Основы журналистской деятельности Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Особенности заголовков журналистских произведений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ЗАГОЛОВКА 6
1.1 Дискурс СМИ и его особенности 6
1.2 Заголовок в текстах СМИ: основы исследования 9
1.3 Классификация заголовков 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАГОЛОВКОВ ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 21
2.1 Заголовки челябинского онлайн-издания: практический аспект 21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

 

  

Введение:

 

Каждый публицист располагает достаточным количеством средств, с помощью которых он определенным образом влияет на читателя, аргументирует свои идеи, суждения и утверждения. При этом одну из главных ролей для достижения этой цели отдают самой первой лексической единице, с которой сталкивается читатель в процессе знакомства с публицистическим материалом, – заголовку. Данная лексическая единица показывает, насколько материалу присуща новизна, есть ли у его автора своя точка зрения на события и явления жизни. Следует учитывать тот факт, что создание заголовка будет первым свидетельством того, в достаточной ли мере журналист владеет литературным мастерством. Неудивительно, что изучение заголовка занимает одно из центральных мест в современной лингвистике. Поэтому проблема создания наиболее полноценного и совершенного с информативной точки зрения заголовка, была и остается первостепенной в публицистике.
Понятия газетного заголовка, его роль в публицистической статье, значение заголовка в композиции определенного средства массовой информации и т.п. в своих работах исследовали такие известные отечественные и зарубежные лингвисты как В.В. Виноградов, В.Г. Комиссаров, С.О. Милованова, Э.В. Лазарева, Э.И. Турчинская, Н.Э. Шишкин, Д. Рэндалл, А.А. Тертычный и другие.
Актуальность темы. Несмотря на немалое количество исследований в вопросах роли заголовка при создании публицистического материала, требуют уточнения некоторые лингвистические проблемы, а именно рассмотрение заголовка сквозь призму его информативности, прагматической направленности и эмоциональной насыщенности.
Цель исследования заключается в анализе особенностей заголовков публицистических текстов.
Достижение поставленной цели предусматривает решение таких задач:
 определить теоретическую базу данного исследования;
 изучить исследования вопроса роли и места заголовка в трудах отечественных и зарубежных лингвистов;
 проанализировать источники создания данного типа композиции газетного материала;
 классифицировать заголовки;
 исследовать на примерах, какое значение для газеты имеет заголовок;
 определить, с помощью каких лексико-стилистических средств автор газетного материала создает заголовок.
Объектом исследования выступают газетные заголовки как элемент композиции газетного материала.
Предметом исследования являются особенности, отображенные в заголовках российского онлайн-издания.
Фактический материал исследования – научные публикации, научные статьи, публицистические статьи, глоссарии, сборники, справочники, в которых исследовался вопрос газетного заголовка, лексико-стилистических особенностей при его создании и тому подобное. Особенности заголовков были рассмотрены на материалах челябинского портала «74.ru».
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
а) теоретические – анализ материалов, трудов современных исследователей по актуальным проблемам лингвистики; изучение и обобщение научной, публицистической, справочной литературы;
б) описательный метод (описание лингвистических терминов и понятий);
в) метод сплошной выборки (взяты на учет заголовки из челябинской онлайн-периодики).
Теоретическое значение исследования заключается в дальнейшей разработке вопросов, связанных с изучением заголовков газет, передающих информацию о содержании текста.
Практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательных учебных заведениях: на уроках при изучении русского языка, во время внеклассной работы. Также основные теоретические положения курсовой работы и использованный в ней фактический материал имеют непосредственную практичность в изучении основ журналистской деятельности, лингвистики, стилистики в высшей школе. Кроме того, они могут быть использованы в научно-исследовательской работе студентов и всеми, кто интересуется данной темой.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней тщательно исследованы лексико-стилистические функции заголовка, определена роль данного элемента в газете, рассмотрены примеры его грамматических и стилистических особенностей в конкретном онлайн-издании.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 34 страницы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании была определена теоретическая база исследования, изучен вопрос роли и места заголовка в трудах отечественных и зарубежных лингвистов, проанализированы источники возникновения данного элемента композиции газетного материала, классифицированы заголовки и показаны их функции, выявлены лексико-стилистические средства в отобранных газетных заголовках.
Отмечается, что в газетной публицистике заголовку уделяется соответствующее внимание, поскольку читатель в первую очередь, обычно просматривает названия статей и сообщений, и только потом начинает читать текст с тем заголовком, который его заинтересовал. То есть автор публикации старается завоевать внимание читателя, вызвать у него интерес, задержать его и добиться прочтения всего материала.
Заголовок – одна из самых главных композиционных частей газетного материала, которая непосредственно связано с последующим текстом. Информативный и рекламный заголовки по-разному взаимодействуют с текстом. Все функции заголовков тесно связаны между собой.
Следовательно, каждый заголовок в той или иной степени выполняют функцию по притягиванию и удержанию внимания читателей. Именно заголовки воссоздают специфику газетного текста: публицистичность, социальную значимость, актуальность и жанровость.
Разные источники содержат разные классификации заголовков в современных изданиях в зависимости от поставленных целей и задач.
В данном исследовании мы рассматривали заголовки городского портала Челябинска «74.ru». В данном издании представлены разные конструкции заголовков, широко употребляются простые и сложные предложения. Заголовок в «74.ru» упрощает восприятие текста, играя ключевую роль в организации языковых средств. Таким образом, для создания неповторимого, запоминающегося заголовка журналисты используют различные лексико-стилистические средства. Авторы употребляют сравнения, метафоры, риторические вопросы и т.д. Если в заголовке употребляются имена участников событий – это только увеличивает эффект, приумножает интерес к тексту. Поэтому очень эффективен, и как следствие этого, весьма распространен в рассматриваемом издании заголовок-цитата. Такой подход делает заголовки более заметными и экспрессивными, что находит непосредственный отклик у читателей. В проанализированных текстах заголовки представлены различными синтаксическими конструкциями с привлечением лексико-стилистических средств для привлечения внимания адресата.
Перспективным направлением дальнейших исследований считаем привлечение заголовков в различных тематических рубриках и других изданиях.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ЗАГОЛОВКА

1.1 Дискурс СМИ и его особенности

На современном этапе исследований в лингвистической литературе большинство исследований выделяют дискурс СМИ в качестве самостоятельного типа дискурса. Это обусловлено социальной значимостью той коммуникативной сферы, которую представляет данный тип дискурса.
Опираясь на основные функции СМИ в обществе, которые предлагают отечественные и западные ученые, можно выделить следующие направления деятельности дискурса СМИ. Во-первых, он предполагает точность представленной информации, позволяет создание единой системы ее восприятия, умение журналиста анализировать и обобщать, стилистическую сдержанность изложения материала, конкретность и объективность в подаче фактов и событий и максимально сжатые высказывания. При этом всякое СМИ, кроме передачи информации, воздействует на читателя. Автор материала провоцирует определенное поведение читателя, тем самым, вызывая изменения в системе ценностей реципиента. Любая информация в определенной степени влияет на читателя, формируя его точку зрения на освещаемое событие, что можно расценивать как влияние на его мысли и поведение, но манипуляция, в свою очередь, также не возможна без информирования.
В лингвистической литературе кроме понятия «дискурс СМИ» встречаются также другие номинации данного дискурса: медиа дискурс, масс-медиальный дискурс, дискурс масс-медиа, массово-информационный дискурс. Данные определения часто используются как синонимичные. В данной работе берется за основу определение М.Р. Желтухиной, которая определяет его как «связной, вербальный или невербальный, устный или письменный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, выраженный СМИ, взятый в аспекте событий, представляющий собой действие, участвующий в социокультурном взаимодействии и отражающий механизм сознания коммуникантов. Будучи полевой структурой, у дискурса СМИ есть центр, где располагаются прототипные жанры, и периферия, которую составляют маргинальные жанры, отличающиеся неоднородной природой в силу своего расположения на стыке различных типов дискурса. Дискурс СМИ носит опосредованный характер, то есть между адресантом и адресатом существует дистанция – пространственная и / или временная».
Роль СМИ в современном обществе трудно переоценить. Они оказывают мощное влияние на состояние общественного сознания, поскольку большинство своих представлений о мире человек получает из газет, журналов и теле-, радиопередач.
Отличительными чертами СМИ является их публичность, то есть неограниченный круг потребителей; косвенно, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникантов; однонаправленность воздействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей. При этом СМИ созданы не только для передачи сведений, информации, но и «сами являются активными участниками общественно-политических и экономических процессов в обществе – участниками, создающими ситуации, формирующими настроения и мысли». Они реализуют социальный контроль масс. Неотъемлемым свойством СМИ является их способность влиять на аудиторию, осуществление идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Таким образом, дискурс СМИ имеет ряд предпосылок для манипулирования общественным сознанием. Его манипулятивный потенциал обусловлен, в первую очередь, интенциональной установкой этого вида дискурса.
В.Г. Костомаров отмечал, что одной из основных характерных черт публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к четкости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. И, напротив, стремление к использованию нестандартных языковых средств предопределяет следующую тенденцию – к экспрессивности. Она выражается в стремлении использовать средства образности форм выражения, что более характерно для художественного стиля и разговорной речи, но в публицистической речи черты этих стилей переплетаются. Поиски способов выражения экспрессивности в условиях создания материалов газет вызывают быстрый переход от экспрессии к стандарту, когда даже оборот, наиболее удачный с точки зрения критериев выразительности, очень быстро нивелируется, превращаясь в штамп. Единство экспрессии и стандарта становится основным стилистическим принципом организации высказывания.
Задача дискурса СМИ – влияние на формирование общественного мнения. Достижение цели и задачи обеспечивается тем, что дискурс СМИ – коммуникативное явление, а любое общение – это целенаправленное воздействие. В дискурсе СМИ журналисты выступают в качестве посредников. Поскольку население отдалено от большинства событий и не может непосредственно наблюдать за тем или иным процессом, журналисты моделируют виртуальный мир и предлагают его в качестве действительного.
Итак, журналист изображает в тексте СМИ не только само событие, но и его психический образ, описывая, с одной стороны, его объективные данные, а с

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы