Курсовая теория на тему Острые стрессовые реакции (ОСР)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Острые
стрессовые реакции………………………………………………. 4
1.1 Стресс…………………………………………………………………………………… 4
1.2 Симптомы и виды
стресса……………………………………………………… 10
1.3 Методики
исследования стресса…………………………………………….. 11
Глава 2
Профессиональный стресс и его профилактика………………….. 14
2.1 Профессиональный
стресс…………………………………………………….. 14
2.2 Профессиональное
выгорание……………………………………………….. 18
2.3 Гендерные
особенности поведения в стрессовых ситуациях………. 18
2.4 Способы борьбы с
профессиональным стрессом………………………. 22
Глава 3. Диагностика
клиента с ПТСР…………………………………………. 25
Заключение………………………………………………………………………………. 34
Список литературы……………………………………………………………………. 36
Введение:
Актуальность темы исследования:
профессиональная деятельность большинства людей проходит в сложных условиях
(физических, эмоциональных, психологических. Следовательно, стресс является
неотъемлемой частью жизни жителей нашей планеты и имеет ряд отличительных
особенностей, в том числе и гендерных.
Выбранная тема имеет большое значение
для меня, потому что я, как и все люди подвергаюсь стрессу.
Целью данной курсовой работы является
изучение гендерных различий проявления профессионального стресса.
В соответствие с поставленной целью
необходимо решить ряд задач:
1. Изучить
необходимую литературу по теме курсовой.
2. Рассмотреть
понятие «стресс», его виды, симптомы.
3. Изучить
более развернуто понятие «профессиональный стресс».
4. Выявить
гендерные особенности поведения и психики в стрессовых ситуациях.
5. Сделать
выводы и разработать практические рекомендации для профилактики и борьбы со
стрессом.
Предметом исследования: явление
гендерных различий в проявлении профессионального стресса.
В процессе выполнения курсовой работы
были использованы учебные пособия, научные статьи, учебники разных годов
выпуска для сравнения разных точек зрения авторов. Основными источниками,
раскрывающими более подробно тему исследования, оказались: Зинченко Е. В.,
Ромашова Ж. Ж., Ключко О. И.
Заключение:
Стресс –
это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого современного человека. Данное
явление несет в себе адаптивный характер и имеет свойство накапливаться,
поэтому влияет на физиологическое и психологическое здоровье человека. При
длительном действии дистресса появляются психосоматические заболевания и
увеличивается риск более серьезных заболеваний. Однако, стресс, именуемый
эустрессом, несет в себе положительное действие на активность человека,
увеличивая ресурсы организма.
Трудовая
деятельность человека прямым образом влияет на здоровье сотрудников. В каждой
профессиональной сфере большое разнообразие агрессоров (одними из самых мощных
считаются неадекватные руководители, постоянные стычки с ними) и реакция на них
индивидуальная и зависит от психологического, эмоционального состояния
работников и гендерных особенностей.
Гендерные
различия существовали всегда. Мужчины и женщины имеют огромное количество
отличий: физические, физиологические, психологические. До современного мира
отличались даже их права в обществе. Все это, несомненно, нанесло отпечаток на
поведение мужчин и женщин в стрессовых ситуациях. Я считаю, что мужчины больше
подвержены стресс-реакциям из-за давления со стороны общества в связи с
устоявшимися поведенческими стереотипами. По этой причине, они переживают
стресс тяжелее и с более серьезными последствиями, хотя женщины страдают от
трудных эмоциональных ситуаций не меньше. Следовательно, нужно уметь грамотно
минимизировать влияние стресса и справляться с ним.
Существует
большое количество способов, методов по предотвращению и борьбе со стрессом. Я
думаю, что ради личного здоровья, каждый человек должен научиться этим
несложным приемам и действиям, менять свой образ жизни. Касаемо
профессионального стресса, работодатели, руководители обязаны обеспечить
сотрудников достойными условиями труда, соблюдать субординацию, поддерживать
положительную атмосферу в коллективе, то есть стараться уменьшать влияние
стрессогенных ситуаций на своих сотрудников.
Закончить свою курсовую работу я хочу словами
ученого, с которого началось более широкое и глубокое изучение понятия «стресс»
— Ганса Селье: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать
стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его
механизм и выработаем соответствующую философию жизни».
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Острые стрессовые реакции 1.1
Стресс Рассмотрим
классическую теорию стресса Г.Селье. Автор теории определят стресс как
неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Важными
понятиями в рассматриваемой концепции являются понятия эустресса и дистресса,
которые связаны с конструктивными и деструктивными видами стресса
соответственно [4]. На уровне физиологии при стрессе в организме происходят три
основных изменения: увеличение активности коры надпочечников, сморщивание
вилочковой железы и лимфатических желез, появление язвочек в слизистой оболочке
желудка и кишечника.
В 1936 году
был описан «синдром, вызываемый различными вредоносными агентами», позже его
назвали общий адаптационный синдром. Он включает в себя три последовательные
фазы: тревоги, сопротивления, истощения [9]. К современным подходам в изучении
стресса можно отнести: экологический, трансактный и регуляторный. В
экологическом подходе — стресс рассматривается как результат взаимодействия
индивида с окружающей средой. Основными задачами подхода являются поиск причин
возникновения стресса, его неблагоприятные последствия в трудовой деятельности,
его влияние на физическое и психическое здоровье человека. Уровень выраженности
стресса основывается на дисбалансе человека с окружающей средой, а также
рассматривается возможность избегания стресса [8].
Высказывалось
предположение о том, что профессиональный стресс возникает при несоответствии
требований среды и тех ресурсов, которые имеет человек. Именно это и является
фактором, который угрожает здоровью и эффективности труда. Трансактный подход к
изучению стресса был основан в середине 1970х гг. Представителями данного
подхода являются Р.Лазарус, Т.Кокс и Дж. Макэй и др. Рассматриваемый подход
представляет модель взаимодействия человека и среды, в которой стресс
понимается как ответная реакция на несоответствие между возможностями человека
и требованиями окружающей среды [7].
Стресс —
это индивидуально-приспособительная реакция человека на осложнение ситуации.
Согласно трансактной модели Т. Кокса и Дж. Макэйя, стресс является
индивидуально воспринимаемым феноменом, опосредованным психологическими
особенностями личности. Важной особенностью этой модели является то, что стресс
представляет собой замкнутую систему реакций. Эта система реакций состоит из
пяти стадий: фактические требования среды, когнитивная оценка, возникновение
психологических и физиологических изменений в организме как ответ на
возникновение стрессора, борьба со стрессовой ситуацией, обратная связь. Таким
образом, можно говорить о том, что данные стадии наиболее полно отражают
действие стресса.
Трансактная
модель Т. Кокса и Дж. Макэйя оказывает значительное влияние на создание новых
психокоррекционных методов, кроме того может быть использована как
аналитическая схема для дальнейшей обработки эмпирических данных. В трансактном
подходе выделяют еще одну модель психологического стресса, которая была
предложена Р. Лазарусом. По мнению автора, развитие стресса возможно тогда,
когда требования среды превосходят возможности человека, необходимые для
приспособления к предъявляемым требованиям.