Курсовая теория на тему Отражение справедливости в процессе назначения уголовного наказания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………….. 2
1.
Принцип справедливости в системе принципов уголовного права……………. 5
1.1.
Понятие «справедливость» в философии и праве…………………………………. 5
1.2.
Сущность принципа справедливости в уголовном праве…………………….. 10
2.Применение
принципа справедливости при назначении уголовного наказания 14
2.1.
Соотношение справедливости и наказания в уголовном праве…………….. 14
2.2.
Проблемные аспекты применения принципа справедливости при назначении наказания……………………………………………………………………………………………… 16
Заключение…………………………………………………………………………………………… 23
Список
литературы……………………………………………………………………………….. 25
Введение:
Вопрос о
справедливости в праве никогда не теряет своей актуальности. Термин
«справедливость» относится к числу междисциплинарных категорий, которую
исследуют и философы, и социологи, и политологи и представители правовых наук.
Начиная с древних времен человек всегда стремится к справедливости, он борется
за справедливость как в социальном, так и в моральном плане
Проблему
определения сущности справедливости можно отнести к числу самых древних. С
развитием человечества эта категория, выступая своего рода оценкой общественных
отношений, остается актуальной. В действующем уголовном законе ссылки на
справедливость встречаются в виде конституированного в тексте принципа
справделивости (ст. 6 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК
РФ))[1]
, цели наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ) и одного из общих начал назначения
наказания (ч. 1 ст. 60 УК РФ).
Соответственно, понимание этой категории для
целей уголовного закона носит характер действительно важного вопроса. В
современных условиях установление в законе критериев назначения справедливого
наказания выступает в качестве гарантии соблюдения прав виновных и потерпевших.
Законодателем предусмотрены три подобных критерия: соответствие назначенного
наказания характеру и степени общественной опасности совершенного преступного посягательства,
соответствие наказания обстоятельствам совершения преступного деяния и
соответствие наказания личности виновного.
Принцип
справедливости в тексте уголовного закона раскрыт законодателем не полностью,
так как его законодательная конструкция направлена лишь на защиту прав лица,
совершившего преступное посягательство, но не потерпевшего от преступления.
Закрепление
категории справедливости в принципе уголовного закона является правовой
новеллой. В отечественном законодательстве принцип справедливости как отдельная
правовая норма существует с 1996 года. В большинстве иностранных государств он
остается не закреплѐнным. Несмотря на то, что с момента его включения в УК РФ
много лет, в научном сообществе нет единого мнения касающегося соотношения категории
и принципа справедливости, который должен является ее отражением. Данное
обстоятельство и определяет актуальность выбранной темы.
Цель
работы — рассмотреть особенности применения принципа справедливости при
назначении уголовного наказания.
Для достижения
поставленной цели решались следующие задачи:
1.Анализ
понятия и развития принципа справедливости в уголовном наказании
2. Определение места принципа
справедливости в системе принципов уголовного права
3. Выявление
правоприменительных проблем при применении принципа справедливости при
назначении наказания за преступления.
4. Обобщение теоретического и
правоприменительного материала, накопленного юридической наукой по данной
проблеме.
Объектом
исследования является принцип справедливости как правовая категория. Предмет
исследования -нормативные акты, регулирующие процесс назначения наказания за
совершенные преступления.
Основной метод, который использовался при написании работы —
диалектический метод познания, в соответствии с которым предмет изучается в его
последовательном и непрерывном развитии, во взаимной связи и соотношении с
другими объектами и явлениями.
Нормативно-правовой базой исследования послужили: Конституция
Российской Федерации[2],
Уголовный Кодекс РФ, Постановления Правительства РФ и другие нормативные акты.
Правоприменительная практика рассмотрена на основании Определений
Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений судов
разной юрисдикции.
Теоретическую базу исследования составили, прежде всего, труды Чучаева
А.И., Филимонова В. Д., Сабитова Т. Р., Останиной О.А, Осипова П.П., Нерсесянц
В. С., Непомнящей Т. В., Горелик А.С., Матвеева Е.С., Мамедовой Ф.Ф., Мальцева
В. В, Лосского Н.О., Лопашенко Н. А. И др. Научные исследования данных авторов,
безусловно, внесли существенный вклад в разработку проблем связанных с
приминением принципа справедливости в уголовном праве.
Работа состоит из введения,
двух глав и четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы. 1. [1] Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. От 30.12.2020)//Собрание законодательства
РФ. 17.06.1996. N 25. ст. 2954 [2] Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) //Российская газета от 25 декабря 1993
г. № 237
Заключение:
Заключение
Справедливость
представляет собой иерархически упорядоченную систему взаимосвязанных
нравственных ценностей, предполагающую такое сочетание нравственных высших
категорий, при котором ограниченная равенством свобода в соответствии с
объективным порядком воплощает добро.
Восстановление
справедливости в качестве цели уголовного наказания есть одобряемое с позиций
нравственности состояние возникших вследствие совершенного преступного посягательства
общественных отношений, имеющее место в связи с реализацией наказания,
соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления,
обстоятельствам его совершения и личности виновного, и возмещением причиненного
ущерба.
Категории
«справедливость» и «принцип справедливости» не являются идентичными. В качестве
общего признака выступает нравственная категория добра, различие проводится по
степени распространенности рассматриваемых категорий на общественные отношения.
Категория «справедливости» является своего рода фундаментом для формирования
принципа справедливости.
Принцип
справедливости находит выражение как в доктрине уголовного права, так и в
действующем уголовном законодательстве и практической деятельности. Его
правовое содержание раскрывается в совокупности следующих требований:
справедливость криминализации деяний, справедливость привлечения к уголовной
ответственности, справедливость дифференциации ответственности, справедливость
назначения и реализации наказания и других мер уголовно-правового характера.
В
современных условиях установление в законе критериев назначения справедливого
наказания (ч. 1 ст. 6 УК РФ) выступает в качестве некоей гарантии соблюдения
прав виновных и потерпевших. Законодателем предусмотрены три подобных критерия:
соответствие назначенного наказания характеру и степени общественной опасности
совершенного преступного посягательства; соответствие наказания обстоятельствам
совершения преступного деяния и соответствие наказания личности виновного.
Принцип
справедливости в тексте уголовного закона раскрыт законодателем не полностью,
так как его законодательная конструкция направлена лишь на защиту прав лица,
совершившего преступное посягательство, но не потерпевшего от преступления.
В
настоящее время в современном уголовном праве большинства государств в качестве
цели выделено примирение преступника с потерпевшим, а также компенсация вреда,
соразмерная причиненному преступлению. Но цель примирения достигается
достаточно редко, компенсация вреда зачастую является недостаточно соразмерной.
Также к числу основных задач российского уголовного права относится соблюдение
двух основных принципов, взаимосвязанных друг с другом, а также с правами
потерпевших: 1) восстановление социальной справедливости; 2) соразмерность уголовного
наказания.
Исходя из содержания указанных принципов
уголовного права, вред, который причинен жертве преступления, должен быть
компенсирован материально, а наказание должно соответствовать причиненному
вреду. Тем не менее уголовное наказание за причиненный вред здоровью человека
не всегда соответствует тяжести причиненного вреда. Причина несоразмерности
тяжести совершенного преступления и назначенного наказания сводится к
определению момента наступления последствий в виде причиненного вреда здоровью,
поскольку момент наступления более тяжких последствий может наступить гораздо
позднее совершенного преступления.
Фрагмент текста работы:
1. Принцип справедливости в системе принципов уголовного права
1.1. Понятие «справедливость» в философии и праве
Смена
исторических типов общества и как следствие развитие и трансформация
общественных отношений приводит к переоценке большинства категорий, принципов и
ценностей различных областей науки и практики, в том числе и философии права.
Известно, что «справедливость» рассматривается многими общественными науками,
однако наибольший интерес к данной категории проявляется в философско-правовых
учениях мыслителей и правоведов всех исторических эпох развития общества.
Исследование
философских представлений о справедливости необходимо для анализа и
сопоставления трактовок данной категории с целью определения положительного
опыта и совершенствования правовой действительности государства. Генезис
философской категории «справедливость» берет свое начало еще во времена
Древнего мира. Так, древнегреческий философ, Гераклит, определял справедливость
как «борьбу противоположностей, характеризующуюся всеобщностью»[1].
Представитель
конфуцианства предлагал рассматривать справедливость с таких точек зрения, как
этическая (основа нравственности) и политическая (соответствие истине). Учение
о справедливости также явилось предметом исследований древнегреческих
мыслителей Аристотеля и Платона. Сущность справедливости, согласно философским
взглядам Аристотеля, сводится к добродетели, то есть к нравственному аспекту,
определяемому волей и поведением человека. Справедливость трактуется мыслителем
как повиновение закону, равенство перед ним. В свою очередь Платон в диалоге
«Государство» предлагает определять справедливость как «принцип жизни, как
критерий оценки поступков индивидов, деятельности государства и
функционирования [1] Матвеев Е.С. Философские трактовки
идеи справедливости (эпохи Античности – Новое время) // Молодой ученый.2019.
№29 (267).С. 161.