы, балконы. С каждым годом большое количество обучающихся занимаются самостоятельно выращиванием цветов, различных растений на территориях образовательных организаций. Все это говорит о том, что необходимо направление на получение знаний и умений в области ландшафтного дизайна.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы