История архитектуры Курсовая теория Технические науки

Курсовая теория на тему Отечественная послевоенная архитектура

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СТИЛИ В ПОСЛЕВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
СССР  7

Сталинский ампир (1945-1955 гг.) 7

1.2. Индустриализация и функционализм (с 1955 г.) 12

ГЛАВА 2. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОЗВЕДЕНИЕ ГОРОДОВ СССР. 19

2.1. Архитектура послевоенных пятилеток (1945-1968 гг.) 19

2.2. Архитектура 1970-х и 1980-х годов в Советском Союзе. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 33

Приложение. Всесоюзное совещание
строителей   36

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. В период Великой Отечественной войны
было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, около 32
тысяч промышленных предприятий. Пострадали сотни вузов, театров, музеев,
памятников архитектуры, являвшихся гордостью страны. Крупные восстановительные
работы развернулись уже к концу войны на освобожденных территориях. В первую
очередь усилия были направлены на восстановление объектов промышленности,
больниц и школ.

Восстановление,
строительство и реконструкция городов после войны потребовали научного
обоснования огромного объема проектно-планировочных работ, разработки схем и
проектов районной планировки. Градостроители, бережно отнеслись к историческим
особенностям городов, в то же время значительно обновляя их. В планах
реконструкции многих разрушенных городов была реализована возможность
комплексного решения центров.

Важную роль в
послевоенной архитектуре сыграло типовое проектирование, получившее развитие в
1945-1954 годах. Это было время создания новой методологии типового
проектирования — серийного метода при централизованном изготовлении
унифицированных элементов. С конца 1950-х гг. создаются крупные жилые массивы
преимущественно на свободных городских землях. Началось строительство
многоэтажных односекционных крупноблочных зданий башенного типа. Уже в 1950 годах
в Москве рекомендовалась 9-12-и этажная застройка.

Предпосылкой для
революции в архитектуре стал прорыв в строительных технологиях, а точнее – появление
железобетона. Благодаря ему архитекторы ушли от массивных кирпичных стен и
упростили конструктивную схему до каркасной. Колонны заменили несущие стены и
позволили внедрить ленточное остекление, тем самым осветив большую площадь
пространства.

Скатные крыши также
подверглись метаморфозам, уступив место плоским кровлям, увеличивающим
эксплуатируемую площадь. Можно заметить, что все изменения происходили не
просто так.

У каждой детали есть свое
обоснование, как и у ее отсутствия. Предназначение и функция составляющих
диктуют глобальное преобразование внешнего облика здания. А красота, в свою
очередь, заключается в честности: если бетон, то он не прикрыт, пандус
становится акцентом в интерьере, окна полностью меняют облик здания. Каждый
элемент самодостаточен и открыт наблюдателю.

Так, очевидным является
упрощение архитектурного облика страны от сталинского ампира к упрощенному
функционализму, однако проблема данного
исследования заключается в особенностях развития и обосновании данной тенденции
с учетом меняющихся потребностей социальной действительности.

Объект
данной работы: послевоенная архитектура.

Предмет
работы: индустриализация в послевоенной архитектуре.

Цель
исследования: изучить процесс изменения архитектурных
тенденций в послевоенный период.

Исходя их поставленной
цели были разработаны следующие задачи
исследования:

— рассмотреть сталинский
ампир (1945-1955 гг.);

— изучить период индустриализации
и функционализма (с 1955 г.);

— проанализировать архитектуру
послевоенных пятилеток (1945-1968 гг.);

— показать архитектуру
1970-х и 1980-х годов в Советском Союзе.

Методы
исследования:

-теоретические
(ретроспективный анализ, обобщение, типологизация).

Теоретическая
основа исследования. В данной работе изучались труды
следующих ученых: [1]С.В.
Безсонова, Н.П. Былнкина, Е.В. Васильева, А.С. Габричевского, В.Н. Горлова,
Д.Д. Ефимова, О.В. Казаковой и других исследователей, изучавших советскую
архитектуру в различие периоды послевоенного развития.

Структура
данной работы включает введение, основную часть, заключение, список литературы
и источников, приложение. [1] Безсонов С.В.
История русской архитектуры. – М.: Государственное издательство литературы по
строительству и архитектуре, 1951. – 462 с.; Былинкин Н.П. История советской
архитектуры. 1917-1958. – М., Государственное издательство литературы по
строительству, архитектуре и строительным материалам, 1962. – 348 с.; Васильева
Е.В. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и
объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований
культуры. – 2016. – № 4 (25). – С. 72-80; Габричевский А.С. Морфология
искусства. – М.: Аграф, 2002. –864 с.; Горлов В.Н. Речь Н.С. Хрущёва на
Всесоюзном совещании строителей в декабре 1954 г. Как один из первых шагов в
направлении десталинизации советского общества // Вестник МГОУ. Серия: История
и политические науки. – 2018. – № 2. – С. 126-131.; Ефимов Д.Д., Фахрутдинова
И.А. Истоки и направления советского модернизма // Известия КазГАСУ. – 2018. –
№ 1 (43). – С. 28-40; Казакова О.В. Советский архитектурный модернизм: формы
времени. К итогам международной научной конференции. Москва, ниитиаиг, центр
авангарда в еврейском музее, 21-22 ноября 2013 г // Культурологический журнал.
– 2013. – № 4. – С. 10-13.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ярко выраженный стилевой
характер классической архитектуры сталинской эпохи вошел в противоречие с
указанными партией новыми методами строительства. Именно по этой причине было
необходимо было преодолеть, в первую очередь, традиционный сталинский подход к архитектуре
массового жилья. Неудивительно, что в такой политической обстановке творческий
труд архитекторов стал делом неблагодарным и определяющая роль архитектора в
строительстве отошла на второстепенные позиции. Все усилия Н.С. Хрущева были
направлены на обеспечение быстрого развертывания индустриальных методов
строительства. В результате нетерпимость и радикализм власти в лице Н.С.
Хрущева привели к отмене сталинской классики, которая стала синонимом
излишества и помпезности в угоду функционализму и рационализму. Н.С. Хрущев полностью
исключил из архитектуры понятие красоты и саму архитектуру превратил в
излишество. Это была крупнейшая победа архитектурного модернизма, которому
удалось использовать для себя аппарат государства. Такая тенденция была
продолжена и при Л.И. Брежневе: рационалистские тенденции совершенствовались,
однако, площади жилищ, как и этажность, увеличивались, совершенствовались.

Как итог, в застройке таких
микрорайонов отсутствует логическая хронология. Микрорайоны могут быть
разделены оврагом или заброшенным заводом. Сталинские здания вполне могут
соседствовать с застройками 80-х годов. В последние годы такая практика уже не
применялась, поскольку наблюдается нехватка свободных территорий города, а
также типовые проекты создаются уже в соответствии с другими правилами, не
соответствующими советской эпохе.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СТИЛИ В
ПОСЛЕВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ СССР Сталинский ампир (1945-1955 гг.) Сталинский ампир – это лидирующее
направление в архитектуре советской России в послевоенный период, с 1945 по
1955 годы (появился в 1935 году). Этот стиль отражает советскую идеологию,
культ личности руководителя государства И.В. Сталина. Отсюда и соответствующее
название целой эпохи в архитектуре строительстве страны.

 Сталинский ампир
эстетичен, экспрессивен и последователен во всех своих аналогах. Для него
характерно четко выраженное стремление к красоте, устойчивости и
организованности в архитектурных формах. Педагогическая социально-организационная
функция сталинского ампира заключается в воспитании новой личности, так
называемого строителя-коллективиста. Е.В. Костова писала о том, что в
терминологии теории систем специфика сталинского ампира состоит преимущественно
в определенной «слитности», бескомпромиссности и структурированности его
архитектурной среды, что обусловлено отрицательным системным подбором со
стороны неблагоприятных условий развития. При этом автор разделяет сталинский
ампир как минимум на два типа: столичный, трактуя его как архитектурную систему
дискретного типа, и западносибирский – как архитектурную систему «жесткого»
типа.[1]

С.В. Безсонов, в свою
очередь, обращал внимание на то, что на уровне «генетическом» сталинский ампир
сохраняет ключевые особенности предшествующей русской имперской архитектуры
«золотого века». В частности, среди таких черт упоминается самостоятельность,
концептуальная преемственность и национальный характер.

Также автор отметил, что,
одновременно с этим, сталинский ампир выражает мироотношение новой эпохи – коллективизм,
сотрудничество и синергизм. Официальной формулой стиля является соцреализм, а
именно, национальная форма и социалистическое содержание.[2] [1] Костова Е.В.
Основные тенденции развития архитектуры «сталинского ампира» в Западной Сибири
// Вестник ТГАСУ. – 2019. – № 1. – С. 9-17. [2] Безсонов С.В.
История русской архитектуры. – М.: Государственное издательство литературы по
строительству и архитектуре, 1951. – С. 305.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы