Психолог-педагог Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности я-концепции обучающихся подросткового возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы к определению Я-концепции 4

1.1. Понятие Я-концепции 4

1.2. Особенности подросткового возраста и развития личности 7

1.3 Специфика Я-концепции в подростковом возрасте 11

1.4. Факторы, влияющие на развитие Я-концепции обучающихся подросткового возраста 14

Глава 2. Особенности формирования Я-концепции в подростковом возрасте 20

2.1 . Методики изучения диагностики Я-концепции личности в подростковом возрасте 20

Заключение 27

Список использованной литературы 29

  

Введение:

 

Формирование личности — это процесс социализации человека, заключающийся в овладении им своей исконной социальной сущностью. Формирование личности связано с принятием человеком социальных ролей и ролей, разработанных в обществе, социальных норм и правил поведения, с формированием способности строить отношения с другими людьми …

Среди многих личностных качеств, присущих подростку, чувства взрослой жизни и “Я-концепция”.

Взросление — один из ключевых периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинство ученых признают, что взросление и молодость являются основным периодом формирования собственных убеждений и умения строить собственный образ жизни. В текущем периоде ситуация развития юношей осложняется трудностями социальной перестройки нашего общества, поэтому необходимо изучать психологию современной молодежи и юношей, особенно девушек, в поисках смысла жизни.

Подростковый возраст — трудное время не только для родителей, но и для самих детей. Именно в этот период родители вдруг открывают для себя, что те правила, по которым они общались с детьми, уже не действуют, а новых правил пока нет. Да и какими они должны быть, эти правила, когда твой ребенок вдруг стал еще не взрослым, но уже и не ребенком? Помните период конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века? Как он назывался? Верный ответ — перестройка. Вот именно такой амбициозный хаос сейчас переживает ваш биологически подросший, но психологически еще не повзрослевший ребенок.

В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в подростковом возрасте, актуально и необходимо исследование ценностных ориентаций в указанный возрастной период.

Изучением психологических особенностей и проблем подросткового возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги — теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер. Э. Шпрангер, и др.

Известно, что в подростковом возрасте самооценка является не стабильной и любое событие может изменить ее в течение нескольких секунд.

Связь самооценки человека с психическим здоровьем, взаимодействием личности с окружающими, с успехами в учебе – занимает не мало важную роль.

Наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст нестабильный, переходный период в жизни человека.

В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на происходящие события, на людей рядом. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети вступают на последнюю ступень личностного формирования, помогают им в этом родители, сверстники и окружающий мир.

Вышеуказанные факты указывают на актуальность темы, выбранной для исследования в курсовой работе.

Объектом исследования является Я-концепция как структурное образование личности.

Предметом выступают особенности Я-концепции детей подросткового возраста.

Целью данного исследования является изучение и анализ Я-концепции подростков.

На основе цели были выведены следующие задачи исследования:

1. Определить понятия, структуру, виды и особенности Я-концепции;

2. Изучить особенности формирования Я-концепции в подростковом возрасте;

3. Изучить факторы, влияющие на формирование Я-Концепции в подростковом возрасте;


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Отрочество — это период жизненного цикла между наступлением пубертата и началом взрослости. Но достижение взрослого статуса в нашей культуре не институализировано, и переход ко взрослому состоянию выступает как сочетание феномена психологического созревания и определенных социальных событий (уход из родительской семьи, участие в рынке труда, создание собственного жилища). Хотя отрочество как этап, отличный от детства и взрослости, является универсальной реальностью для всех культур и для всех исторических эпох, в западной культуре этот период наиболее продолжителен. Он охватывает все десятилетие от 11 до 18-летнего возраста и составляет специфический опыт, являющийся важной составляющей жизненного опыта человека.

Различные зоны адаптации, развивающиеся в отрочестве, включают определенные заботы и тревоги, не вызывая, однако, кризисного состояния. Переживание кризиса для подросткового возраста характерно не более, чем для любого другого возраста.

Распространенное мнение об отрочестве как о периоде кризиса развития основано на двух противоположных значениях, которые получило понятие кризиса в ходе истории: «благоприятное» значение — возвращение душевного здоровья, «неблагоприятное» значение — носитель страданий и скорби.

Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для формирования личного мнения. Эталоны, задаваемые социокультурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания. Именно этим определяется роль окружения (в том числе взрослого) в становлении и развитии образа «Я» в подростковом возрасте.

Важным моментом в психологии подросткового возраста является повышенная критичность к собственным недостаткам и поиск способов их устранения. Недовольство собой, касающееся как внешних проявлений, так и внутренних черт, характерно для абсолютного большинства подростков, поэтому размышления о себе становятся постоянными спутниками в этот период. Поэтому очень важно взрослым рядом не планировать конкретного результата «воспитательного воздействия», и не зацикливаться на нём, а что еще чаще встречается сравнивать подростка с другими. Дети 12-14 лет очень остро воспринимают данное отношение к себе.

«Подростки дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанные, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и любят её причинять, — они уже люди.»

Жан Лабрюйер

Данное высказывание говорит о том, что дети в подростковом возрасте становятся личностями и важно не забывать об этом.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические подходы к определению Я-концепции

1.1. Понятие Я-концепции

Я-концепция — это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости.

В Я-концепции выделяют:

1. Образ Я — представления индивида о самом себе.

2. Самооценка – эмоциональное отношение к самому себе, которое может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-концепции.

1. Образ Я (когнитивная составляющая Я-концепции).

Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом оценки человеком могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Все они составляют иерархию значимости указанных характеристик, которая может меняться в зависимости от жизненного опыта человека или просто под влиянием момента.

2. Самооценка (эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции). Самооценка подразумевает под собой отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”. Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

— оценка других людей;

— круг значимых других (референтная группа);

— актуальное сравнение с другими;

— сравнение реального и идеального Я;

— измерение результатов своей деятельности.

Самооценка и уровень притязаний личности играют важную роль в организации результативного управления своим поведением, без них трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

В формировании самооценки огромную роль играет родительское отношение: положительная самооценка формируется родительской любовью, отрицательная – нелюбовью, отвержением ребенка. Важными характеристиками самооценки являются целостность, интегрированность, ее независимость от внешних оценок.

3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Все эмоции и оценки, связанные с образом Я, оказывают сильное влияние на деятельность человека, его поведение и взаимоотношения с окружающими.

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы