Уголовное право (общая часть) Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних по УК РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 6
1.1 Возраст уголовной ответственности по российскому уголовному праву и порядок его определения 6
1.2 Анализ понимания возраста уголовной ответственности по международному и зарубежному уголовному праву 14
1.3 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И УСЛОВИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, определяется в ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).
Согласно закону, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
В ч. 2 ст. 20 УК РФ установлен исчерпывающий перечень составов преступлений (их двадцать), за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Поэтому необходимо точное установление числа, месяца и года рождения субъекта преступления. Данное обстоятельство подлежит обязательному установлению (ч.1 ст. 421 УПК РФ).
Также возникает необходимость теоретического и прикладного уяснения специфики уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, в настоящее время этим вопросам посвящено немало внимания.
Между тем, рассматриваемая тема, отражая общественное явление, которое не только не нивелируется, но и продолжает свое развитие в новых, созвучных меняющимся социальным условиям, формах – требует дальнейшего предметного изучения.
Несовершеннолетие – это период формирования личности, в течение которого происходит становление черт личности, стиль поведения, взаимодействия с референтными группами и др. особенности характера и поведения несовершеннолетнего.
При установлении в уголовном законодательстве единого основания уголовной ответственности, законодатель учитывает возрастные особенности личности, и регламентация целого ряда связанных с привлечением к ответственности вопросов обладает спецификой.
Вышесказанное определяет актуальность темы исследования.
Состояние научной разработанности темы. Направление, связанное с разработкой учения об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних – характеризуется неугасающим исследовательским интересом.
Данной проблематике, в том числе и отдельным ее аспектам посвящены работы Ю.М. Антоняна, С.В. Бородина, А.В. Бриллиантова, А.Н. Ильхамова, А.Г. Корчагина, В.А. Нерсесяна, A.C. Никифорова, И.М. Тяжковой, А.И. Коробеева, А.Н. Красикова, Л.Л. Кругликова, В.В. Векленко, О.Н. Ярошенко, Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога и др.
Их научными позициями мы руководствовались при рассмотрении обозначенной для исследования проблемы.
Целью работы — является теоретико-прикладное исследование условий освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели нами сформулированы для решения следующие задачи:
– изучить категорию возраста уголовной ответственности по российскому уголовному праву;
– проанализировать подходы к оценке возраста уголовной ответственности по международному и зарубежному уголовному праву;
– выявить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
– рассмотреть прикладные вопросы учета условий освобождения от уголовно ответственности несовершеннолетних (на основе изучения материалов судебной практики);
– сформулировать выводы по исследованным в работе вопросам.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, отражающих специфику возрастного критерия уголовной ответственности.
Предмет исследования — нормы отечественного и зарубежного уголовного законодательства в данной сфере.
Методологическая основа исследования. В выполненной курсовой работе использован диалектический (общенаучный) метод познания.
На его основе применялись иные частно-научные методы (сравнения, обобщения, анализа, логического сопоставления и пр.)
Теоретической основой работы являются исследованные автором научные труды в области уголовного права.
Использована учебная и справочная литература.
Структура работы включает в себя введение, две главы, одна из которых носит теоретический, а вторая – практический характер, заключение и список использованных в работе источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В завершение исследования отметим, что нами осуществлено теоретико-прикладное исследование понятия и особенностей возраста как основания уголовной ответственности.
Проведенная работа позволила сделать следующие выводы по теме.
Возраст играет важную роль в уголовном праве, так как субъектом преступления могут являться не все физические и вменяемые лица, а только достигшие возраста уголовной ответственности.
Согласно закону, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
В ч. 2 ст. 20 УК РФ установлен исчерпывающий перечень составов преступлений (их двадцать), за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет.
При установлении в уголовном законодательстве единого основания уголовной ответственности, законодатель учитывает возрастные особенности личности, и регламентация целого ряда связанных с привлечением к ответственности вопросов обладает спецификой.
Возраст определяет почти все качества и свойства личности, особенности психических новообразований, интересы, потребности, социальный статус личности.
В ходе исследования изучена категория возраста уголовной ответственности по российскому уголовному праву, проанализированы подходы к оценке возраста уголовной ответственности по международному и зарубежному уголовному праву, выявлены особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, рассмотрены прикладные вопросы учета возраста при привлечении к уголовной ответственности (на основе изучения материалов судебной практики).
Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток.
При установлении судебно-медицинской экспертизой (в случае отсутствия документов) возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.
Определение возраста уголовной ответственности, как в национальном, так и в международном плане – является одним из самых сложных и неоднозначных вопросов. Проблема определения возраста, как правило, связана с определением его нижнего предела и раскрывается через понятия «несовершеннолетие» и «малолетство».
Современное уголовное право почти во всех странах мира пошло по пути закрепления минимального возраста, с которого можно привлекать к уголовной ответственности.
В целом, международное право не устанавливает границ возраста уголовной ответственности, в связи с многообразием подходов к его определению в национальных правовых системах государств.
Некоторые УК зарубежных стран предусматривают и специальный возраст уголовной ответственности.
Считаем дифференцируемый подход более правильным, так как фиксирование установление возраста уголовной ответственности нарушает права человека и препятствует реализации принципа индивидуализации наказания.
Российский уголовный закон к установлению возраста уголовной ответственности подходит не только формально.
В ч. 3 ст. 20 УК РФ введено положение о так называемой возрастной невменяемости. Необходимость введения данного законодательного положения давно доказывалось в литературе. В ч. 3 ст. 20 УК РФ отставание в психическом развитии не связывается с психическим расстройством.
Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Применительно к наказаниям несовершеннолетних, отметим, что их перечень ограничен. Не все наказания их установленных в ст. 44 УК РФ – применяются к лицам, не достигшим возраста уголовной ответственности.
Помимо наказаний, к лицам данной категории могут быть применены и принудительные меры воспитательного воздействия.
В научной литературе вопрос о том, какова цель применения принудительных мер воспитательного воздействия, является дискуссионным. В частности, существует мнение, что эта цель состоит не в исправлении несовершеннолетнего, а в его воспитании, на что прямо указывает название обсуждаемых мер. Мы склоняемся к тому, чтобы целью принудительных мер воспитательного воздействия считать правильное формирование личности несовершеннолетнего и предупреждение совершения им новых преступлений.
Существующий порядок установления возраста, с которого наступает уголовная ответственность, приводит к тому, что виновные лица могут избежать уголовной ответственности, как не достигшие возраста уголовной ответственности при том, что сами субъекты считают себя (ошибочно) уже достигшими упомянутого возраста.
Изменение момента, с которого наступает уголовная ответственность всего на одни сутки (в сторону уменьшения) позволит снизить количество случаев, когда виновные субъекты избегают уголовной ответственности по формальным основаниям.
Для исправления сложившегося положения предлагается дополнить статью 20 УК РФ: “Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, непосредственно со дня рождения, то есть с ноля часов ноля минут того числа месяца, которое указано в качестве даты рождения лица в его основном документе, удостоверяющем личность”.
Если подтвердить документально возраст лица не представляется возможным, то при установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

1.1 Возраст уголовной ответственности по российскому уголовному праву и порядок его определения

Возраст – один из признаков субъекта преступления.
Субъект преступления является звеном состава преступления, характеризующимся наличием обязательных признаков. При этом отсутствие одного из обязательных признаков не влечет уголовной ответственности .
Понятие «возраст уголовной ответственности» в литературе трактуется по-разному.
Действующее уголовное законодательство для обозначения возраста употребляет такие словосочетания:
— «возраст, установленный настоящим Кодексом» (ст. 19 УК РФ);
— «возраст, с которого наступает уголовная ответственность» (ст. 20 УК РФ).
В правовой литературе существуют другие наименования возраста: «возраст наступления уголовной ответственности», «возраст уголовной ответственности»; «возраст вменения» .
Г.В. Назаренко отмечает, что научное понимание возраста привлечения к уголовной ответственности – в достаточной степени соответствует его законодательному понятию .
Изначально важно понять, что законодатель связывает момент наступления уголовной ответственности с фактическим (паспортным) возрастом человека.
В целом, понятие возраста считается одной из главных категорий в психологии становления человека.
Возраст определяет почти все качества и свойства личности, особенности психических новообразований, интересы, потребности, социальный статус личности.
В научной литературе на сегодняшний день, помимо хронологического (паспортного) возраста, различают также:
— функциональный (биологический),
— психический (психологический)
— и гражданский (социальный) возраст .
В каждой из данных возрастных категорий отображается соответствующее понимание жизни человека, а точнее его времени как физического объекта — хронологический возраст, как члена общества – социологический возраст, как биологического организма – биологический возраст и как психологической индивидуальности – психологический возраст.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы