Психология семьи Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Отношения подростков и юношей с родителями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I. Детско-родительские
отношения и их роль в формировании личности подростка. 6

1.1. Изучение
особенностей детско-родительских отношений в семье. 6

1.2. Роль
родителей в жизни подростка. 9

1.3. Причины
конфликтов между родителями и подростками. 12

Выводы к I
главе. 16

Глава II. Эмпирическое исследование
особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте с помощью
различных методик и рекомендации подросткам и родителям. 18

2.1.Организация
и ход исследования. 18

2.2. Анализ и
интерпретация результатов исследования. 20

Выводы ко II главе. 22

Глава III. Разработка рекомендаций
родителям по взаимодействию с детьми подросткового возраста. 23

Выводы к III главе. 26

Заключение. 28

Список
использованной литературы.. 30

  

Введение:

 

Актуальность
исследования обусловлена тем, что сегодня в условиях
глобализации конфликты и конфликтные ситуации становятся все сложнее, особенно
между подростками и их родителями. Для того чтобы конструктивно их решить,
необходимым является правильное противостояние. Потенциально любой спор может
перерасти в конфликтную ситуацию. Поэтому огромная роль отведена качеству
решения спора – договоренности между сторонами, которая влияет на все
дальнейшее развитие отношений.

Особая роль в развитии ребенка, его эмоциональной и
личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия с родителями. В
процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и
упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать
разнообразные психотехнические приемы организации его поведения.

Благодаря своим
особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для
эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые
помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его
безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям.
Многочисленные психологические исследования (В.И. Гарбузов,
Т.А. Куликова, И.М. Марковская, В.Б. Тарабаева и многие другие) показывают,
что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием
становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи,
самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.

Семья – это скрытое от
внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и детско-родительские
отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и неповторимые. Под стилем
семейного общения понимается совокупность родительских чувств, ожиданий,
установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.

Целью исследования
является выявление особенностей влияния детско-родительских отношений в
подростковом возрасте и разработка рекомендаций для родителей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

¾
изучить особенности
детско-родительских отношений в семье;

¾
рассмотреть роль родителей в жизни
подростка;

¾
охарактеризовать причины конфликтов между
родителями и подростками;

¾
исследовать особенности
детско-родительских отношений в подростковом возрасте с помощью различных
методик и рекомендации подросткам и родителям;

¾
проанализировать рекомендации родителям по
взаимодействию с детьми подросткового возраста.

Объект исследования:
детско-родительские отношения.

Предмет исследования: влияние
детско-родительских отношений на личностные проявления подростка.

Теоретическую
основу исследования составили труды таких исследователей, как Т.В. Калинина,
Л.В. Левицкая, Т.С. Смирнова, которые рассматривали особенности детей
подросткового возраста; В.Б. Тарабаева, Г.Т. Хоментаускас, которые
рассматривали особенности взаимоотношений между подростками и родителями и
другие.

Курсовая
работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся
цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и
списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания
данной курсовой работы нами была достигнута цель исследования посредством
решения следующих задач:

1. Дана характеристика детско-родительским
отношениям в семье. В результате решения данной задачи мы выяснили, что
детско-родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка
являются предметом исследования во многих трудах, созданных как отечественными,
так и зарубежными исследователями.

Несмотря на то, что в
каждой психологической школе детско-родительские отношения описываются при
помощи различных понятий и терминов, определяющихся исходными теоретическими
позициями авторов, практически в каждом подходе можем отметить некоторую двойственность
родительского отношения. С одной стороны, любовь, определяющая доверие к
ребенку, удовольствие и радость от общения с ним, стремление защищать его,
безусловное принятие и внимание, целостное к нему отношение представляет собой
главную характеристику детско-родительских отношений. С другой стороны,
родительскому отношению свойственны требовательность и контроль.

Мы пришли также к выводу,
что наиболее эффективная модель взаимодействия родителя и ребенка – это
равенство влияния и родителя на ребенка, и ребенка на родителя.

2. Раскрыта роль
родителей в жизни подростков. Мы пришли к выводу, что, обладая особыми
возможностями в формировании эмоционального, чувственного развития ребенка,
семья тем самым создает предпосылки для развития индивидуальности и
психологического здоровья ребенка, поскольку ничто так не выражает ее
субъективный мир, как чувства. Иными словами, вклад семьи в развитие личности
уникален. Подытоживая, следует отметить, что психологический климат семьи
является чрезвычайно важным условием развития ребенка. Ведь семья – это первая
среда, в которой оказывается ребенок с момента рождения. Именно отношения с
ближайшим окружением определяют, сформируется ли она как развитая и здоровая
личность, реализуется ли ее потенциал в будущем.

3. Описаны причины
конфликтов между подростками и их родителями. Мы пришли к выводу, что
конфликтные ситуации и конфликты между подростками, как правило, связаны с
семейным климатом и стилями семейного воспитания.

4. Дана краткая
характеристика возрастным особенностям подростков. В результате чего, мы
выяснили, что в данный возрастной период происходит много изменений с
психологической точки зрения. Подростки стремятся быть взрослыми, хотят
признания себя взрослыми. И неправильное поведение родителей в данном случае
влечет за собой нарушение психологического здоровья.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
I. Детско-родительские отношения и их роль в формировании
личности подростка

1.1.
Изучение особенностей детско-родительских отношений в семье

Проблема развития ребенка
дошкольного возраста является центральной в психологии и педагогике. Она
неоднозначно решалась в течение всего периода становления этих отраслей науки и
оказывает решающее влияние на стратегию построения учебно-воспитательного
процесса.

Изучению вопросов
развития личности детей раннего и дошкольного возраста посвящено немало
фундаментальных трудов зарубежных психологов, среди которых А. Адлер,
А. Валлон, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, З. Фрейд и др.

Детско-родительские
отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают
многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения характеризуются
сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя.
Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка: как
считает О.В. Спиваковская, родитель должен уберечь ребенка от опасности, а
с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с
внешним миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с
другой – научить его заботиться о себе самому. В-третьих, особенность
родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в
зависимости от возраста ребенка [5].

В зарубежной
психологической литературе существует два основных подхода в изучении проблемы
детско-родительских отношений: психоаналитический и гуманистический.

Представители
психоанализа главной выделяют личность ребенка, а родители являются носителями
исторических ценностей и культурно-закрепленных норм, объектов потребностей и
желаний ребенка. Их индивидуально-психологические черты не оказывают
специфического влияния на развитие личности ребенка. Психоанализ – это первая
теория, которая рассматривала отношения между детьми и его родителем как
главный фактор развития ребенка. Согласно 3. Фрейду и А. Фрейд, мать
для ребенка, с одной стороны, — это первый и самый важный источник
удовольствия, как первый объект либидо, а с другой стороны – как первый
контролирующий источник.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы