Курсовая теория на тему Овладение эмоционально-оценочной лексикой в старшем дошкольном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1.
Понятие эмоционально-оценочной лексики.
1.2 Особенности овладения детьми дошкольного
возраста эмоционально-оценочной лексикой
Глава
II. Методы развития эмоционально-оценочного словаря у детей старшего
дошкольного возраста
Введение:
Актуальность исследования. В системе задач по
речевому развитию дошкольников лексическая работа занимает одно из первых мест.
Слово обеспечивает содержание общения. Тип внелитературно-личностного общения,
развивающийся в более позднем дошкольном возрасте, характеризуется особым содержанием,
мотивом и задачами, которые можно решать различными способами. Важное место
среди них занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и
чувства, внутренние переживания человека, моральные качества.
Формирование эмоционально-оценочного лексикона-важное
условие эмоционального развития и нравственного воспитания. В более позднем
дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к нравственным ценностям
общества и окружающих его людей.
Овладение эмоционально-оценочной лексикой считается условием
формирования социально активной личности старшего дошкольника, оно используется
как средство формирования нравственных качеств человека.
Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком
эмоционального состояния окружающих также зависит от степени усвоения словесных
обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Психологи
считают, что перевод конкретно-чувственного понимания эмоциональных состояний
на уровень понимания возможен только в том случае, если их вербализация является
точной и полной.
В то же время анализ речи дошкольников и окружающих взрослых
носителей языка показывает бедность их эмоционально-оценочной лексики,
Распространенность содержащейся в ней общей лексики.
Цель исследования: овладение эмоционально-оценочной
лексикой в старшем дошкольном возрасте.
Объект
исследования: процесс
формирования эмоционально-ценностной лексики в старшем дошкольном возрасте.
Предмет
исследования: процесс овладения
эмоционально-оценочной лексикой в старшем дошкольном возрасте.
На основании определенной цели, объекта, предмета
исследования и гипотезы нами выделены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие эмоционально-оценочной лексики.
2. Определить особенности овладения детьми дошкольного
возраста эмоционально-оценочной лексикой.
3. Раскрыть методы развития эмоционально-оценочного
словаря у детей старшего дошкольного возраста.
От содержания художественного произведения зависят те воспитательные
задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.
Методы исследования для решения поставленных задач:
изучение научной и методической литературы по данной проблеме.
Методологическую основу исследования составили теории
развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева,
В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования
особенностей речи (Д.Б.Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.).
Структура работы представлена введением, двумя
разделами, заключением и списком литературы.
Заключение:
Изучение лексики не является самоцелью; человеку необходимо
устанавливать социальные контакты, проводить различные виды деятельности и
способствовать его знакомству с миром человеческих ценностей, развитию
нравственных чувств и осознанию, и социальной практике детей.
Формирование эмоционально-оценочного лексикона у детей
дошкольного возраста является важным условием их эмоционального развития и
нравственного воспитания. Овладение словами эмоциональной оценки выступает как
средство осознания и развития собственных эмоций и чувств, формирования
представлений о нравственных качествах и установления социальных контактов с
другими людьми. Этот словарный запас необходим для внедрения человеческих
ценностей в мир, выполнения различных видов деятельности (работы, игры,
обучения), развития общения со взрослыми и сверстниками.
В связи с этим не случайно формирование навыков в более
позднем дошкольном возрасте сравнивает и устанавливает созвучие с настроением
человека и музыкой, природой (человеческая грусть и печаль поздней осени;
пробуждение природы, человеческая радость и смешная музыка), для понимания
некоторых образных средств, используемых в изобразительном искусстве, в музыке,
для передачи настроения человека (цвет, композиция, интонация, ритм). Во многих
образовательных программах указывается потребность в формировании таких моральных
качеств, как уважение, доброжелательность и чуткость к окружающим людям; любовь
и привязанность к близким; стыд, горе, радость, веселье, удивление,
недовольство, печаль, восхищение, сострадание, гордость.
Вопросы обогащения речи детей эмоционально-оценочной
лексикой должны быть углублены, так как имеющиеся методические рекомендации
фрагментированы, методы и приемы, направленные на формирование навыков
адекватного использования лексики эмоционально-оценочной в практике вербального
общения со взрослыми и сверстниками, недостаточно понятны.
Обогащение словаря влияет на полное развитие ребенка.
Эмоциональное развитие дошкольников, признание одним ребенком эмоционального
состояния окружающих также напрямую зависит от степени усвоения речевых
обозначений чувств, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Формирование эмоционально-оценочного лексикона у детей
дошкольного возраста является важным условием их эмоционального развития и
нравственного воспитания. Однако важно не только обогатить словарь детей новыми
словами, необходимо помочь дошкольнику понять смысловую сторону слова в этой
лексике.
Основными методами лексической работы по обогащению лексики
оценочной лексикой в дошкольном возрасте являются лексические упражнения с
синонимами, антонимами, с двусмысленными словами, в сочетании с вымыслом.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретическое исследование эмоционально-оценочной
лексики детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с
художественной литературой
1.1. Понятие эмоционально-оценочной лексики
Проблема
осознания человеком своих личных эмоционально-чувственных переживаний была
выявлена и стала предметом теоретического исследования в работах психологов Л.
С. Выготского, А. Н.Люка, С. Л. Рубинштейна, Ю. Рейковского, П. М. Якобсона и
других, а именно в том, что речь, словесное обозначение эмоций, является важным
средством этого осознания, формой персонификации эмоций. Речь — это исторически
сложившаяся форма общения между людьми через языковые конструкции, созданные на
основе определенных правил. Речевой процесс предполагает, с одной стороны,
формирование и формулирование мыслей с помощью языковых средств (речи), а с
другой — восприятие языковых структур и их осмысление. Речь рассматривается как
вербальное общение.
Таким
образом, речь — это психолингвистический процесс, устная форма существования
человеческих языков.
Одним
из важнейших факторов, определяющих сильное эмоциональное возбуждение, является
слово, с его помощью человек дифференцирует свои чувства; речь способствует
усилению эмоционального переживания, это один из способов развития осознания
чувств у детей. При этом наблюдается и обратное взаимодействие: эмоциональное
состояние влияет на параметры речевой реакции, на способность человека
адекватно и полноценно воспринимать сообщение [18].
Слово
— одна из основных структурных единиц языка, служащая для наименования
предметов, их качеств и характеристик, взаимодействий, а также для наименования
воображаемых и абстрактных понятий, созданных человеческим воображением.
Между
эмоциями и словом может наблюдаться определенная взаимозависимость: с одной
стороны, слово позволяет человеку осознать свои личные чувства, переживания, а
с другой стороны, эмоциональные процессы дают осознание речи и оказывают существенное
влияние на понимание другого человека.
Эмоции
сопровождают любую деятельность. Невозможно стать полностью развитой личностью,
не ощутив всю палитру эмоциональных переживаний.
В
русском языке существует огромное количество слов, которые, помимо своего номинативного
значения, обладают элементом экспрессии, чувства. Эти слова отражают отношение
говорящего к теме, дают своеобразную оценку. В таких случаях
эмоционально-экспрессивная оценочная окраска накладывается на лексическое
(материальное) значение. Чувственная оценка связана с выражением эмоций
человека, его сильными побуждениями, отношением к действительности. Эта оценка
может быть как положительной — она затем передается положительной эмоцией, так
и в речи словом, означающим положительные явления, — и отрицательной, связанной
с отрицательными эмоциями и, соответственно, со словами отрицательной оценки.
В
составе эмоциональной лексики можно выделить следующие разновидности:
1.
Слова с яркой оценочной ценностью, как правило, однозначны. Оценка, которая
содержится в этих словах, определенно выражена, что не позволяет употреблять
слово в других смыслах (брюзга, пустомеля), а также в словах, содержащих оценку
факта, явления, знака, действия (дивный, опорочить).
2.
Двусмысленные слова, довольно часто нейтральные в основном смысле, приобретают
яркую эмоциональную окраску при употреблении в переносном смысле. Так они могут
говорить о человеке: дуб, шляпа, тюфяк, тряпка, демонстрируя тем самым свое
отношение к нему.