Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Проблема развития зрительного восприятия детей дошкольного 6

возраста с ЗПР 6

1.1. Зрительное восприятие как психологический процесс 6

1.2. Роль зрительного восприятия в развитии дошкольников 10

Глава II. Специфика зрительного восприятия детей дошкольного возраста с ЗПР. 15

2.1. Задержанное психическое развитие как вариант дизонтогенеза 15

2.2. Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР 18

2.3. Подходы к изучению зрительного восприятия детей дошкольного возраста с ЗПР 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

  

Введение:

 

За последнее время мы наблюдаем рост количества событий в мире, которые вызывают изменения в состояниях людей. Люди напуганы неизвестностью, обрушением планов и надежд. Повышенная тревожность, агрессивность по отношению друг к другу меняет сознание и влияет на формирование не только поведения, но и здоровья будущего поколения.

Как только ребенок рождается на свет, он начинает воспринимать окружающий его мир с помощью органов чувств, а затем начинает усваивать полученную информацию, запоминать и анализировать ее. Дошкольное детство – это значительный отрезок жизни ребенка. Жизненные условия в этот период сильно меняются: границы ребенка расширяются, выходят за пределы семьи; ребенок погружается в мир человеческих отношений, постепенно включается во взрослую жизнь, активно участвует в ней, хотя полностью ему это еще недоступно. На этом этапе взросления появляется сильное стремление к самостоятельности, рождается новый вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. В ней дети моделируют жизнь взрослых, проигрывают страхи и фрустрацию, учатся взаимодействовать друг с другом.

Именно поэтому, если на определенном этапе онтогенеза личности наблюдается пренебрежение в формировании психического и физического здоровья, наступает момент, когда у детей становится невозможным усвоение и закрепление нового материала, а значит есть риск застревания и задержки в развитии.

Восприятие – это сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа, система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств [8]. Восприятие – это не врожденный процесс. Оно проходит определенные этапы развития в первые годы жизни ребенка. Дети с самого раннего возраста учатся воспринимать прикосновения, голос, интонацию, музыку, яркие цвета и формируют свою реакцию на все эти ощущения. В более старшем возрасте их интерес к окружающему миру возрастает. Им хочется больше услышать, пощупать, попробовать на вкус.

Утрата или снижение способности воспринимать окружающий мир приводит к трудностям или застреванию в развитии ребенка. Восприятие у детей с задержкой психического развития поверхностное, они часто упускают важные моменты, связанные с окружающими их предметами и людьми. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают отставание отдельных психических функций в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Сам термин в отдельное понятие выделила Г.Е. Сухарева, чтобы не было путаницы, вследствие того, что на определенном этапе изучения особенностей развития появились различные термины, которые описывали детей со схожими проявлениями в поведении.

Из исследований психологов, которые занимались вопросами ЗПР в онтогенезе (В.В. Лебединский, Г.Е. Сухарева, Л. Каннер, В.В. Ковалев, Г.К. Ушаков), мы можем увидеть, что в связи с нарушениями в восприятии на начальных этапах обучения, у дошкольников снижены возможности полноценного понимания и усвоения слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и другой информации, выступающей в качестве учебной. У детей возникают проблемы в написании букв, в исполнении рисунка, в работе на уроках труда, трудности на уроках физкультуры. У детей дошкольного возраста с ЗПР сложности в обучении возникают из-за нарушений в том числе и зрительного восприятия. В этом случае увеличивается период распознавания объектов, снижается объем воспринимаемой информации, возникает недостаточная целенаправленность и дифференцированность, фрагментарность восприятия и низкая способность сформировать целостный образ объекта. У таких детей зрительные образы демонстрируют бедную картину с неустойчивостью и деформацией. Поэтому на начальных этапах обучения детей с задержкой в развитии более предпочтительны методы передачи информации посредством слов. Практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем их мире, отходят на второй план. На последующих этапах обучения приоритетность этих методов меняется местами.

В связи со всем вышесказанным можно утверждать, что актуальность заявленного исследования не вызывает сомнения.

Главная цель исследования – проанализировать и выделить специфику и проблемы зрительного восприятия детей дошкольного возраста с ЗПР.

Объект исследования – восприятие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР.

Задачи исследования:

1) Исследовать зрительное восприятие, как психологический процесс.

2) Изучить роль зрительного восприятия в развитии дошкольников.

3) Рассмотреть ЗПР как вариант нарушения развития в онтогенезе на этапе дошкольного возраста.

4) Изучить особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР.

5) Исследовать различные подходы к изучению зрительного восприятия детей с ЗПР.

Методы исследования: анализ терминологии по заданной теме и обобщение полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В моей работе рассматривалась особенность зрительного восприятия дошкольников с ЗПР. В результате обобщения данных по моему исследованию хочется отметить, что проблема в развитии зрительного восприятия у дошкольников, особенно у детей с ЗПР всегда была и будет актуальна, потому что зрительное восприятие тесно взаимодействует с такими психическими процессами как внимание, память и мышление. Уровень сформированности зрительного восприятия влияет на успехи в обучении ребенка. Зрительное восприятие является одним из главных пунктов дошкольного воспитания, и вызывает особый интерес у педагогического состава дошкольных учреждений. Задержка в развитии зрительного восприятия может повлечь за собой недоразвитие всех высших психических функций, а также снижение интеллектуальной и социальной деятельности в целом. Могут возникнуть трудности в усвоении социальных навыков, торможение развития личностных качеств и застревание при переходи на следующий возрастной этап.

В работе есть данные научных исследований, которые показывают, что при ЗПР представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста формируется только в условиях специальной работы. Также было установлено, что примерно 40% детей, которые посещают коррекционное дошкольное учреждение, не могут самостоятельно различать цвета, формы. Причиной этого может быть педагогическая запущенность или органическое поражение центральной нервной системы, которое лежит в основе ЗПР. Органические поражения могут задевать центральную и периферическую части зрительного анализатора. Это ведёт к снижению остроты зрения, проявлению некоторых особенностей зрительного восприятия таких детей – медленный темп, узкое восприятие, невозможность дифференцировать, нарушение различения цвета. Медлительность в восприятии предметов у детей с ЗПР объясняется замедленностью процессов анализа и синтеза в коре головного мозга. Как отмечалось выше, в восприятии важную роль играет отражение совокупности воспринимаемой информации. Сформированный навык – быстро окинуть взглядом окружающую обстановку и задержать взгляд только на существенных объектах, возможен только в том случае, если ребенок будет узнавать предметы, а не воспринимать их, как отдельные непонятные для него пятна. Такой навык формируется на основе быстрой скорости восприятия и невозможен на определенном этапе для детей с ЗПР. Особенности восприятия учитываются в процессе обучения и воспитания у дошкольников с ЗПР. Развивая у своих воспитанников процесс восприятия, педагоги дошкольных учреждений учат их выделять группу ощущений и осмысливать полученный образ, понимать его, привлекая для этого прошлый опыт детей.

Делая вывод на основе данного исследования, хочется также отметить, что на современном этапе развития дошкольного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с ЗПР, которые обусловлены с одной стороны, неблагоприятной средой развития детей, а с другой — недостаточным уровнем готовности специалистов в дошкольных учреждениях. Задача владеть системой теоретических знаний, которые акцентируют внимание на особенностях развития детей с ЗПР, не всегда четко стоит перед специалистами. У специалистов, которые работают с детьми с ЗПР, не всегда сформированы практические навыки диагностики и коррекции ЗПР и, в частности, познавательных процессов.

В наши дни дошкольное образовательное учреждение должно осуществлять психолого-педагогическое изучение детей, которые по наблюдениям специалистов попадают в группу риска, с целью успеть своевременно оказать коррекционную помощь детям, у которых какие-либо отклонения выражены не ярко. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для интеллектуального, эмоционального и социального развития. Поэтому коррекционная работа по развитию зрительного восприятия является весьма важной задачей для полноценного развития, формирования и осуществления будущей учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей среде и перехода на следующий возрастной этап.

При условии ранней диагностики и оказания своевременной коррекционной помощи дети с ЗПР способны преодолеть психические проблемы до начала поступления в школу. У детей данной категории происходят нарушения восприятия объектов, явлений и ситуаций. Можно отметить, что нарушения восприятия явно видны у детей и дошкольного, и младшего школьного возраста. Однако, как видно на практике, все эти нарушения с возрастом становятся незначительными и сглаживаются под влиянием специальной коррекционной работы.

Успех коррекционно-развивающей работы напрямую зависит от того, насколько педагоги и специалисты (психологи) владеют профессиональным мастерством и могут обеспечить индивидуальных подход к каждому ребенку с ЗПР, учитывая его личностные и психологические особенности.

С каждым днем психологи (особенно практикующие специалисты) все больше убеждаются в том, что необходимо пересматривать и переосмыслять теоретический материал основ данной темы. В современном мире мы можем наблюдать огромные расхождения в теоретических материалах, академических представлениях о психическом развитии и реальном положении дел. Эти расхождения стремятся сократить работники сферы образования (психологи и педагоги), которые стараются решить практические задачи адаптации ребенка в пространстве образования.

Основной проблемой на сегодняшний день остается терминология, которая описывает детей с особенностями развития, трудностями в обучении и воспитании. Данная терминология уже не удовлетворяет практикующих специалистов, так как появляются новые феномены в изучении отклоняющегося развития. А также, появляются новая терминология и подходы, которые не соотносятся с уже имеющимися, не подтверждают их и не являются их продолжением. И, конечно, это усугубляет ситуацию и не позволяет специалистам разговаривать профессионально на едином языке, понимая и дополняя друг друга.

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников – сохранить и укрепить их здоровье. Правильное воздействие с помощью различных оздоровительных приемов и методов помогает качественно улучшить как физическое, так и психическое здоровье детей, а также организовать соответствующий учебно-воспитательный процесс и выстроить его, создав продуктивную систему.

Поэтому выявленная актуальность проблемы данного исследования и острота положения помогает нам поднять интерес научной сферы для определения и систематизации базовых методов и средств диагностики и коррекции детей с ЗПР, которыми должен владеть психолог, работающий в образовательном учреждении. И мы будем надеяться, что подходы к решению этих вопросов, которые обозначил еще Л.С. Выготский, будут реализованы в скором времени [3].

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Проблема развития зрительного восприятия детей дошкольного

возраста с ЗПР

1.1. Зрительное восприятие как психологический процесс

Различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус, кинестезию (физиологическое ощущение положения и перемещения человеческого тела и его частей). Воспринимая окружающую действительность, у ребенка формируются образы, с которыми в дальнейшем работают память, мышление, внимание и чувства/эмоции. Ощущение и восприятие являются звеньями единого процесса познания ребенком всего, что его окружает. Они создают необходимые условия для формирования мыслительной и практической деятельности.

Зрительное восприятие в психологии изучали как отечественные, так и зарубежные исследователи. Этим вопросом занимались следующие теории:

 теория развития высших психических функций: мышление, память, внимание, речь (Л.С. Выготский);

 теория деятельности (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Я. Гальперин);

 теория функциональных систем: описывает структуру поведения (П.К. Анохин);

 теория общей и дифференциальной психофизиологии (Б.М. Теплов, Е.Н. Соколов);

 теория исследования единства психического развития детей с их воспитанием и обучением (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Если проанализировать исследования отечественных психологов, то можно сделать вывод, что зрительное восприятие – это сложная система опознавательных и перцептивных действий, которая делится на следующие фазы:

1) Восприятие на основе перцептивных действий – обнаруживается объект, затем происходит различение и выделение информативных признаков объекта.

2) Интеграция и формирование зрительного образа по увиденным признакам.

3) Сверка увиденного образа с вербальными и перцептивными эталонами, находящимися в памяти.

4) Оценка степени совпадения образа с находящимися в памяти образцами, отнесение образа к определенной категории.

Соответственно, мы можем сделать вывод, что зрительное восприятие — сложный психофизиологический процесс, который включает в себя поиск и обнаружение объекта, различение его отдельных признаков, эталонное сравнение и опознание. Начальный этап восприятия – выделить и провести первичный анализ сенсорного стимула, который отслеживает человек — осуществляется зрительной проекционной системой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы