Курсовая теория на тему Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗРИ ТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ.. 5
1.1.Развитие зрительного восприятия у детей
дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе. 5
1.2. Особенности развития зрительного восприятия у
детей дошкольного возраста в норме. 8
2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 13
2.1 Клинико–психолого–педагогическая
характеристика детей с задержкой психического развития 13
2.2 Особенности зрительного восприятия у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 25
Введение:
следует рассматривать как неотъемлемую
часть общего образования. Такой подход,
в свою очередь, соответствует Декларации прав ребенка ООН, а также Конституции
Российской Федерации, которая полностью гарантирует право на обязательное и
бесплатное среднее образование для каждого ребенка.
В
целях совершенствования системы образования в соответствии с Законом РФ «Об
образовании» в практике общеобразовательных учреждений необходимо принять
комплекс мер, которые должны незамедлительно охватывать создание благоприятных
условий для обучения, развитие каждого ребенка в соответствии с его возрастными
особенностями, получение качественного образования и всестороннее развитие
личности в целом. Одно из условий формирования этой личности — успешное
эмоциональное развитие детей [4].
Дошкольное детство — это период интенсивного
сенсорного развития ребенка, улучшения его ориентации в окружающем
пространстве. Зрительное восприятие играет особенно важную роль, поскольку это
чрезвычайно сложный, систематический, многоуровневый, сложный процесс, в
котором анализируется большое количество раздражителей, воздействующих на глаз. Зрительное восприятие — один из основных
психологических процессов, уровень и качество развития которого во многом
определяет качество развития познавательной сферы ребенка в целом. Поэтому
развитие и совершенствование зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте,
особенно у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями 5, является
одной из важнейших психолого-педагогических проблем.
Вопрос формирования и развития зрительных
форм восприятия в дошкольном возрасте, особенно у ребенка с задержкой
умственного развития всегда был и будет актуален, поскольку зрительное
восприятие напрямую связано с такими мыслительными действиями, как внимание,
память и мышление [5].
Чем
лучше процесс визуального распознавания реальности, чем внимательнее
наблюдатель, чем больше у него памяти, тем быстрее и точнее формируется такое
же мышление. Накопленный опыт сенсорного познания позволяет свободно
перемещаться в окружающей действительности и мгновенно и правильно реагировать
на ее изменения, т.е. служит залогом своевременной и эффективной социализации
человека.
Интеллектуальный и
социальный опыт человека формируется на основе визуального восприятия.
Недостатки в его развитии значительно блокируют пространство его существующего
опыта.
Низкий уровень
развития зрительных форм восприятия снижает вероятность эффективного обучения
ребенка. Адекватное понимание формы, размера и цвета необходимо для
эффективного усвоения многих дошкольных предметов в школе, и от этого также зависит
развитие навыков для многих видов творческой работы.
Все вышеизложенное
позволяет рассматривать формирование зрительных форм восприятия как одну из
основных составляющих дошкольного развития, поскольку ее неадекватность имеет
серьезные последствия: медленное развитие всех высших психических функций, что
в целом предполагает снижение интеллектуальной активности.
Предотвращение этого также является одной из важнейших
проблем современного мира, требующей эффективного решения, над которым ученые
всех стран работают в этом направлении.
Итак, проблемой развития зрительного восприятия у детей
дошкольного возраста в норме занимались также и ученые, как Фребель Ф., М.
Монтессори, С.В. Запорожец, А.П. Усова, З.М. Истомина, Н.П. Саккулина, С.В.
Мухина, Л.А. Венгер и др., а у детей с ЗПР: И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, М.С.
Певзнер, Б.Н. Белый, Т.А. Власова и т.д.
Целью исследования является выявление особенностей
нарушения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Объект
исследования: зрительное
восприятие у дошкольников.
Предмет
исследования: особенности зрительного восприятия
дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения цели были определены следующие
задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы
изучения зрительного восприятия детей
дошкольного возраста в норме.
2.Выявить особенности зрительного восприятия у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы
исследования: изучение и анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура
курсовой работы состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы
Заключение:
Для
решения поставленных целей и задач было организовано теоретическое
исследование, результаты которого оформлены в 2 главы курсовой работы.
В
данном исследовании были рассмотрены
следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы
изучения зрительного восприятия детей
дошкольного возраста в норме.
2.Выявить особенности зрительного восприятия у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
При
рассмотрении теоретических основ изучения зрительного восприятия старших
дошкольников. Было установлено, что восприятие – это психический процесс
отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных
свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Это базовый
психический процесс, от уровня развития которого зависит развитие всех
психических процессов и психики в целом.
При изучении особенностей зрительного восприятия дошкольников с ЗПР мы выяснили, что для них
характерен неоднозначный уровень сформированности данного процесса психики. Это
обусловлено нарушением аналитико–синтетической деятельности в зрительной
системе и проявляется в снижении скорости восприятия, замедлении процесса
переработки сенсорной информации, поступающей из внешнего мира, а так же в
значительном отставании пространственного восприятия.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ЗРИ ТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ 1.1.Развитие
зрительного восприятия у детей дошкольного возраста в психолого –
педагогической литературе Зрение —
ведущая чувствительная система для людей. Большая часть информации из внешнего
мира (70-90%) воспринимается нами через зрительный анализатор. Ведущая роль
зрительной системы определяется не только тем, что это удаленный аналитик,
который предоставляет информацию об окружающем мире без прямого контакта со
своими объектами, но и ведущими признаками объективной реальности — формой,
размером, изображениями эмоций и зрительного восприятия предметов. Никакая
аналитическая система не предоставляет полную информацию о нашем мире, такую
как зрительная информация.
Нарушение
отдельных зрительных функций, таких как цветовосприятие, форма объекта,
непоправимо с помощью других систем анализаторов. Визуальные дисплеи могут до
некоторой степени заменять изображения, полученные от других анализаторов [11].
Но изображения, полученные с помощью одного из них, и даже все вместе, не могут
полностью заменить зрительные образы. Благодаря зрению человек может свободно
ориентироваться в окружающем мире, зрение помогает ему быстро реагировать на
опасности, угрожающие его жизни, зрение позволяет ему видеть объекты, которые
находятся на расстоянии миллиардов километров от глаза.
В то же время тесная
взаимосвязь между функционированием зрительной системы и деятельностью других
аналитических систем позволяет человеку сформировать представление о свойствах
объектов, которые воспринимаются тактически [11].
Существенным психологическим процессом, важной составляющей
любой человеческой деятельности является процесс восприятия.
Восприятие — это сложное отражение предметов, ситуаций,
явлений, возникающих в результате прямого воздействия физических раздражителей
на уровень сенсорных рецепторов. Оно выступает в качестве основного
когнитивного процесса сенсорного отражения окружающего мира, предметов и
явлений посредством их прямого воздействия на чувствительные органы. Оно
выступает как основа человеческого мышления и практической деятельности, как
основа лидерства человека в окружающей среде и обществе в целом.
Восприятие следует рассматривать как
интеллектуальный процесс, основанный на активном поиске знаков для создания
образа объекта [3].
Зрительное восприятие — это сложный процесс, в
котором анализируется большое количество раздражителей, воздействующих на глаз.
Чем полнее зрительное восприятие, тем сильнее эмоции различаются по качеству и
силе, а значит, они полнее, точнее и ярче отражают раздражители.
Уже
в раннем возрасте у ребенка накапливается определенный запас представлений о
различных свойствах предметов, и некоторые из этих представлений начинают
играть роль образов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в
процессе их восприятия. [3].
Человеческое зрение (зрительное восприятие) —
это процесс психофизиологической обработки изображений окружающих предметов,
осуществляемый через зрительную систему. Зрительное восприятие состоит из
большого количества этапов, поэтому его индивидуальные особенности
рассматриваются с позиций разных наук. В данной статье мы предлагаем
рассмотреть этот процесс с позиций психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии
и когнитивной психологии [4].
Профессор бионики Эдинбургского университета,
один из крупнейших мировых экспертов в области визуальной психологии Р.Л.
Грегори описывает это так: «Зрительное восприятие — это набор процессов
зрительного представления мира, основанный на конфиденциальной информации,
полученной с помощью зрительоной системы». [11, 14].
Зрительный анализатор — сложная система
физиологических механизмов. Как указывает Р.Л. Грегори, на сетчатке появляются
небольшие искаженные изображения верхней стороны, которые человек видит в
окружающем пространстве как отдельный объект. Визуальное восприятие начинается
с показа общих характеристик строения объекта. Прежде всего, понимается
взаимосвязь между предметами и пространством.
В нейропсихологии
визуальное восприятие рассматривается следующим образом: «Процесс визуального
восприятия происходит через сложную функциональную систему, которая включает
связи со всеми тремя блоками мозга: постоянный уровень пробуждения, само
визуальное распознавание и необходимый активный процесс гипотезы о том, что они
видели»[20,с.115].
Таким образом, зрительное восприятие объекта
или изображения (восприятие зрительно объектов) зависит от состояния самой
зрительной функции, от активности ориентации в задаче и изложения гипотез, то
есть от уровня пробуждения. В связях всех трех блоков мозга находится канал, по
которому человек получает информацию об окружающем его мире.
Визуальное
восприятие (зрительное восприятие), как и все психические процессы человека, —
это активный процесс, происходящий в жизни. Визуальная концепция основана на
рефлекторном акте, содержащем афферентные эфферентные связи. Восприятие 8
обладает свойствами произвольности, избирательности, объективности, устойчивости,
категоричности.
Общий принцип зрительной системы —
одновременный анализ и синтез зрительной информации [7]. В нейрофизиологии
понятие зрительного восприятия рассматривается вместе с понятием зрения. Зрение — способность получать и получать
информацию об окружающем мире из энергии электромагнитного излучения в поле
света; сложный набор процессов в зрительной системе, от изменения световой
энергии в фоторецепторах до сенсорного и зрительного восприятия. В
контексте исследования зрительного восприятия в контексте когнитивной
психологии Стивен Палмер предлагает следующее определение: «Зрительное
восприятие — это сложный процесс, включающий в себя различные структурные
компоненты: произвольность, целеустремленность, зрительно-моторную координацию,
навыки визуального распознавания, аналитическую и синтетическую активность
зрительного анализатора, объем, устойчивость восприятия» [ 18,c.104 ]
На ранних стадиях
филогенетического формирования зрительное восприятие предоставляет 9 единиц
информации, прежде всего о пространственном положении и движении объектов.
Затем эта информация дополняется информацией о форме и структуре объекта.
Следующей очень важной функцией является
аналитико-синтетический аспект зрительного восприятия, когда анализ проводится
на основе стандартов чувствительности, распознавания предметов и явлений
окружающей среды. Процесс анализа и синтеза знаков и воспринимаемых свойств
окружающей действительности является одной из ведущих и основных задач видения.
Отсутствие
аналитических навыков приводит к нехватке чувствительного опыта. Информационная
и когнитивная ценность зрения и визуального восприятия, отраженная в системе,
представляет собой анализируемые данные в соответствии с существующими
способами мышления и памяти.