Курсовая теория на тему Особенности взаимодействия в педагогическом коллективе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 3
1. Теоретические аспекты педагогического
коллектива. 5
1.1
Понятие «педагогического коллектива». 5
1.2
Характеристика взаимоотношений в педагогическом коллективе. 13
1.3 Способы
формирования взаимоотношений в коллективе и их влияние на педагогический
результат……………………………………………………….20
1.4
Развитие благоприятного социально–психологического климата в педагогическом
коллективе. 27
Выводы.. 35
Заключение. 37
Список
литературы.. 39
Введение:
Введение
Актуальность
темы. Данная курсовая работа посвящена исследованию особенностей
взаимодействия в педагогическом коллективе.
Многие
теоретики–педагоги еще в древности отмечали огромное нравственное воздействие,
могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник
будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но
если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране
появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Но
при этом педагог все–таки был и остается человеком со своими личностными
особенностями, которые оказывают существенное влияние на его взаимоотношения не
только с учениками, но и с окружающими его людьми, членами педагогического
коллектива. С учетом таких особенностей коллектива педагогов, как: высокая
степень самоуправляемости, коллективный характер труда и коллективная
ответственность за результаты педагогической деятельности, нам сегодняшний день
представляется актуальной проблема оптимизации социально–психологического
климата в педагогическом коллективе. При правильном выявлении причин снижения у
педагогов удовлетворенности социальными контактами в рабочем коллективе можно
дать соответствующие рекомендации по оптимизации результатов педагогической
деятельности.
На особенности и
характер взаимодействия педагога с воспитанниками, их родителями главным
образом воздействует морально–психологический климат в педагогическом
коллективе.
Правильно выстроенные
товарищеские и деловые отношения с администрацией школы, коллегами помогают
устанавливать единонаправленность и последовательность учебно–воспитательного
воздействия всего коллектива во взаимоотношениях с воспитанниками и их
родителями. Морально–психологический климат педагогического коллектива, во
многом зависит от форм и способов управления образованием, от всей системы
отношений в обществе. Он определяется главным образом внутренними процессами управления
и самоуправления педагогического коллектива.
Объект
– педагогический коллектив.
Предмет
– особенности
взаимодействия в педагогическом коллективе.
Цель
– изучить особенности
взаимодействия в педагогическом коллективе.
Задачи:
1. Раскрыть сущностно–содержательную
характеристику ключевого понятия исследования «педагогический коллектив».
2. Рассмотреть формирование взаимоотношений в
педагогическом коллективе..
3. Изучить особенности благоприятного развития социально–психологического
климата в педагогическом коллективе.
Структурно данная
курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Заключение
Благоприятный социально–психологический климат
является условием повышения производительности труда, удовлетворенности
работников, трудом и коллективом. Социально–психологический климат возникает
спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных
девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической
воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий,
направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными.
Формирование и совершенствование социально–психологического климата – это
постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание
благоприятного климата является делом не только ответственной, но и творческой,
требующей знаний его природы и средств регуляции, умения предусматривать
достоверную ситуацию во взаимоотношениях членов коллектива.
1. Раскрыта сущностно–содержательная
характеристика ключевого понятия исследования «педагогический коллектив». Педагогический коллектив – это
коллектив педагогов школы, трудовой коллектив, имеющий определенные задачи,
программу деятельности, создается для выполнения функции –
образования учащихся.
2. Рассмотрено формирование взаимоотношений в
педагогическом коллективе. Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет
глубинные психологические механизмы. Психологические механизмы общения и
взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд. Самым первым в этом ряду
окажется свойство заражения – эффект многократного взаимного усиления
эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на
бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, в очереди, в публике,
но заражение происходит и на уровне небольших групп людей.
Вторыми
являются внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть также
индивидуальным или групповым и происходит на сознательном или несознательном
уровне в зависимости от цели общения.
Подражание
проявляется от слепого копирования поведения, жестов, интонации до
сознательного, мотивированного подражания.
Третим
является убеждение: аргументированное, сознательное, словесное доказательство
своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда опирается
не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и
подражания.
3. Изучены
особенности благоприятного развития социально–психологического климата в
педагогическом коллективе. Для командообразования наиболее эффективны коуч–тренинги.
Они помогают определить важнейшие цели, сфокусироваться на них
и достигать с наименьшими усилиями. Если на пути к цели
возникают проблемы, то периодически проводятся психологические тренинги
для их решения.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты педагогического коллектива
1.1 Понятие «педагогического
коллектива»
Своим происхождением учительская профессия
обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре
общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности,
назначение которой – подготовка подрастающих поколений к жизни на основе
приобщения их к ценностям человеческой культуры [20].
Педагогический коллектив учителей является
частью общественного коллектива, при всем соответствии признакам любого
коллектива педагогический коллектив школы в то же время имеет и свои специфические
особенности. Рассмотреть их подробнее.
1. Главная отличительная особенность
педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а
именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность
профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем
педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений,
пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью
организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути,
коллективы учебных заведений дают учащимся первоначальное представление о
коллективе взрослых, о системе взаимоотношений в нем, о совместной
деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к
самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.
2. Высокая степень самоуправляемости
педагогического коллектива. Основные принципиальные вопросы жизни и
деятельности педагогического коллектива являются предметом обсуждения на
различных уровнях управления. Подтверждение этому – деятельность совета школы,
педагогического совета, методических комиссий, общественных организаций.
3. Преимущественно женский состав
педагогического коллектива, что не может не влиять на характер взаимоотношений,
возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене
настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в
значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в виду, что женщины
по самой своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности,
более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия [21].
4. Коллективный характер труда и коллективная
ответственность за результаты педагогической деятельности. Индивидуальные
усилия отдельных учителей, особенно на средней и старшей ступенях обучения, не
принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других
педагогов, если нет единства действий, требований в организации режима дня
школы, в оценке качества знаний учащихся. Единство учителей может проявляться в
ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако,
однообразия в технологии педагогической деятельности.
5. Отсутствие временных рамок выполнения тех
или иных видов педагогического труда. Это часто является причиной перегрузки
учителей, недостатка необходимого свободного времени для профессионального
роста, духовного обогащения. Наблюдения показывают, что в силу ряда причин
материального, временного порядка резко сократилось число выписываемых
литературных изданий, периодической печати, число посещений учителями
кинотеатров, музеев и выставок. [4]
Далее рассмотрим характеристику межличностных
отношений в педагогическом коллективе.
Межличностные отношения – это система
установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые
люди воспринимают и оценивают друг друга [6].
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностную привлекательность
(притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Среди компонентов межличностных отношений
можно выделить следующие:
1) когнитивный компонент – включает в себя
все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление,
память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание
индивидуально–психологических особенностей партнеров по совместной деятельности
и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность – точность психического
отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом
своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает
положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при
межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером,
работой и т.д.;
в) эмпатия – эмоциональный отклик на
переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания
(переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного
отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое
содействием);
3) поведенческий компонент – включает мимику,
жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного
человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в
регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений
оценивается по состоянию удовлетворенности – неудовлетворенности группы и ее
членов. [17]
Психологический климат в коллективе на прямую
связан с межличностными отношениями, которые в свою очередь оказывают влияние
на настроение, самочувствие, удовлетворенность процессом совместной
деятельности и общения [16].