Курсовая теория на тему Отрасль и рынок: содержание и особенности анализа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты исследования структуры рынка 4
1.1. Экономическая характеристика рынков 4
1.2. Методика проведения анализа структуры рынка 12
Глава 2. Характеристика денежного рынка России и методы его регулирование 25
2.1. Денежный рынок России в период 2008-2018 гг. 25
2.2. Прогноз и перспективы развития денежного рынка России 34
Заключение 40
Список использованных источников 46
Введение:
Основу современной организации национального хозяйства составляют два начала рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой. Что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предлагается создать, рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями, структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства.
Но самое существенное заключается в том, что даже наиболее эффективные современные модели рыночной экономики – это уже пройденный этап эволюции. Развитые страны в настоящее время ведут поиск новых моделей рыночной системы, способной более эффективно устранять провалы и несовершенства рынка, решать более сложные экономические и социальные задачи. Во-вторых, движение российских реформ затрудняется отсутствием четких критериев эффективности, закладываемых в основу конструирования организационно-экономических форм рыночной системы.
Цель — провести исследование отрасли и рынка: содержание и особенности анализа.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и методологические аспекты исследования структуры рынка.
2. Охарактеризовать содержание и особенности анализа отрасли.
Объектом исследования выступают рынок и отрасль.
Предмет исследования содержание и особенности анализа рынка и отрасли.
Заключение:
Рынок — это система отношений, связывающих поставщика и потребителя этих товаров (услуг). Там же формируется цена, которая является денежным выражением стоимости продукта.
Анализ рынка – одна из наиболее важных составляющих любой стратегии стартапа. Проведите правильно анализ рынка, и у Вас появится четкое представление о пути, по которому Вам нужно двигать свой бизнес. К тому же хороший анализ рынка позволит Вам заинтересовать инвесторов, обойти подводные камни на своем пути и, самое главное, привлечь клиентов.
Однако примите во внимание, что все компании разные и, соответственно, все они могут по-разному подходить к подготовке бизнес-планов и разработке стратегий, что обусловлено различными причинами и разной целевой аудиторией. Так, если Ваш бизнес довольно мал, и Вы хорошо знаете своего клиента, то в таком случае, анализ рынка может быть для Вас пустой тратой времени. Если же Вы разрабатываете бизнес-план для внутреннего пользования, и у Вас нет необходимости в изучении общеотраслевых данных, чтобы подтвердить свои прогнозы, то и в этом случае без анализа рынка также можно обойтись. Поэтому, перед тем, как начинать исследовать свой рынок, обязательно оцените, насколько ценна для Вас будет информация, которую Вы получите в ходе исследования.
Но если Вы ищите финансирование, то анализ рынка будет ключевым фактором, для убеждения аудитории, что Ваша бизнес-идея опирается на точные цифры и конкретные факты.
Прежде всего необходимо чётко обозначить цели. От того, какую именно информацию вы хотите получить, зависит предмет исследования. Основными структурными компонентами рынка, анализируемыми предпринимателем, являются:
— состояние рынка (ёмкость, конъюнктура, тенденции, реакция на новые товары);
— доля разных компаний на рынке, их возможности и перспективы;
— целевые сегменты, их особенности поведения и требования к продукту, уровень спроса;
— уровень цен и норма прибыли в отрасли;
— свободные ниши, в которых можно вести бизнес; конкуренты, их сильные и слабые стороны.
Говоря о том, как правильно анализировать рынок, стоит подчеркнуть, что конкретная, понятная цель позволяет сократить затраты, не тратить время на обработку бесполезной информации и сразу выбрать наиболее эффективные методы исследования.
Общий план анализа рынка Комплексное маркетинговое исследование, как правило, проводится на этапе запуска или расширения бизнеса. Его цель — собрать как можно более подробную и всестороннюю информацию о конкретной нише.
Рыночная экономика построена на динамическом изменении спроса и предложения в условиях жесткой конкурентной борьбы. Для успешного функционирования компании нужно видение основных тенденций и перспективы. Один из основополагающих инструментов для такого видения – анализ рынка.
Такой анализ не является только описательным методом оценки рыночной ситуации и перспектив. Он представляет собой ценные статистические данные, достоверные цифры и прогнозы на ближайший и долгосрочный период. Это аналитическая информация касательно исследуемого рынка в целом и конкретной фирмы, которая заинтересована в этих данных.
Анализ рынка товаров – это глубокое многогранное исследование определенного отраслевого рынка и его целевой аудитории. Подобный инструмент помогает получить достоверную информацию для выхода товара на рынок или стимуляции объемов продаж.
Необходимо провести комплексное изучение следующих элементов:
• товары (качество, цена и т.д.);
• спрос и предложение;
• конъюнктура рынка;
• долевая структура рынка;
• конкуренты;
• потребности и предпочтения целевой аудитории.
Маркетинговое исследование товарного рынка – это оценка, моделирование и прогноз главных рыночных процессов, а также определение перспектив для конкретной фирмы. Данные такого исследования служат основой для управленческих решений и являются стратегически важными для дальнейшего успешного функционирования на рынке.
Не менее важный аспект – сбор информации, от надежности которой зависит все последующие этапы. Поэтому большинство компаний обращаются за услугами специализированных агентств, имеющих опыт и квалификацию для осуществления подобной деятельности.
Любое исследование заключается в получении ответов на ключевые вопросы для принятия решений и составления плана действий. Управленец должен иметь четкую картину тенденций развития рынка.
Исследование рынка продукции помогает прояснить следующие аспекты:
• Ёмкость или размер рынка – сколько предлагается и покупается товаров за фиксированный временной отрезок.
• Конъюнктура рынка – все совокупные взаимоотношения, сложившиеся в рыночной среде на определенное время.
• Динамика рынка и прогнозы его развития – это оценка инерционных процессов для краткосрочных прогнозов, а также вероятных глобальных изменений для долгосрочного прогноза.
• Изучение конкурентов и определение ресурсов, которые нужны для эффективной конкурентной борьбы.
Все эти исследования направлены на определение потенциальных объемов продаж касательно конкретной фирмы. В ходе исследования планируется найти источники дополнительного сбыта, наметить основные проблемы и пути их решения.
Структура рынка представляет собой соотношение отдельных его элементов, а также их удельный вес. Качественный анализ структуры товарного рынка – это создание четкой структурной картины того рынка, где компания осуществляет или намерена осуществлять свою деятельность. Структуру можно оценить как в количественном, так и в качественном выражении.
Количественно структура рынка представляет собой совокупность таких данных:
• количество продавцов;
• доля рынка, занимаемая каждым продавцом;
• рыночная концентрация, как процентное соотношение продаж наиболее крупных продавцов к общему объему продаж.
Такая долевая картина поможет оценить возможности и реальность входа на рынок и развития. В зависимости от целей исследования в анализ включают объемы продаж потенциальных конкурентов.
Очевидно, что нецелесообразно планировать производство товаров в объеме, который превышает емкость рынка сбыта. Объем товарного рынка делят на три категории:
Доступный – это размер рынка, соответствующий ресурсам, товару (его качеству, цене), дистрибуции и покупателям, которые имеются у компании на данный момент.
Фактический – это текущий объем спроса на исследуемый товар у всех покупателей.
Потенциальный – это максимально возможный объем спроса на товар, который возможен, если все потенциальные потребители хорошо знают и потребляют продукт.
Оценка этих категорий даст общую картину потенциала определенного товара и перспектив компании на данном рынке.
Единица измерения может быть взята в удобной форме: в количестве (штуки), стоимости (рубли) или объеме (килограммы, литры и т.д.).
Знать тенденции современного рынка товаров – это значит убрать большой процент неопределенности в планировании стратегии компании. Имея на вооружении данные об основных современных тенденциях, можно увидеть наиболее перспективные рынки, которые приносят наибольшую прибыль.
Какие именно аспекты интересуют руководство компании:
• объем продаж;
• прибыльность;
• емкость рынка;
• долевая структура рынка;
• численность покупателей;
• количество конкурентов.
Чтобы получить подобную информацию нужно обратить внимание на систематическое проведение маркетинговых исследований. Это является абсолютной необходимостью для результативной конкурентной борьбы и функционирования в условиях рыночной экономики. Подобный анализ невозможно провести без вовлечения сложных программных методов исследования и квалифицированных специалистов.
С 01.01.2018 часть участников финансового рынка (профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании ПИФ, микрофинансовые организации (МФО) и др.) должна перейти на единый план счетов (ЕПС) и отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ), утвержденные Банком России. Это означает, что участники финансового рынка будет иметь свой план счетов бухгалтерского учета, свои бухгалтерские проводки, свою отчетность, учитывающую специфику работы каждой группы участников финансвого рынка и отличающуюся от той, что предусмотрена для обычных коммерческих ораганизаций. Как следствие, это приведет к значительным расходам участников рынка на покупку специализированного программного обеспечения, его настройку и обучение персонала. Для каждой группы участников финансового рынка предусмотрен свой срок перехода на ЕПС и ОСБУ, например, для КПК, ЖНК, ломбардов с 01.01.2019, а для СКПК с 01.01.2020.
Не можем не отметить утверждение Банком России и вступление в силу в 2017 — 2018 гг. базовых стандартов осуществления отдельных видов деятельности на финансовом рынке, действующих в отношении МФО, КПК, профессиональных участников рынка ценных, управляющих компаний ПИФ и др. В рамках реализации концепции регулирования финансового рынка через СРО данные стандарты разрабатываются СРО для их последующего утверждение Банком России. После этого базовые стандарты подлежат обязательному соблюдению всеми участниками рынка, вне зависимости от членства в СРО. Базовые стандарты устанавливают дополнительные, к уже установленным законодательством РФ, требования и ограничения к деятельности участников рынка в части управления рисками, защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, корпоративного управления, совершения операций на финансовом рынке.
По сравнению с 2017 годом в 2018 году произошло незначительное увеличение количества кредитных рейтинговых агентств, с 2 до 5. К двум российским кредитным рейтинговым агентствам прибавилось еще 3 филиала международных рейтинговых агентств из «большой тройки» (Standard & Poor’s, Moody’s, Fitch Ratings).
Как уже отмечалось в предыдущих обзорах ЮК «ДЕКАРТ», большая часть инфраструктурных организаций и участников финансового рынка территориально находятся в Москве — финансовом центре России. Однако, исключением являются ЖНК, КПК, СКПК, МФО, ломбарды и коллекторские агентства . В связи с более низким уровнем жизни, большей потребностью населения в кредитовании и развитием коллективных систем взаимного кредитования количество ЖНК, КПК, СКПК, МФО и ломбардов в регионах значительно больше, чем в столичных Москве и Санкт-Петербурге.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты исследования структуры рынка
1.1. Экономическая характеристика рынков
Рынок — это система отношений, связывающих поставщика и потребителя этих товаров (услуг). Там же формируется цена, которая является денежным выражением стоимости продукта.
В зависимости от объекта рыночных отношений рынки бывают :
— ресурсные (природные ресурсы, рабочая сила, средства труда);
— потребительские (продовольственные, непродовольственные товары, потребительские услуги);
— финансовые (кредитно-денежные отношения, золотовалютный резерв, страхование, контракты).
Классификация по масштабам выглядит следующим образом:
— единичные, представляющие собой отдельные торговые точки;
— локальные – большое количество индивидуальных точек, объединенные в одну торговую; региональные – торговые площадки, объединяющие торговые точки определенного населенного пункта; национальные – объединение региональных сегментов;
— международные – торговые площадки интегрированных образований; мировые.
Классификация в зависимости от объемов товарооборота :
— оптовые;
— розничные;
— государственные закупки.
По степени свободы покупателя и продавца различают:
— монопольные (одна фирма-производитель);
— монополистические (один потребитель); олигопольные (малое количество фирм-производителей, ведущих свою деятельность на основе тайного сговора);
— олигополистические (ограниченное количество покупателей, ведущих свою деятельность на основе тайного сговора);
— модель совершенной конкуренции (идеальный вид конкурентного рынка, где имеется большое количество потребителей и торговых посредников, независимых друг от друга).
Основным признаком рыночной экономике является свобода товарооборота, то есть:
— производитель сам решает, какое количество продукта производить;
— покупатель определяет самостоятельно для себя, какое количество потреблять;
— цена формирует на основе законов спроса и предложения .
Так же, как и другие механизмы, рыночный функционирует по своим собственным правилам.
Для него характерны: закон спроса, закон предложения, закон равновесной цены, закон конкуренции.
Закон спроса При увеличении стоимости блага без изменения прочих условий спрос на продукцию падает. Помимо ценовых факторов, влияющих на интерес покупателя, имеются и неценовые, к которым относятся:
— увеличение или снижение доходов населения;
— увеличение или снижение цен на другие блага;
— изменения структуры населения; изменение предпочтений потребителя .
Закон предложения Чем выше стоимость, тем выше количество предлагаемого продукта с учетом того, что остальные условия остаются неизменными. К неценовым факторам, влияющим на величину предложения, относятся :
— увеличение или снижение затрат на производство;
— появление конкурентов, выпускающих субституты;
— природные катаклизмы, изменение политической ситуации в стране и др.
Закон равновесной цены При достижении баланса между спросом и предложением устанавливается равновесная цена, способная удовлетворить и потребителя, и покупателя.
Законы рынка не действуют в условиях плановой экономики, и достижение равновесной цены невозможно. При выполнении плана не учитываются персональные предпочтения потребителей, появляется дефицит либо излишек различных благ.
Закон конкуренции Увеличение производителей одного и того же продукта приводит к пересмотру издержек, увеличению производительности труда, диверсификации производства, улучшению качества выпускаемой продукции, снижению себестоимости, ускорению темпов НТП, увеличению ВВП, структурным изменениям в экономике.
Учитывая все вышеперечисленные положительные аспекты конкуренции, объясняется желание общества достигнуть совершенной конкуренции и желание монополистов предотвратить этот процесс.
Система рынков Сама по себе эта система представляет единую систему сегментов различного назначения. Она состоит из следующих компонентов :
— потребительские блага, услуги; рабочая сила (получение населением работы и постоянного дохода);
— ценные бумаги, валюта (осуществление сделок на бирже);
— интеллектуальная собственность, достижения научно-технического прогресса;
— средства труда;
— духовные блага (книги, газеты, журналы, выставки, кинотеатры, туристические поездки).
Иначе известный как потребительский, он является организованной структурой, где встречаются спрос со стороны правительства и домашних хозяйств и предложение малого, среднего и глобального бизнеса.
Его значение велико, так как он составляет большую часть ВНП. Помимо этого в его функции входят :
— создание, а также удовлетворение общественных благ;
— обеспечение доходности предпринимателей.
Структурно выглядит следующим образом:
— госзакупки;
— средства производства;
— потребительские товары и услуги.
Государственные закупки Заказы правительства для удовлетворения нужд муниципального, а также государственного характера, на которые выделяются средства из госбюджета. Характеризуются большими объемами, стратегическим назначением.
Средства производства Субъектами данного типа отношений выступают малые и крупные промышленные предприятия, осуществляющие продажу, покупку, обмен объектами производственного назначения.
Потребительские товары и услуги Товары общественного назначения. Для данного типа товаров вводится понятие эластичности, которое позволяет оценить степень нужности блага.
Эластичность товара показывает степень изменение спроса или предложения в зависимости от цены. Для примера возьмем сахар. Вне зависимости от цены его будут покупать в одинаковых объемах. Можно сказать, что данный вид товара неэластичный, т. к. изменение цены не приведет к изменению его потребления.
Рынок производителей Это вид отношений, где предлагаются товары промышленного назначения. В условиях данной торговой площадки производители благ созданы для того, чтобы удовлетворить потребность другого производителя путем продажи, обмена, сдачи оборудования в лизинг.
Основные отличия этой разновидности: меньшее количество покупателей, которые осуществляют покупку гораздо большими объемами; на рынке производителей спрос не сильно меняется в результате изменения стоимости; географическая концентрация покупателей; характерно потребление большой массы производимой продукции .
Торговая площадка одного товара Миниатюрное представление о движении товара, его сбыте. При определении такой торговой площадки говорят о местах, где наиболее высокий спрос на данный вид продукции, о его основных конкурентах, о способах и методах сбыта, о доли в общей структуре товародвижения.
В первую очередь свободные рыночные отношения возмещают затраты производителя, максимизируют прибыль. Также он удовлетворяет запросы покупателя исходя из персональных возможностей. Благодаря конкуренции развиваются и совершенствуются средства труда. На основе законов спроса и предложения формируется количество благ и их стоимость. Однако, несмотря на все положительные аспекты, имеются также отрицательные. С переходом к рыночным отношениям появляется такое понятие, как «теневая экономика».
Так как жесткие условия конкуренции автоматически ликвидируют слабых игроков, они начинают искать нелегальные способы, чтобы максимизировать свой доход. Наиболее яркими представителями теневой экономики являются надомники. Конечно, есть надомники, зарегистрированные как юридические лица, которые постоянно платят налоги и открыто предоставляют данные о своей деятельности. Однако немалая часть данные условия не соблюдает.
Теневая экономика плоха тем, что ее деятельность не включается в налогооблагаемую. Утечка налогов из бюджета всегда приводит к его дефициту.
Рыночная экономика построена на динамическом изменении спроса и предложения в условиях жесткой конкурентной борьбы. Для успешного функционирования компании нужно видение основных тенденций и перспективы. Один из основополагающих инструментов для такого видения – анализ рынка.
Такой анализ не является только описательным методом оценки рыночной ситуации и перспектив. Он представляет собой ценные статистические данные, достоверные цифры и прогнозы на ближайший и долгосрочный период. Это аналитическая информация касательно исследуемого рынка в целом и конкретной фирмы, которая заинтересована в этих данных.
Анализ рынка товаров – это глубокое многогранное исследование определенного отраслевого рынка и его целевой аудитории. Подобный инструмент помогает получить достоверную информацию для выхода товара на рынок или стимуляции объемов продаж.
Необходимо провести комплексное изучение следующих элементов:
• товары (качество, цена и т.д.);
• спрос и предложение;
• конъюнктура рынка;
• долевая структура рынка;
• конкуренты;
• потребности и предпочтения целевой аудитории.
Маркетинговое исследование товарного рынка – это оценка, моделирование и прогноз главных рыночных процессов, а также определение перспектив для конкретной фирмы. Данные такого исследования служат основой для управленческих решений и являются стратегически важными для дальнейшего успешного функционирования на рынке.
Не менее важный аспект – сбор информации, от надежности которой зависит все последующие этапы. Поэтому большинство компаний обращаются за услугами специализированных агентств, имеющих опыт и квалификацию для осуществления подобной деятельности.
Любое исследование заключается в получении ответов на ключевые вопросы для принятия решений и составления плана действий. Управленец должен иметь четкую картину тенденций развития рынка.
Исследование рынка продукции помогает прояснить следующие аспекты:
• Ёмкость или размер рынка – сколько предлагается и покупается товаров за фиксированный временной отрезок.
• Конъюнктура рынка – все совокупные взаимоотношения, сложившиеся в рыночной среде на определенное время.
• Динамика рынка и прогнозы его развития – это оценка инерционных процессов для краткосрочных прогнозов, а также вероятных глобальных изменений для долгосрочного прогноза.
• Изучение конкурентов и определение ресурсов, которые нужны для эффективной конкурентной борьбы.
Все эти исследования направлены на определение потенциальных объемов продаж касательно конкретной фирмы. В ходе исследования планируется найти источники дополнительного сбыта, наметить основные проблемы и пути их решения.
Структура рынка представляет собой соотношение отдельных его элементов, а также их удельный вес. Качественный анализ структуры товарного рынка – это создание четкой структурной картины того рынка, где компания осуществляет или намерена осуществлять свою деятельность. Структуру можно оценить как в количественном, так и в качественном выражении.
Количественно структура рынка представляет собой совокупность таких данных:
• количество продавцов;
• доля рынка, занимаемая каждым продавцом;
• рыночная концентрация, как процентное соотношение продаж наиболее крупных продавцов к общему объему продаж.
Такая долевая картина поможет оценить возможности и реальность входа на рынок и развития. В зависимости от целей исследования в анализ включают объемы продаж потенциальных конкурентов.
Очевидно, что нецелесообразно планировать производство товаров в объеме, который превышает емкость рынка сбыта. Объем товарного рынка делят на три категории:
1. Доступный – это размер рынка, соответствующий ресурсам, товару (его качеству, цене), дистрибуции и покупателям, которые имеются у компании на данный момент.
2. Фактический – это текущий объем спроса на исследуемый товар у всех покупателей.
3. Потенциальный – это максимально возможный объем спроса на товар, который возможен, если все потенциальные потребители хорошо знают и потребляют продукт.
Оценка этих категорий даст общую картину потенциала определенного товара и перспектив компании на данном рынке.
Единица измерения может быть взята в удобной форме: в количестве (штуки), стоимости (рубли) или объеме (килограммы, литры и т.д.).
Знать тенденции современного рынка товаров – это значит убрать большой процент неопределенности в планировании стратегии компании. Имея на вооружении данные об основных современных тенденциях, можно увидеть наиболее перспективные рынки, которые приносят наибольшую прибыль.
Какие именно аспекты интересуют руководство компании:
• объем продаж;
• прибыльность;
• емкость рынка;
• долевая структура рынка;
• численность покупателей;
• количество конкурентов.
Чтобы получить подобную информацию нужно обратить внимание на систематическое проведение маркетинговых исследований. Это является абсолютной необходимостью для результативной конкурентной борьбы и функционирования в условиях рыночной экономики. Подобный анализ невозможно провести без вовлечения сложных программных методов исследования и квалифицированных специалистов.