Курсовая теория на тему Особенности взаимосвязей агрессивности и психического состояния младших подростков (4-5 класс)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы исследования агрессивного поведения в младшем подростковом возрасте 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков 5
1.2 Сущность понятия «агрессивное поведение» 9
2. Особенности и факторы агрессивного поведения младших подростков 17
2.1Специфика агрессивного поведения младших подростков 17
2.2 Буллинг среди младших подростков как вариант проявления агрессии 22
Заключение 26
Список литературы 27
Введение:
Вопрос агрессии детей младшего подросткового возраста стал причиной многочисленных научных исследований. Повышенная агрессивность младших подростков рассматривается как один из наиболее важных вопросов, решение которого затрагивает не только для врачей, педагогов и психологов, но касается и социума в целом.
Актуальность темы весьма высока, что связано с тем, что количество детей младшего подросткового возраста с проявлениями агрессивности стремительно увеличивается. Агрессивное поведение провоцируется сочетанием множества аспектов: недостатками семейного воспитания; явным ухудшением социальной ситуации жизни младших подростков; увеличением количества случаев нарушений в течении родов, недостаточное внимание общеобразовательной школы к психическому состоянию детей младшего подросткового возраста.
Множество исследователей, например С.А. Амбалова, М.И. Бекоева, А.А. Дзарасов, Ж.Х. Баскаева, Л.Ю. Мирошниченко, А.В. Султанова, З.К. Малиева, В.А. Цагараев и др. дифференцируют два главных аспекта, детерминирующих вероятное формирование агрессивности в поведении ребенка: снисходительность (степень готовности родителей и воспитателей прощать поступки, понимать и принимать ребенка) и строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка. Суровое наказание, в свою очередь, провоцирует вызывает у ребенка враждебность.
Также фактором возникновения повышенной агрессивности у младшего подростка можно считать особенности его возрастного развития, например, интенсивное функционирование эмоциональной сферы, частое возникновение аффектов, ощущение острой несправедливости по отношению к себе со стороны окружающих, желание самоутвердиться.
Повышенная агрессивность детей представляет собой одну из наиболее существенных проблем для социума. Актуальность обозначенной проблемы состоит в том, что количество агрессивных детей в младшем подростковом возрасте существенно увеличивается с каждым днем, соответственно, появляется необходимость достаточно серьезного исследования детерминант агрессивного поведения детей.
С вопросом агрессивного поведения детей, в той или иной степени, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Значимость реализации коррекционно-развивающей деятельности по преодолению агрессии у данной категории детей обуславливает необходимость изучения причин, происхождения агрессивности и ее устранения.
Цель исследования: изучение специфики агрессивности младших подростков школьников.
Объект исследования: агрессивное поведение младших подростков.
Предмет исследования: особенности возникновения и проявления агрессивного поведения младших подростков.
Задачи исследования: 1) Охарактеризовать психологи-педагогические особенности младшего подросткового возраста;
2) Провести анализ представлений и подходов об агрессивном поведении человека;
2) Описать особенности и причины агрессивного поведения младших подростков;
3) Проанализировать феномен «буллинг» как один из крайних вариантов проявления агрессии в младшем подростковом возрасте.
Методы исследования: анализ научной педагогической и психологической литературы.
Заключение:
Таким образом, агрессивное поведение включает в себя такие формы поведения, которые ориентированы на причинение вреда, включают насильственные действия по отношению к другим объектам и людям.
В психологической науке не сложилось единого представления о причинах и сущности подобного поведения: авторы рассматривают его как вариант психологической защиты, способ самоутверждения и занятия позиции сильного и др. Однако все авторы выделяют, что агрессия может быть конструктивной и деструктивной. В реальной жизни чаще встречаются деструктивные формы агрессивного поведения.
Исследование агрессивного поведения важно изучать с первых признаков, так как предпосылки и первые формы проявления агрессии возникают достаточно рано, и, соответственно, коррекционную работу тоже следует начинать как можно раньше, чтобы она была эффективной.
На возникновение агрессивности в младшем подростковом возрасте оказывают влияние самые разнообразные факторы: авторитарный стиль поведения родителей, неблагоприятная атмосфера в классе, частые наказания ребенка, присутствие образцов агрессивного поведения в окружении ребенка. Значимым фактором формирования агрессивного поведения становится содержание, которое демонстрирует СМИ. Часто там показываются агрессивные действия, которые поощряются другими участниками передач и фильмов и др. Таким образом, ребенок достаточно просто осваивает формы агрессивного поведения.
Буллинг является крайней и весьма жестокой формой проявления агрессии, которая провоцируется также описанными факторами и наиболее часто встречается именно в младшем подростковом возрасте.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы исследования агрессивного поведения в младшем подростковом возрасте
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков
В отечественной психологии основы фундамент для понимания тенденций формирования психики и личности в подростковом возрасте заложены в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др.
Психологические характеристики подросткового периода развития в явной форме выраженности, были обозначены, как «подростковый комплекс».
К нему относятся резкие изменения эмоционального состояния от неудержимой радости до тоски и уныния и наоборот, а также группа других разнонаправленных характеристик, действующих поочередно [
Главной специфической чертой подросткового возраста являются резкие, качественные трансформации, касающиеся всех аспектов формирования подростков.
У разных подростков данные трансформации реализуются в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п.
Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики.
Кроме того, и развитие психики каждого конкретного подростка характеризуется неравномерностью: одни свойства психики созревают стремительнее, другие медленнее. Зачастую отмечаются, например, что формирование умственной сферы происходит значительно быстрее, чем формирование личностных свойств: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности —ребенок [11].
Невзирая на явно прослеживающуюся индивидуальную разницу между подростками, в общем отмечается рост количества обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми. Дети в данном периоде демонстрируют повышенную вспыльчивость, обидчивость, в первую очередь, направленную на взрослого. В их поведении зачастую прослеживается демонстративностью. Данное положение усложняется воздействием процессов полового созревания, что провоцирует еще большее усиление импульсивности, влияет на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также на форму выражения обид и протеста.
Половое созревание обусловлено протекающими эндокринными процессами в организме. Особенное значение в данных процессах имеет деятельность гипофиза и щитовидной железы, которые начинают секретировать гормоны, усиливающие деятельность большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие [7].
Эмоциональную неуравновешенность еще больше усиливает сексуальное возбуждение, характерное для данной стадии возрастного развития. Большая часть мальчиков понимает причины данного возбуждения. У девочек больше дифференциальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но основная масса – довольно размытые, соотносящиеся с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).
В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». По причине его чрезвычайной важности для подростка он весьма болезненно переживает все недостатки во внешности, будь они реальные или воображаемые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, излишний вес или худоба —все это является причиной расстройства, а иногда приводит к формированию комплекса неполноценности, замкнутости, даже неврозу.
Определенная оценка собственного внешнего вида является основой для формирования самооценки по всем остальным параметрам, это объясняет, почему дети с недостатками внешности чаще испытывают ощущение неполноценности [1].
Основными мотивационными векторами данного этапа, направленными на потребность в активном формировании личностного самосовершенствования, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Одним из центральных личностных новообразований подросткового возраста выступает чувство взрослости.
Подросток начинает ощущать себя взрослым и испытывает желание, чтобы окружающие взрослые также признали его взрослость и самостоятельность.
Главные психологические потребности подростка — желание осуществлять межличностные коммуникации с другими детьми, желание быть самостоятельным и существовать автономно от взрослых, желание утвердить свои права перед другими людьми.