Курсовая теория Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая теория на тему Ответственность в сфере социального обслуживания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы ответственности в сфере социального обслуживания 7
1.1. Сущность и правовые основы социального обслуживания 7
1.2. Формы и виды юридической ответственности 11
Глава 2. Особенности ответственности в сфере социального обслуживания 18
2.1. Ответственность в сфере социального обслуживания и её правовое значение 18
2.2. Реализация ответственности в сфере социального обслуживания 26
Выводы по аналитической части 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что Россия в ст.7 Конституции РФ провозглашает себя социальным государством. Правовое государство, построение которого является для Российской Федерации одной из приоритетных задач, предполагает наибольшую степень свободы для человека и гражданина. В правовом обществе право как регулятор общественной жизни берет на себя функции не только охраны общественных отношений, но и их регулирования, а юридическая ответственность находит свое выражение, прежде всего, в определенном отношении к своим обязанностям самих участников общественных отношений и добросовестном выполнении имеющихся прав и возложенных обязанностей.
Проблематика юридической ответственности широко изучается отраслевыми юридическими науками и общей теорией государства и права. Раскрытию этого вопроса посвящены статьи, сборники, монографии, регулярно защищаемые кандидатские и докторские работы. При этом на сегодняшний день в юридической науке нет единого мнения, что следует понимать под юридической ответственностью.
Различные блага по системе социального обслуживания получают миллионы граждан и право каждого из них должно быть эффективно защищено. В условиях, когда нормы о юридической ответственности в отрасли, регулирующей указанные общественные отношения, отсутствуют, нарушения прав граждан приобретают не только массовый, но и хронический характер. Для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в том числе при изменении действующего регулирования, законодатель обязан соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности, социальных прав и не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо этих прав и приводила бы к утрате их реального содержания. Отсутствие таких гарантий социальных прав, как нормы о юридической ответственности, обесценивает их и создает почву для нарушений.
В современной отечественной правовой науке социального обеспечения проблемы юридической ответственности в достаточной мере не разработаны. Место норм о юридической ответственности в системе социального обслуживания до настоящего времени также не определено.
Объектом исследования курсовой работы является ответственность за нарушение законодательства в области социального обслуживания.
Предметом исследования курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за нарушение законодательства в области социального обслуживания.
Целью курсовой работы является системное и функциональное изучение механизма и порядка реализации ответственности за нарушение законодательства в области социального обслуживания.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи курсовой работы:
— раскрыть сущность и правовые основы социального обслуживания;
— изучить формы и виды юридической ответственности;
— рассмотреть ответственность в сфере социального обслуживания и её правовое значение;
— проанализировать реализацию ответственности в сфере социального обслуживания.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные, а также частные методы познания: сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический, формально-логический, логико-юридический, статистического анализа и обобщения. При осуществлении исследования применялись такие методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция, а также наблюдение, сравнение, моделирование.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ, федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы ответственности за нарушение законодательства в области социального обслуживания.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая, нормативная основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретические основы ответственности в сфере социального обслуживания.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ особенностей ответственности в сфере социального обслуживания.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Сфера социального обслуживания находится в зоне пристального внимания высших должностных лиц государства, мотивируя правительство к поиску форм адаптации социального законодательства к новым реалиям, например, системе долговременного ухода за нуждающимся. Практика применения законодательства выявила существенные проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания без решения которых нельзя говорить о качественном и полном оказании услуг по социальному обслуживанию. Это и создание конкурентной среды наравне с государственными учреждениями в сфере социального обслуживания, включение в эту сферу органов местного самоуправления, усиление закрепления социальных гарантий на федеральном уровне и т.д. Эти обстоятельства говорят о наступлении в ближайшее время периода интенсивного законотворчества в этой сфере.
Пути достижения нового качества системы социального обслуживания населения предполагают полную и всеобъемлемую реализацию принятых федеральных законов, постановлений и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, а также создание надежного правового механизма их реализации.
Юридической ответственностью на основании анализа различных точек зрения стоит понимать применение мер принуждения в отношении правонарушителей в рамках претерпевания лишений за противоправное деяние на основе соответствующего законодательства по его отраслевой принадлежности. Формами осуществления юридической ответственности является судебная и административная формы. Формой реализации юридической ответственности является наказание.
Права и свободы человека и гражданина реализуются в рамках института юридической ответственности, где особая роль принадлежит государству и его органам, которые ратифицируют важные международные акты, активизируют законодательную систему, расширяют круг получателей социальных выплат и услуг. Проведение грамотной государственной политики в сфере социального обслуживания позволяет избежать роста правонарушений в данной сфере общественных отношений. В последнее время широко обсуждается проблема социальной ответственности государства, ратифицируются международные акты, проводится законодательная работа, расширен круг получателей социальных благ и число видов социального обеспечения и т.д. Необходимо уделять внимание и вопросам юридической ответственности, возможно пересмотрев некоторые традиционные взгляды, в данной сфере. По-другому невозможна гарантированность и полноценная защита социальных прав, а реформирование не даст нужного эффекта.
Выделив административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность с учетом отраслевого критерия, можно их считать самостоятельными видами юридической ответственности. Это указывает на состоятельность отраслевого критерия. Также, каждый из них имеет возможность быть подчинен фокусированному положительному результату системы юридической ответственности — обеспечению уровня правонарушений в сфере социального обслуживания, соответствующего наилучшему функционированию демократического правового социального государства.
Одной из существенных проблем ответственности в сфере социального обслуживания является недостаточная четкость правовых норм, устанавливающих ответственность. Подобная ситуация приводит к большому значению разъяснительной деятельности органов социального обслуживания и судебной практики.
Во многом, подобная ситуация связана с отсутствием кодификации права социального обеспечения. Именно отсутствие кодификации многими учеными рассматривается как основная причина несбалансированности законодательства о социальном обслуживании, и, в частности, норм, регулирующих ответственность в социальном обслуживании. Очевидно, что в новом Кодексе, регулирующим основные отношения в сфере социального обслуживания, необходимо выделить отдельный раздел (или главу), регулирующие ответственность за нарушение норм социального обеспечения. Безусловно, некоторые виды ответственности (например, уголовная ответственность) могут быть урегулированы только специальным законом, однако целый ряд норм финансовой и гражданской ответственности можно сформулировать в новом Кодексе, установив единые принципы и правила применения указанных норм.
Пробелом в праве на наш взгляд также является отсутствие ответственности для субъекта, предоставляющего социальное обслуживание, например, за несвоевременное назначение пенсий, пособий. К тому же в случае, когда нарушаются права граждан. Представляется, что неравноправное положение субъектов в социальном обслуживании должно компенсироваться за счет усиления мер ответственности государства. Если же этого не будет, то, на наш взгляд, нельзя говорить о гарантированности и полноценной защите социальных прав.
Юридическая ответственность в социальном обслуживании должна выполнять очень важную функцию — гарантировать реализацию социальных прав граждан, закрепленных в Конституции РФ. Несмотря на все изменения и нововведения в законодательстве в сфере социального обслуживания, закрепленное в Конституции РФ право человека на социальное обслуживание должно оставаться незыблемым. В этом плане интересный опыт наблюдается в некоторых зарубежных странах.

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что Россия в ст.7 Конституции РФ провозглашает себя социальным государством. Правовое государство, построение которого является для Российской Федерации одной из приоритетных задач, предполагает наибольшую степень свободы для человека и гражданина. В правовом обществе право как регулятор общественной жизни берет на себя функции не только охраны общественных отношений, но и их регулирования, а юридическая ответственность находит свое выражение, прежде всего, в определенном отношении к своим обязанностям самих участников общественных отношений и добросовестном выполнении имеющихся прав и возложенных обязанностей.
Проблематика юридической ответственности широко изучается отраслевыми юридическими науками и общей теорией государства и права. Раскрытию этого вопроса посвящены статьи, сборники, монографии, регулярно защищаемые кандидатские и докторские работы. При этом на сегодняшний день в юридической науке нет единого мнения, что следует понимать под юридической ответственностью.
Различные блага по системе социального обслуживания получают миллионы граждан и право каждого из них должно быть эффективно защищено. В условиях, когда нормы о юридической ответственности в отрасли, регулирующей указанные общественные отношения, отсутствуют, нарушения прав граждан приобретают не только массовый, но и хронический характер. Для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в том числе при изменении действующего регулирования, законодатель обязан соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности, социальных прав и не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо этих прав и приводила бы к утрате их реального содержания. Отсутствие таких гарантий социальных прав, как нормы о юридической ответственности, обесценивает их и создает почву для нарушений.
В современной отечественной правовой науке социального обеспечения проблемы юридической ответственности в достаточной мере не разработаны. Место норм о юридической ответственности в системе социального обслуживания до настоящего времени также не определено.
Объектом исследования курсовой работы является ответственность за нарушение законодательства в области социального обслуживания.
Предметом исследования курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за нарушение законодательства в области социального обслуживания.
Целью курсовой работы является системное и функциональное изучение механизма и порядка реализации ответственности за нарушение законодательства в области социального обслуживания.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи курсовой работы:
— раскрыть сущность и правовые основы социального обслуживания;
— изучить формы и виды юридической ответственности;
— рассмотреть ответственность в сфере социального обслуживания и её правовое значение;
— проанализировать реализацию ответственности в сфере социального обслуживания.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные, а также частные методы познания: сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический, формально-логический, логико-юридический, статистического анализа и обобщения. При осуществлении исследования применялись такие методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция, а также наблюдение, сравнение, моделирование.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ, федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы ответственности за нарушение законодательства в области социального обслуживания.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая, нормативная основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретические основы ответственности в сфере социального обслуживания.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ особенностей ответственности в сфере социального обслуживания.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретические основы ответственности в сфере социального обслуживания
1.1. Сущность и правовые основы социального обслуживания

Неотъемлемым элементом государственной системы социальной защиты населения в РФ на сегодняшний день является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми и других категорий населения, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение потребностей вышеуказанных категорий граждан.
В научной отечественной и зарубежной литературе, нормативно-правовых документах приводится несколько определений понятия «социальное обслуживание».
В частности, в «Законе о социальном обслуживании», принятом в Финляндии в 1982 году под социальным обслуживанием понимается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи» .
Социальное обслуживание трактуется как «предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других и которые не могут сами о себе позаботиться .
В соответствии с федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (утратил силу с 01.01.2015) приводится более конкретное определение рассматриваемого понятия применительно к практической деятельности: «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» .
Однако, с 2015 года, в связи с вступлением в действие нового федерального закона в сфере социального обслуживания определение исходного понятия было трансформировано: «социальное обслуживание граждан — это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам».
В настоящее время правовую базу, необходимую для осуществления социального обслуживания, составляют федеральные законы, адресованные различным группам населения — пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам, детям, беженцам и вынужденным переселенцам и др.
Однако, основным Законом, устанавливающим основы правового регулирования отношений по предоставлению социальных услуг, является Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу с 01.01.2015г .
В соответствии с новым законодательством в сфере социального обслуживания населения сделан акцент на профилактику и индивидуальный подход. Кроме этого, на смену понятиям «клиент социальной службы» и «социальная служба», использовавшимся в ФЗ № 195-ФЗ, введены понятия «получатель социальных услуг» и «поставщик социальных услуг».
При этом, в качестве последнего может выступать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и/или индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
А статья 30 устанавливает, что поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в определенном размере, при условии, что гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой. Такая компенсация выплачивается только тем поставщикам, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг конкретного субъекта РФ.
В новом Законе не содержится понятие «трудная жизненная ситуация», как это было установлено ранее Федеральным законом № 195-ФЗ.
Наряду с этим, согласно новому Закону (№ 442-ФЗ) социальные услуги, предоставляемые гражданину в любой форме социального обслуживания, должны отображаться в индивидуальной программе (ИППСУ).
Она представляет собой документ, в котором указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендованных поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению (статья 16).
При этом, индивидуальная программа может иметь рекомендательный характер — для получателя социальных услуг и обязательный — для поставщиков социальных услуг.
Помимо индивидуальной программы при предоставлении социальных услуг необходимо заключение соответствующего договора между конкретным поставщиком и получателем социальных услуг. Существенным условием такого договора являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются на платной или частично платной основе .
Важнейшей особенностью является то, что в 442-ФЗ четко обозначено положение об определении размера платы за предоставление социальных услуг, в отличие от ранее действовавших законов, в которых лишь указывалось, что такие услуги могут предоставляться на бесплатной и платной основе.
На сегодняшний день в соответствии со статьей 32 «размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода».
Также в Законе закреплено положение, что новые условия предоставления социальных услуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе, это не должно привести и к повышению платы за социальные услуги для указанных лиц.
Одновременно с этим, предусмотрено, что в случае изменения места жительства получателя социальных услуг, индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие, но в объеме перечня социальных услуг, установленных в субъекте РФ по новому месту жительства.
Помимо всего прочего, еще к одному из новшеств ныне существующего Закона в сфере основ социального обслуживания относится и установленный порядок предоставления социальных услуг, который зависит от формы социального обслуживания, видов социальных услуг .
Вместе с тем, новым законом вводится такое понятие как «социальное сопровождение», под которым понимается оказание гражданам при необходимости содействия в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих вышеуказанные виды помощи, на основе межведомственного взаимодействия.
Статья 34 вводит общественный контроль в сфере социального обслуживания, который осуществляется гражданами и общественными организациями.
Помимо прочего, следует заметить, что не менее актуальным является вопрос об использовании федеральных законов и подзаконных актов для развития системы социального обслуживания в различных регионах РФ.
Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что сфера социального обслуживания находится в зоне пристального внимания высших должностных лиц государства, мотивируя правительство к поиску форм адаптации социального законодательства к новым реалиям, например, системе долговременного ухода за нуждающимся. Практика применения законодательства выявила существенные проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания без решения которых нельзя говорить о качественном и полном оказании услуг по социальному обслуживанию. Это и создание конкурентной среды наравне с государственными учреждениями в сфере социального обслуживания, включение в эту сферу органов местного самоуправления, усиление закрепления социальных гарантий на федеральном уровне и т.д. Эти обстоятельства говорят о наступлении в ближайшее время периода интенсивного законотворчества в этой сфере.
Пути достижения нового качества системы социального обслуживания населения предполагают полную и всеобъемлемую реализацию принятых федеральных законов, постановлений и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, а также создание надежного правового механизма их реализации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы