Курсовая теория на тему Отношения подростков и юношей с родителями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Детско-родительские
отношения и их роль в формировании личности подростка. 6
1.1. Изучение
особенностей детско-родительских отношений в семье. 6
1.2. Роль
родителей в жизни подростка. 9
1.3. Причины
конфликтов между родителями и подростками. 12
Выводы к I
главе. 16
Глава II. Эмпирическое исследование
особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте с помощью
различных методик и рекомендации подросткам и родителям. 18
2.1.Организация
и ход исследования. 18
2.2. Анализ и
интерпретация результатов исследования. 20
Выводы ко II главе. 22
Глава III. Разработка рекомендаций
родителям по взаимодействию с детьми подросткового возраста. 23
Выводы к III главе. 26
Заключение. 28
Список
использованной литературы.. 30
Введение:
Актуальность
исследования обусловлена тем, что сегодня в условиях
глобализации конфликты и конфликтные ситуации становятся все сложнее, особенно
между подростками и их родителями. Для того чтобы конструктивно их решить,
необходимым является правильное противостояние. Потенциально любой спор может
перерасти в конфликтную ситуацию. Поэтому огромная роль отведена качеству
решения спора – договоренности между сторонами, которая влияет на все
дальнейшее развитие отношений.
Особая роль в развитии ребенка, его эмоциональной и
личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия с родителями. В
процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и
упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать
разнообразные психотехнические приемы организации его поведения.
Благодаря своим
особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для
эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые
помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его
безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям.
Многочисленные психологические исследования (В.И. Гарбузов,
Т.А. Куликова, И.М. Марковская, В.Б. Тарабаева и многие другие) показывают,
что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием
становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи,
самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.
Семья – это скрытое от
внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и детско-родительские
отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и неповторимые. Под стилем
семейного общения понимается совокупность родительских чувств, ожиданий,
установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.
Целью исследования
является выявление особенностей влияния детско-родительских отношений в
подростковом возрасте и разработка рекомендаций для родителей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
¾
изучить особенности
детско-родительских отношений в семье;
¾
рассмотреть роль родителей в жизни
подростка;
¾
охарактеризовать причины конфликтов между
родителями и подростками;
¾
исследовать особенности
детско-родительских отношений в подростковом возрасте с помощью различных
методик и рекомендации подросткам и родителям;
¾
проанализировать рекомендации родителям по
взаимодействию с детьми подросткового возраста.
Объект исследования:
детско-родительские отношения.
Предмет исследования: влияние
детско-родительских отношений на личностные проявления подростка.
Теоретическую
основу исследования составили труды таких исследователей, как Т.В. Калинина,
Л.В. Левицкая, Т.С. Смирнова, которые рассматривали особенности детей
подросткового возраста; В.Б. Тарабаева, Г.Т. Хоментаускас, которые
рассматривали особенности взаимоотношений между подростками и родителями и
другие.
Курсовая
работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся
цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и
списка использованной литературы.
Заключение:
В результате написания
данной курсовой работы нами была достигнута цель исследования посредством
решения следующих задач:
1. Дана характеристика детско-родительским
отношениям в семье. В результате решения данной задачи мы выяснили, что
детско-родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка
являются предметом исследования во многих трудах, созданных как отечественными,
так и зарубежными исследователями.
Несмотря на то, что в
каждой психологической школе детско-родительские отношения описываются при
помощи различных понятий и терминов, определяющихся исходными теоретическими
позициями авторов, практически в каждом подходе можем отметить некоторую двойственность
родительского отношения. С одной стороны, любовь, определяющая доверие к
ребенку, удовольствие и радость от общения с ним, стремление защищать его,
безусловное принятие и внимание, целостное к нему отношение представляет собой
главную характеристику детско-родительских отношений. С другой стороны,
родительскому отношению свойственны требовательность и контроль.
Мы пришли также к выводу,
что наиболее эффективная модель взаимодействия родителя и ребенка – это
равенство влияния и родителя на ребенка, и ребенка на родителя.
2. Раскрыта роль
родителей в жизни подростков. Мы пришли к выводу, что, обладая особыми
возможностями в формировании эмоционального, чувственного развития ребенка,
семья тем самым создает предпосылки для развития индивидуальности и
психологического здоровья ребенка, поскольку ничто так не выражает ее
субъективный мир, как чувства. Иными словами, вклад семьи в развитие личности
уникален. Подытоживая, следует отметить, что психологический климат семьи
является чрезвычайно важным условием развития ребенка. Ведь семья – это первая
среда, в которой оказывается ребенок с момента рождения. Именно отношения с
ближайшим окружением определяют, сформируется ли она как развитая и здоровая
личность, реализуется ли ее потенциал в будущем.
3. Описаны причины
конфликтов между подростками и их родителями. Мы пришли к выводу, что
конфликтные ситуации и конфликты между подростками, как правило, связаны с
семейным климатом и стилями семейного воспитания.
4. Дана краткая
характеристика возрастным особенностям подростков. В результате чего, мы
выяснили, что в данный возрастной период происходит много изменений с
психологической точки зрения. Подростки стремятся быть взрослыми, хотят
признания себя взрослыми. И неправильное поведение родителей в данном случае
влечет за собой нарушение психологического здоровья.
Фрагмент текста работы:
Глава
I. Детско-родительские отношения и их роль в формировании
личности подростка
1.1.
Изучение особенностей детско-родительских отношений в семье
Проблема развития ребенка
дошкольного возраста является центральной в психологии и педагогике. Она
неоднозначно решалась в течение всего периода становления этих отраслей науки и
оказывает решающее влияние на стратегию построения учебно-воспитательного
процесса.
Изучению вопросов
развития личности детей раннего и дошкольного возраста посвящено немало
фундаментальных трудов зарубежных психологов, среди которых А. Адлер,
А. Валлон, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, З. Фрейд и др.
Детско-родительские
отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают
многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения характеризуются
сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя.
Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка: как
считает О.В. Спиваковская, родитель должен уберечь ребенка от опасности, а
с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с
внешним миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с
другой – научить его заботиться о себе самому. В-третьих, особенность
родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в
зависимости от возраста ребенка [5].
В зарубежной
психологической литературе существует два основных подхода в изучении проблемы
детско-родительских отношений: психоаналитический и гуманистический.
Представители
психоанализа главной выделяют личность ребенка, а родители являются носителями
исторических ценностей и культурно-закрепленных норм, объектов потребностей и
желаний ребенка. Их индивидуально-психологические черты не оказывают
специфического влияния на развитие личности ребенка. Психоанализ – это первая
теория, которая рассматривала отношения между детьми и его родителем как
главный фактор развития ребенка. Согласно 3. Фрейду и А. Фрейд, мать
для ребенка, с одной стороны, — это первый и самый важный источник
удовольствия, как первый объект либидо, а с другой стороны – как первый
контролирующий источник.