Курсовая теория на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с разными видами спорта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с разными видами
спорта. 5
1.1. Ознакомление
с разными видами спорта как ведущая задача познавательного и физического
развития дошкольников. 5
1.2. Содержание и методы
ознакомления детей дошкольного возраста с разными видами спорта. 18
Выводы по первой главе. 26
Глава 2. Опыт работы ДОО
России по реализации задач ознакомления детей дошкольного возраста с разными
видами спорта. 28
Выводы по второй главе. 42
Заключение. 43
Список использованной
литературы.. 45
Введение:
Актуальность курсовой работы. Сегодня существует необходимость
обеспечения положения о том, чтобы каждый человек с молодого возраста заботился
о своем физическом развитии, имел знания в области гигиены и медицинской
помощи, вел здоровый образ жизни. Для выполнения такой цели необходимо организовать
такой процесс воспитания и его постоянного совершенствования, которые требует
глубоких комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта в
образе жизни детей школьного возраста, так как в этот период происходит
закладывание фундамента личности человека, формирование установок и навыков,
которые далее будут сопровождать на протяжении всей его жизни. Одновременно с
этим в данный возрастной период складывается отношение и интерес к физкультурно-спортивным
занятиям, а также зарождаются предпосылки физического совершенствования.
На сегодняшний день становится важной реализация проблемы повешения
эффективности учебно-воспитательного процесса, которую можно решить, прибегая к
разным средствам и методам, приемами и способом физического воспитания,
привития необходимых умений и навыков для самостоятельного занятия спортом.
В докшольном игра является тем видом деятельности, который представляет
сознательную и инициативную активность, направляемую на достижение цели. В
процессе спортивных игр могут удовлетворяться физические и духовные потребности
ребенка, что указывает на актуальность их использования на уроках физической
культуры.
Объект исследования процесс
ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными видами спорта.
Предметом исследования — средства и
методы процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными
видами: футбол, баскетбол, волейбол.
Цель исследования: теоретическое
обоснование проблемы ознакомления старших дошкольников с разными видами спорта
(футбол, баскетбол, волейбол).
Задачи исследования:
· Проанализировать психолого-педагогическую литературу
по поставленной проблеме.
· Дать определение понятия «спорт», рассмотреть его
виды (футбол, баскетбол, волейбол).
· Выявить средства и методы ознакомления детей
старшего дошкольного возраста с разными видами спорта.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме
исследования; изучение и анализ опыта работы педагогов.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения,
двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом,
проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Изучая общую характеристику физических качеств и особенности
воспитания детей младшего школьного возраста было определено, что среди
физических качеств выделяются скоростно-силовые и координационные способности,
ловкость, выносливость и гибкость. Этап развития таких качеств в период
младшего школьного возраста является одним из важных, так как именно в этот
промежуток времени создаются эффективные предпосылки для развития любых
физических качеств.
2. Характеризуя
спортивные игры как средство развития физических качеств, что важное место
среди средств физического воспитания детей младшего школьного возраста занимают
спортивные игры, которые направлены на закрепление и совершенствование
изученных упражнений, а также решают самостоятельные задачи по развитии
физических качеств ребенка. Подвижные и спортивные игры играют важную роль для
укрепления здоровья детей, способствуют развитию двигательных качеств и
навыков, направлены на совершенствование ритмичности и точности движений, дают
возможность совершенствовать деятельность основных физиологических системы
организма человека, в частности, нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную. При
этом спортивные игры помогают улучшить физическое развитие ребенка, воспитывать
у него морально-волевые качества, которые необходимы для дальнейшего обучения в
школе.
В развитии у
дошкольников интереса к любой деятельности, в том числе и к спорту, большое
значение имеет эмоциональная насыщенность занятий [1, с. 54]. Ранняя спортивная
деятельность и общение в спортивной группе со сверстниками приводит к появлению
многочисленных детских игр, которые дают толчок к совершенствованию средств,
форм и видов общения. В этих играх и занятиях развиваются и реализуются
непосредственные отношения детей друг с другом, здесь дети учатся понимать
характер своих взаимоотношений с окружающими и с воспитателем, осознают свой
новый социальный статус спортсмена, приобретают необходимые коммуникативные
умения и навыки. В дошкольном возрасте становятся действенными стимулы,
связанные со стремлением победить в соревновании с другими детьми, получить
общественное одобрение, привлечь внимание. И это с успехом может использовать
педагог, занимающийся с данным контингентом. Большое значение имеют
эмоционально-ценностные стимулы, которые в этом возрасте по значимости
превосходят социально-психологические оценки.
Полезен любой вид
спорта. Но очень важно, чтобы ребенок проявлял инициативу в спорте и посещал
занятия с удовольствием. Не рекомендуется отдавать ребенка в какой-либо вид
спорта без его желания. Чтобы правильно выбрать вид спорта, иногда достаточно
просто поговорить с ребенком и выяснить, что его больше всего привлекает. В
спортивных клубах можно организовать для ребенка пробные занятия, а затем
выбрать то, что ему больше нравится. Важным моментом в определении вида спорта
ребенка является положительное заключение лечащего врача о занятиях в выбранном
спортивном клубе.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с
разными видами спорта 1.1. Ознакомление
с разными видами спорта как ведущая задача познавательного и физического
развития дошкольников "Спорт — это
главный социальный фактор, который может противостоять нашествию дешевой
культуры и вредных привычек. Это лучший "целлулоид", способный
отвлечь людей от насущных проблем. Это, пожалуй, единственный клей, который
может склеить нацию, чего не могут сделать ни религия, ни политики" (С.И.
Гуськов, 1999).
Деятельность в сфере
физической культуры и спорта в России регулируется Федеральным законом о
физической культуре и спорте в Российской Федерации (ФЗ – 329).
Но основании этого
Закона устанавливаются правовые,
организационные, экономические и социальные основы деятельности в области
физической культуры и спорта в Российской Федерации, в том числе и реализации
спортивной подготовки.
Спортивная подготовка — тренировочный процесс, который подлежит
планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных
соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование
спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, в соответствии с
программами спортивной подготовки.
Спортивное соревнование — состязание (матч)
среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным
дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое
по утвержденному его организатором положению (регламенту).
Состязание — спортивные мероприятия, спортивные соревнования, а также
учебно-тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным
соревнованиям с участием спортсменов. Спортсмен —
физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее
на спортивных соревнованиях.
Программа
спортивной подготовки — программа поэтапной подготовки физических лиц по виду
спорта (спортивным дисциплинам), определяющая основные направления и условия
спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая
организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с
требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
Федеральные
стандарты спортивной подготовки — совокупность минимальных требований к
спортивной подготовке по видам спорта (за исключением военно-прикладных,
служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие
которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной
федерацией), разработанных и утвержденных в соответствии с настоящим
Федеральным законом и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную
подготовку.
Роль соревнования в повышении силы мотива наиболее
отчетливо проявляется в спорте, и неслучайно основные факты, подтверждающие
это, получены при изучении психологами именно данной сферы деятельности
человека.
А. Ц. Пуни на примере юношей, тренировавшихся в беге на
100-метрой дистанции, показал, что очное соревнование с другим бегуном заметно
улучшает время забега, но еще большее улучшение наблюдается в том случае, если
одновременно бегут две команды (Бартенева Н. Е) [14].
Т.Т. Джамгаров, подтвердив эту закономерность на примере
горнолыжников, показал, что имеет значение не только то, в каких соревнованиях
участвуют спортсмены (личных или командных), но и как эти соревнования
проводятся: при одновременном спуске или заочно (при спуске друг за другом). В
первом случае стимулирующий эффект был большим.
Однако стимулирование деятельности через соревнование —
дело психологически тонкое, не терпящее шаблона, требующее учета многих
обстоятельств. Так дети, как правило, мотивируются при нахождении друг с другом
в большей степени, чем взрослые. Играет роль и значимость присутствующих людей.
Особенно острое соперничество возникает между братьями и сестрами, что приводит
нередко не к улучшению, а к ухудшению результатов. Это же происходит, если
спортсмен знает, что за ним наблюдает тренер сборной, чтобы решить, брать его в
команду или нет. Ухудшение эффективности pa6oты может быть и в том случае,
когда выполняется групповое задание, а у членов группы возникает соперничество,
а не сотрудничество (Ильин Е. П.)
[24].
Имеют значение и типологические особенности людей. Лица с
сильной нервной системой больше стимулируются соревновательной обстановкой, чем
лица со слабой нервной системой, особенно если это очень важные соревнования.
Стимулирующая роль соперничества зависит и от знания
результатов других. Например, в исследовании В. Д. Шадрикова, при обучении
одному и тому же навыку, в одной группе (экспериментальной) каждый член группы
знал только свой результат, но не знал результатов товарищей и средней группы.
Другая группа (контрольная) получала всю информацию. Было выявлено, что лучших
результатов в процессе обучения достигла первая группа, имевшая ограниченную
информацию. Выяснение причин этого обнаружило, что знание результатов товарищей
по группе оказывало разное влияние. С одной стороны, оно вносило дух
соревнования, делало работу более интересной. Ряд обучающихся, ориентируясь на
среднегрупповые результаты, старались, чтобы у них результат был не ниже
среднего, другие ориентиром своих достижении выбирали ближайшего к ним по
результату товарища. С другой стороны, если расхождение между ближайшими
результатами достигало большой величины, то отстающий снижал силу мотива,
выбывал из «погони» и в дальнейшем ориентировался только за свой результат.
Испытуемые с высокими результатами вели себя различно в зависимости от уровня
их притязаний и положения в группе: у лиц с высокой самооценкой появлялось
желание еще больше «оторваться» от группы, у лиц со средними притязаниями
знание того, что они лучшие по результату, успокаивало и приводило к снижению
силы мотива.
Дошкольный возраст
помогает развитию мозга вашего ребенка, а исследователи и педагоги называют
этот этап фундаментом для обучения. Исследования показывают, что навыки,
полученные дошкольниками в раннем детстве, могут иметь последствия на всю жизнь
и влиять на результаты взрослой жизни: Более высокие показатели окончания школы
и получения высшего образования Более высокие показатели заработка в течение
всей жизни Более низкий уровень преступности
Они также могут
иметь лучшие результаты в плане здоровья, потому что у них может быть больше
шансов сделать следующее:
· Улучшение когнитивного, социального и
эмоционального развития в детстве
· Получение прививок или посещение врача для
осмотра и скрининга
· Получение стоматологической помощи У них также могут
быть лучшие результаты в плане здоровья, потому что они могут с большей
вероятностью делать следующее:
· Улучшение когнитивного, социального и
эмоционального развития детей
· Получение прививок или посещение врача для
обследования и скрининга
· Получение стоматологической помощи.
Вот почему важно
качественное дошкольное образование. Ведь "простые" вещи, которые они
узнают в раннем возрасте, могут повлиять на то, какими они станут во взрослой
жизни
Исследования также
показывают, что дети в небольших классах (лучшее соотношение учеников и
персонала) имеют больше шансов поступить в колледж и получить высокодоходные
профессии, такие как бизнес, экономика и STEM (наука, техника, инженерное дело
и математика).
Количество лет,
проведенных в дошкольном учреждении, также может повлиять на результаты во
взрослой жизни. Дети, посещавшие два
года дошкольного образования, реже совершают преступления, подвергаются
жестокому обращению или пренебрежению, или получают специальное образование,
чем те, кто ходил в дошкольное учреждение только один год.
Терминология и
определения различаются в разных странах. Тем не менее, дошкольниками обычно
считаются дети в возрасте от двух до пяти лет, обучающиеся в яслях или школах
раннего воспитания. Многие детские сады, особенно в США, также предлагают
услуги по уходу за детьми от 0 месяцев до 2,5 лет. Некоторые из них также
предлагают специальные учебные классы для детей с ограниченными возможностями.
Дошкольное
образование дает вашему ребенку преимущество перед школой благодаря социальному
взаимодействию и обучению через игру.
Дети постоянно меняются физически, умственно, социально,
эмоционально и духовно. Они следуют общей схеме роста и развития. Родители и
учителя, знающие об общих характеристиках разных возрастных групп, смогут более
адекватно реагировать на поведение детей и более эффективно обучать их [3].
Некоторые дети могут развиваться быстрее или медленнее,
чем другие их возраста. Например, шестилетний ребенок может больше
соответствовать возрастным характеристикам пятилетнего или семилетнего ребенка.
Важно помнить, что дети могут временно вернуться к более молодому поведению во
время эмоционального стресса или напряжения [21].
Спортивная культура — это особая часть обычной культуры,
и это одно из видов социальной деятельности, направленное на укрепление
здоровья и улучшение здоровья, а также на полное развитие физических
способностей людей и их использования в повседневной жизни.
Спорт — это особая культурная форма и аспект социальной и
культурной деятельности: укрепление здоровья, улучшение здоровья, развитие
качества воли, нравственное и эстетическое воспитание, повышение культурного
уровня населения, а также эффективные средства и методы расширения
международного влияния. Отношения, культурное сотрудничество, укрепление мира и
дружбы между народами всех стран. Спорт всегда развивался в форме соревнований,
систем соревнований и специальной спортивной подготовки как способа сравнения и
улучшения людей. Спортивные достижения ставят цели для дальнейшего развития
общества и могут быть реализованы более успешно.
Экономические и культурные задачи. Универсальный символ
спорта — принцип соревнования. Они помогают максимально увеличить физическую
силу и воспитать моральные качества. Спорт — это внутренняя сущность массового
социального явления, а конкретной формой его общественного движения является
система спортивных соревнований. Он представляет собой социальный условный
порядок в планировании, организации и проведении спортивных соревнований в
соответствии с определенными принципами и прогрессивными традициями.
Физическое воспитание — это учебный процесс, и его
особенность заключается в обучении спорту и воспитании физической
подготовленности людей. С точки зрения практического применения, спорт — это
процесс физической подготовки людей к занятиям с социальными условиями
(трудовые, военные и т. Д.) В увязке с другими видами образования. При
достаточных социальных условиях спорт может стать одним из основных факторов
общего развития личности.
Спорт — вечная категория. С момента возникновения
человеческого общества оно существовало и будет существовать как одно из
необходимых условий общественного производства и человеческой жизни. Слово
«спорт» используется вместе со «спортивной тренировкой». Когда они хотят
подчеркнуть прикладную направленность занятий спортом и работой или другими
видами деятельности, требующими физической адаптации, они могут использовать
«спорт». Последнее является результатом физических упражнений, что отражается в
выполненной работоспособности и сформированных двигательных навыках, которые
необходимы для определенной деятельности или способствуют ее развитию.
Различают общефизические упражнения и специальные физические упражнения.
Обычные физические упражнения — это непрофессиональный
процесс физических упражнений, содержание которого сосредоточено на создании
общих предпосылок для успеха различных видов деятельности (или некоторых из
них).
Специальная физическая нагрузка — это вид физического
воспитания, специально направленный на специфику какой-либо деятельности
(профессиональной, спортивной и т. д.), и выбран в качестве объекта глубокой
специализации.
Если физическое воспитание проводится систематически на
основном этапе развития онтологии, то физическое воспитание будет играть роль
одного из решающих факторов во всем процессе индивидуального физического
развития.
Физическое развитие — это процесс изменения и
формирования естественных форм и функциональных характеристик в индивидуальной
и общественной жизни человека. Физическое развитие каждого человека зависит от
условий жизни и образования, с момента рождения человека главную роль здесь
играет работа и правильная физическая культура.
Признаками, характеризующими физическое развитие,
являются: вес (вес), рост, окружность грудной клетки, объем легких и т. Д., А
также степень развития физической подготовки, способностей и функциональных
возможностей человека.
Физическое совершенство — это историческое условие общего
развития здоровья и физических возможностей человека, которое соответствует
определенным условиям производства, военного дела и потребностям человеческой
деятельности в других сферах общественной жизни, обеспечивая тем самым высокую
работоспособность человека. Люди много лет. Конкретные признаки и показатели
физического совершенства зависят от реальных потребностей и условий жизни
общества на каждом историческом этапе и, следовательно, будут меняться по мере
развития общества. Основная функция спорта — удовлетворение социальных
потребностей людей в физической подготовке к участию в производстве. С
начального этапа развития человеческого общества физические упражнения стали
одним из наиболее активных средств подготовки людей к труду и военной
деятельности, и они играют важную роль в адаптации к постоянно меняющимся
сложным формам труда. В процессе физических упражнений он обеспечит членам
общества соответствующий уровень здоровья, а также обеспечит важные спортивные
навыки и необходимую физическую подготовку: силу, выносливость, скорость и т.
Д., Чтобы вы могли быстро и лучше освоить новые занятия. и осваивают
современные технологии, Работа становится более концентрированной, а
производительность труда повышается.
Как мы все знаем, хорошо обученный человек, сильный,
стойкий, подвижный и подвижный, с различными спортивными навыками и
способностями, может освоить новую профессию быстрее и успешнее, чем слабый,
физически слабый человек.
При проведении
уроков физической культуры, а также на занятиях кружков общей физической
подготовки применяются предусмотренные учебной программой упражнения основной
гимнастики, подвижные игры, упражнения легкой атлетики [13].
Зачастую игровые сюжеты отражают определенные жизненные ситуации или
явления, либо же являются отображением конкретно-образного характера [9].
Что касается такого признака как отсутствие жесткой регламентации
действий, то он проявляется в том, что игровой сюжет и правила игры намечаются
только в общей линии поведения участников, но не предопределяют конкретность
форм и методов их действий. Более вероятно, что допускается возможность для
широкого выбора и комбинирования способов достижения игровых целей.
Еще одним важным моментом этого признака является то, что в играх
зачастую присутствуют конфликтные ситуации, а сам ход игры и ее исход не
задаются однозначно, так как возможны разные перипетии, которые зависят от всей
совокупности действий, взаимодействия и противодействия участников, а также и
от других обстоятельств, которые могут быть случайными. Из этого определяется
импровизационный характер действий участников в процессе игры, так как они
проводят не по шаблону, а имеют свободный выбор для конструирования
целесообразных вариантов. Это дает возможность для проявления
самостоятельности, инициативности, находчивости и других личностных качеств
каждого участника.
Важным признаком игрового метода является эмоциональность. Так,
большинство игр воспроизводит сложные и ярко эмоционально окрашенные
межличностные отношения – сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, а также
соперничество и противоборство, при сталкивание противоположных стремлений и
возникновении, и разрешении игровых конфликтов. Посредством таких психически
напряженных отношений выявляются и формируются разные этические качества
личности [20].
Следующим признаком игрового метода физических упражнений является
изменчивость условий. Применение игрового метода в физическом воспитании не
дает возможности для точной реализации заранее продуманной программы действий,
а также не нормирует их влияние на участников игры, если сравнивать его с
методами строго регламентированных упражнений. Данный признак связан с
определенными особенностями игровой деятельности, среди которых неизбежная
быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, которые имеют вероятностный
характер, а также множественность способов достижения цели.
Что касается динамичных командных игр, то контролировать быстрые движения
в игре представляется очень сложным. Часто командные игроки могут допускать
элементарные ошибка, которые исправлять по ходу движения практические
невозможно. На данном этапе от педагога требуется большая внимательность и
наблюдательность, чтобы суметь вовремя увидеть ошибки и указать на них
участникам игры. Стоит заметить, что исправление ошибок в игровом методе
является сложным процессом. Особое место в этом занимают командные игры. Тогда
для исправления ошибок необходимо подбирать и придумывать ролевые или
ассоциативные игры, которые будут проводиться в медленном темпе. Например, при
исправлении ошибок в таком спортивном действии как метание, педагог может
показывать правильность действий в медленном темпе и дать задание учащимся
повторять его движения так же в медленном темпе, совершенствуя свои навыки [12].
Отметим, что, по мнению Ашмарина Б.А., игровой метод дает возможность для
комплексного развития двигательных навыков и качеств [8]. Помимо этого, Матвеев
Л.П. утверждает, что игровой метод посредством присущих ему особенностей можно
использовать при физическом воспитании для обучения движениям, избирательного
воздействия на отдельные способности учеников, а также для комплексного совершенствования
двигательной активности в более сложных условиях [2].
При этом для достижения результатов необходимо опираться на взаимосвязь
между педагогом и учащимися при совершенствовании игрового двигательного
действия. Если такая взаимосвязь отсутствует, то добиться какого-либо
результата будет практически невозможно. Если все ученики смогут выполнять
задание правильно, то следует переходить к другой схеме действий, если есть те,
кто не справился с заданием, то необходимо проводить работу над ошибками,
показывая на собственном примере до тех пор, пока все не смогут освоить
упражнение.
В заключительной части урока или после выполнения упражнений, обучающих
тому или иному движению, важно подводить итоги и озвучивать результаты, давая
каждому ученику оценку. При использовании игрового метода командного или
соревновательного характера, оценкой будет выявление победителей или призовых
мест. Если был использован игровой метод ролевого типа, то необходимо оценивать
каждого участника, давая оценку исполнения его роли. Таким образом можно будет
закрепить хороший результат, давая тем самым стимул для совершенствования своих
действий на следующих занятиях, по мнению множества авторов [12].
Соревновательный
метод представляет собой особый способ выполнения упражнений, который
представляется в форме соревнований. Его сущность заключается в применении
соревнований как средства повышения уровня подготовленности учащихся.
Незаменимым условием данного метода является подготовленность занимающихся к
выполнению тех упражнений, в которых будут проводиться соревнования.
В практике
физического воспитания соревновательный метод может проявляться в виде
официальных соревнований разного уровня, среди которых Олимпийские игры,
чемпионаты мира по разным видам спорта, первенство страны или города,
отборочные соревнования и др. Так же соревновательный метод может выступать как
элемент организации урока, либо любого физкультурно-спортивного занятия, в том
числе и спортивная тренировка [17].
Польза
соревновательного метода заключается в нескольких аспектах, среди которых
следующие:
1. Стимулирование максимального проявления
двигательных способностей, а также выявление уровня их развития.
2. Выявление и оценка качеств владения
двигательными действиями.
3. Обеспечение максимальной физической
нагрузки.
4. Содействие воспитанию волевых качеств
личности.
Соревновательный
метод как физическое воспитание может быть использован в относительно
элементарной и развернутой форме. Что касается элементарной формы, то речь идет
о подчиненном элементе общей организации занятия. Другими словами, является
способом стимулирования интереса и активизации при выполнении тех или иных
упражнений, которые включаются в такое занятие. Развернутая форма предполагает
относительно самостоятельную форму организации занятия. Так, это могут быть
контрольно-зачетные или официальные спортивные состязания и т.п. [9].
Фактор
соперничества во время состязания способствует созданию особенного
эмоционального и физиологического фона, который усиливает воздействие
физических упражнений и создает возможность для максимального проявления
функциональных возможностей организма. Эту же функцию выполняют условия
организации и проведения состязаний, когда официальное определение победителя и
поощрение за полученные результаты являются пропорциональным уровню достижений,
признание их общественной значимости и отсеивание менее сильных участников при
проведении многоступенчатых соревнованиях.
В условиях
состязаний можно наблюдать функциональные сдвиги, которые будут более
значительными, чем при внешне аналогичных, но не соревновательных нагрузках. В
процессе состязаний, который будут особенно значимы в личном и общественном
отношении, в большей мере выражаются моменты психической напряженности, если
сравнивать их с игровым методом. В данном случае постоянно действует фактор
противодействия и противоборства, столкновения противоположно направленных
интересов. В случае командных соревнований можно говорить об отношениях
взаимопомощи и взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение
соревновательной цели [19].
Отмечается, что
соревновательный метод более часто используется в тренировке спортсменов
высокого класса.
Следует заметить,
что в практике соревновательного метода принято использовать несколько
методических подходов, среди которых следующие:
· Исполнение соревновательным методом
подготовительных упражнений, имеющих установку на превышение параметров
тренировочной нагрузки;
· Состязание при выполнении эпизодически
вводимых заданий, которые не требуют специальной подготовки, но обязательна
психическая мобилизация;
· Введение в качестве предмета состязания
частично видоизмененных форм основного соревновательного упражнения;
· Смещение соревновательной установки с
акцентом преимущественно на качественную сторону упражнения [8].
Важность
соревновательного метода при формировании черт спортивного характера в первую
очередь определяется тем, что данный метод исходит их естественных начал
спортивной деятельности, среди которых стремление к первенству и установки анна
достижение, тем самым приводя в действие мобилизующую силу специфических
межличностных отношений, которые присущи спорту. Все эти установки ставят
спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей, а
также требуют от него такой способности как владение собой в самых сложных
ситуациях.
Итак,
соревновательный метод применяется в решении разных педагогических задач, среди
которых важными выступают воспитание физических, волевых и моральных качеств
личности, совершенствование ее умений и навыков, а также способностей
рационально использовать их в более сложных условиях.
Таким образом,
можно сделать вывод, что физическое воспитание дошкольников имеет свою
специфику и характерные особенности, которые определяются психологическими и
физиологическими характеристиками.
Учитывая такие факторы, организация физического воспитания в младшей
школе должна опираться на поставленные задачи и обеспечивать всестороннее
развитие личности ребенка.
На сегодняшний
день, проведенные исследования ученых, занимающихся вопросами развития
двигательных способностей и качеств ребенка, указывают на то, что большинство дошкольников
имеет уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Однако
недостаточный уровень физической активности ребенка, особенно в процессе
активного роста, при котором идет ускоренное развитие скелета и мышечной массы,
не поддерживаются соответствующими тренировками системы кровообращения и
дыхания, что в свою очередь, негативно сказывается на здоровье детей и снижает
жизненный тонус [4].
Поэтому самым
эффективным средством развития двигательной сферы на сегодняшний день является
организация спортивных игр дошкольников. Такие отечественные педагоги как Е.Н.
Водовозова, Е.А. покровский, К.Д. Ушинский в своих трудах отмечают, что
подвижные и спортивные игры являются эффективным средством физического
воспитания детей. Так, элементы спортивных игр являются первой, доступной для дошкольников
формой деятельности, предполагающей сознательное воспроизведение навыков
движений. При этом спортивные игры выступают как средство гармонического
развития детей, являются школой управления собственным поведением, способствуют
формированию положительных взаимоотношений и формируют благополучное
эмоциональное состояние [6].