Курсовая теория на тему Особенности взаимодействия различных ветвей власти в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава
1.Теоретико-методологическая база принципа разделения властей. 6
1.1.
Принцип разделения властей: сущность, возникновение и теоретические подходы.. 6
1.2. Взаимодействие
законодательной, исполнительной и судебной власти — механизм и особенности
различных политических систем.. 14
Глава2.
Взаимодействия различных ветвей власти в Российской Федерации. 18
2.1.
Конституционное закрепление принципа разделения властей. 18
2.2.
Противоречия взаимодействия ветвей власти в России. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 32
Введение:
Актуальность
темы.
Современное демократическое государство невозможно представить без системы
разделения властей. Оптимально выстроенная структура государственной власти и
эффективное взаимодействие всех органов государственного управления являются
необходимым условием успешного развития. От того, насколько компетентно
выстроена политическая система, в рамках которой функционируют три ветви власти,
зависит будущее государства и общества.
Принцип разделения
властей имеет значение в контексте развития оптимального баланса сил между
законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Возможности
исполнительных органов государственного управления не должны нивелировать
значение двух других ветвей власти, но необходимо поддерживать независимость
каждой из них, создавая систему сдержек и противовесов.
Для Российской Федерации
вопрос эффективности и демократичности власти имеет большое значение в
контексте относительной новизны проекта строительства демократических
институтов страны. Также, в настоящее время сформировалась тенденция к смещению
баланса сил в пользу одной из ветвей власти, а, следовательно, система требует
дальнейшего совершенствования.
На протяжении всего
развития современной России эффективность структур государственного управления тесно
связана с проблемой дальнейшего реформирования административной системы. В этой
связи важным представляется как анализ процессов реформ, так и проблем и путей
их решения.
Процесс административных
реформ должен вести к формированию и совершенствованию системы органов
исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, а, в
конечном счете, привести к более эффективному правительству, координирующему
работу каждого федерального органа.
Степень
изученности проблемы. Вопросы разделения политической
власти относительно хорошо изучены в теоретической части. Среди работ можно
выделить труд Ш. Монтескье, основы теории разделения властей излагаются в труде
В. Комаровского, а также в научных статьях А. Мелконяна, М. Геворкяна, В.
Пахомова.
Также, можно выделить
материалы касательно формирования принципа разделения ветвей власти в России. Среди
них отметим работы С. Матросова, В. Петрова, Н. Магомедовой, Т. Ремингтона.
Вместе с тем, в силу
незавершенности процесса реформирования политической системы в современной
России остаются актуальными вопросы изучения возможностей дальнейшего
укрепления принципа разделения властей.
Объектом
исследования выступает политическая власть России.
Предметом
исследования является разделение ветвей власти Российской
Федерации.
Целью
исследования является выявление особенностей
взаимодействия различных ветвей власти в Российской Федерации.
Основными
задачами работы являются следующие:
1) определить принцип
разделения властей, его сущность, возникновение и теоретические подходы;
2) выявить взаимодействие
законодательной, исполнительной и судебной власти — механизм и особенности
различных политических систем;
3) охарактеризовать конституционное
закрепление принципа разделения властей;
4) определить противоречия
взаимодействия ветвей власти в России.
Хронологические
и территориальные рамки исследования. Хронологические рамки
охватывают период с 1991 года по 2020 год, время существования Российской
Федерации, в которое происходило формирование принципа разделения властей.
Территориально исследование охватывает современные границы Российской
Федерации.
Понятийный
аппарат. К числу основных понятий, используемых в работе,
относятся следующие.
Властные отношения – это
отношения господства и подчинения
Разделение властей —
разделение государственной власти на независимые друг от друга ветви:
законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть – ветвь
государственной власти, в ведение которой относится принятие законов, а также
другие фундаментальные функции.
Исполнительная власть
представляет собой ветвь власти, в полномочия которой входит управление
государственными делами
Судебная власть – ветвь
власти, в функции которой входит разрешение на основе законов социальных
конфликтов.
Анализ
источников. К числу источников исследования относятся нормативно-правовые
акты Российской Федерации: Конституция РФ и Указ Президента РФ «О структуре
федеральных органов исполнительной власти».
Методы
исследования. В работе использованы комплексный,
сравнительный, исторический методы, метод анализа документов и другие.
Заключение:
Формирование независимых
ветвей власти в России — относительно недавнее явление. Вместе с тем, еще в
период Киевской Руси существовали зачатки разделения исполнительной и
законодательной властей. Впервые попытки установления системы разделения
властей и формирования современной структуры исполнительной власти предприняты
уже в период СССР. Однако современная система баланса сил и структуры
исполнительной власти стала формироваться уже в период Российской Федерации.
В настоящее время основное
назначение принципа разделения властей заключается в практическом исполнении
Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой
деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и
нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных
полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного
права.
Россия — федеративное
президентское государство с вертикальной структурой исполнительной власти, где последняя
распределяется между Президентом и премьер-министром, хотя Президент является решающей
фигурой в исполнительной ветви власти.
Исполнительная власть
является важной частью российской политической системы и возглавляется Президентом,
который фактически осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Законодательная
власть возглавляется Сенатом и Государственной Думой. Судебная – Верховным
судом Российской Федерации.
В течение двух
десятилетий постсоветского перехода Россия создала сложную систему
государственной службы и государственного управления. Эта система была сначала
реформирована в начале 1990-х годов, а затем снова в начале 2000-х годов. Процесс
бюрократической модернизации в России подрывается характером политического
руководства.
В целом, все же,
сложившаяся при Президенте Российской Федерации В.В. Путине структура власти
носит устойчивый характер и соответствует объективным критериям развития
государственного управления.
Однако заложенное в
исполнительной власти двойное руководство при подчинении формального главы
исполнительной власти фактическому вносит дисбаланс в систему государственного
управления и в перспективе требует устранения.
Если непосредственно структура
российской исполнительной власти может быть скопирована другими странами с
целью усилить прозрачность и демократичность государственного управления, то
сама система, в которой ключевые министерства, служба и агентства подчинены
главе государства, и лишь гражданские органы исполнительной власти, относящиеся
к внутренней политике, подчиняются номинальному главе этой ветви власти,
представляет собой ситуацию, требующую в перспективе решения, касающегося основ
государственного управления.
При этом принципы
организации исполнительной власти предопределяются особенностями
государственного устройства, а эффективность исполнительной власти во многом
зависит от того, на каких принципах она основана, и какие основополагающие
начала лежат в ее деятельности. Подобная система требует дальнейшего
совершенствования в сторону большего баланса сил внутри исполнительной власти и
между ветвями власти, в первую очередь в сторону укрепления законодательной и
независимости судебной власти.
Фрагмент текста работы:
Глава
1.Теоретико-методологическая база принципа разделения властей 1.1. Принцип
разделения властей: сущность, возникновение и теоретические подходы Разделение властей
представляет собой основной принцип формирования системы управления
современного государства. Согласно этому принципу, государственная власть должна
осуществляться посредством законодательной, исполнительной и судебной властями,
который являются независимыми друг от друга и при этом, благодаря системе
сдержек и противовесов, уравновешивать и балансировать друг друга, формируя
равнозначные ветви власти.
В соответствии со статьей
10 Конституции Российской Федерации государственная власть в стране осуществляется
на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип
разделения властей является одной из основных характеристик правового
государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета
человека, его прав и свобод как высшей ценности.
Принцип разделения
властей подразумевает следующие характеристики:
— разделение функций трех
ветвей власти. Основной функцией
законодательной власти является принятие законов и иных
нормативно-правовых актов. К функции исполнительной власти относится исполнение
принимаемых законодательной властью нормативно-правовых актов. Судебная власть
осуществляет правосудие, то есть деятельность по рассмотрению и разрешению практических
судебных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами
законодательной или исполнительной власти. Каждая из трех ветвей власти
действует в рамках установленной Конституцией Российской Федерации компетенции,
она независима и не может осуществлять функции, присущие органам иной ветви
власти;