Курсовая теория на тему Особенности взаимодействия педагога с ребёнком раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1 Возрастная периодизация и характеристика
раннего возраста. 6
1.2 Особенности развития детей раннего возраста. 11
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 14
2.1. Педагогические условия воспитания детей раннего возраста. 14
2.2. Задачи и методы воспитания детей раннего возраста. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
Введение:
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом
жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности,
определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие
ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в
себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая
жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не
возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление
требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и
совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми
сталкиваются родители и педагоги лежат именно в раннем детстве. Коррекция и
компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет
существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их
предотвращение.
Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее
время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего
возраста. В последние десятилетия после того, как матери получили возможность
воспитывать детей до трёх лет дома, не теряя места работы и получая пособие по
уходу за ребёнком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели,
имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет, либо переквалифицировались на работу с
дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время
происходит обратный процесс: в связи с изменившейся социально-экономической
ситуацией всё больше молодых матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей
в ясли. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Объект данной работы: процесс развития детей раннего
возраста.
Предмет данной работы: педагогические условия развития
детей раннего возраста.
Цель данной работы: изучить особенности взаимодействия
педагогов с детьми раннего возраста.
Исследование психолого-педагогической литературы по теме
исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие детей раннего
возраста может осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:
— организация развивающей среды, которая направлена на
общее развитие детей раннего возраста;
— широкое использование игр, которые сгруппированы по
логическим приемам, на развитие которых они направлены;
— обеспечение максимальной самостоятельности ребенка при исполнении
игровых заданий.
В соответствии с целью и гипотезой данной работы были
определены следующие задачи:
— осуществить анализ психолого-педагогической литературы
по теме работы;
— раскрыть особенности развития детей раннего возраста;
— определить критерии и уровни сформированности развития
детей раннего возраста;
— изучить особенности взаимодействия педагогов и детей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были
использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за
учебно-воспитательным процессом, метод анализа педагогического эксперимента,
статистические методы обработки данных.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования
данной работы составляют труды Л.С. Выготского, М.А. Холодного, Н.Н. Поспелова,
Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Тихомировой, Ж. Пиаже, И.А. Барташникова, Л.А.
Барташниковой и др.
Практическая значимость исследования заключается в
возможности применять его результаты в системе дошкольного образования.
Результаты исследования могут быть использованы для уточнения требований
образовательного стандарта дошкольного образования по работе, связанной с общим
развитием детей раннего возраста, при проведении аттестации дошкольных
учреждений.
Научная новизна исследования состоит в том, что развитие
детей раннего возраста рассматривается как самостоятельная исследовательская
проблема; экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного
развития детей раннего возраста через развивающую среду.
Сформулированные выше задачи определили структуру работы,
которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
Ранний дошкольный возраст имеет исключительно
большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее
важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность,
любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям,
целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и
многое другое. Все эти способности не возникают сами по себе как следствие
возраста ребенка, они требуют непременного участия взрослого и определенных
педагогических воздействий.
Взаимодействие
взрослых с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Маленький ребенок
способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они
адресованы ему лично. Занятия, в ходе которых воспитатель обращается не к
каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Даже на тех занятиях,
которые предполагают коллективные формы организации (музыкальные, физкультурные
и др.), необходимы не только обращения к группе в целом, но и индивидуально к
каждому ребенку. Маленькому ребенку важно присутствие рядом взрослого, взгляд в
глаза, ласковое прикосновение.
Дошкольное
образование, также известное как воспитание в детском саду, это раздел теории
образования, который относится к обучению детей с рождения до восьми лет. Дошкольное
образование описывается как важный период в развитии ребенка.
Ранний возраст представляется
особенным временем развития ребенка. В это время необходимо правильно
сформировать для него развивающую среду. Особенное внимание стоит обратить на
развитие речи. Для того, чтобы оно реализовывалось правильно, с ребенком нужно непрерывно
общаться, начиная с самого раннего возраста, когда ребенок еще ничего не осознает.
Дошкольное
образование возникло как область исследований в эпоху Просвещения, особенно в
европейских странах с высоким уровнем грамотности. Оно продолжало расти на
протяжении всего девятнадцатого века, когда всеобщее начальное образование
стало нормой в западном мире. В последние годы дошкольное образование стало
распространенной проблемой государственной политики, поскольку финансирование
дошкольного и дошкольного образования обсуждается муниципальными,
государственными и федеральными законодателями.
Ранний возраст представляется
самым ответственным периодом жизни человека, когда формируются самые основополагающие
способности, которые предопределяют будущее развитие человека. В это время учреждаются
такие главные качества в качестве познавательной активности, доверия к миру,
уверенности в себе, доброжелательного отношения к людям, творческих возможностей,
общей жизненной активности и многого другого. Но стоит брать во внимание, что
данные качества и способности не возникают автоматически, как результат
физиологического созревания. Их формирование требует адекватных воздействий со
стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с
ребёнком.
Цели
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем
обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и
физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к
совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.
Полноценное развитие
ребёнка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной
психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих
соответствующей квалификацией.
Понятие
взаимодействие используется для характеристики действительных межличностных
контактов людей в процессе совместной работы и для описания взаимных влияний,
оказываемых людьми друг на друга в ходе совместной работы. Благодаря
взаимодействию достигается приспособление действий одного человека к действиям
другого, общность в понимании ситуации, смысла работы и солидарности или
согласия между ними.
Важным фактором,
влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность
самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым
по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен
уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при
организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей
в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Период адаптации –
тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их
родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Фрагмент текста работы:
1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА Ранний возраст представляет
собой самое ответственное время в жизни человека, когда учреждаются самые
основные способности, которые определяют будущее развитие человека. В это время
формируются такие ключевые основополагающие как:
— познавательная
активность;
— доверие к миру;
— уверенность в себе;
— доброжелательное
отношение к людям;
— творческие
возможности;
— общая жизненная
активность и прочее.
Стоит отметить, что
эти качества и способности не учреждаются автоматически, как результат
физиологического созревания.
Их учреждение требует
адекватных влияний со стороны взрослых, определённых форм коммуникации и
совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми
сталкиваются родители и педагоги лежат именно в раннем детстве.
Дошкольное
образовательное учреждение (ДОУ) – первое и наиболее ответственное звено в
общей системе народного образования. Обладая высокой пластичностью функций
мозга и психики, ребенок имеет огромные потенциальные возможности развития, осуществление
которых зависит от непосредственного воздействия окружающих взрослых, от
воспитания и обучения [10]. 1.1 Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста Физиологи и врачи
давно пытались для установления особенностей развития детского организма на
каждом уровне его жизнедеятельности определить несколько возрастных периодов. В
фундамент деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки
окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития
и прочее. Самой распространенной классификацией, которая и по сегодняшнее время
принимается педиатрией, представляется классификация, сделанная Николаем
Петровичем Гундобиным, потомственный дворянином в первом поколении,
действительный статский советник и один из первых российских детских врачей.
В основу ее положены
некоторые биологические особенности растущего организма ребенка. Можно
определить следующие периоды:
— период
новорожденности;
— грудной возраст;
— период молочных
зубов;
— период старшего
детства;
— период полового
созревания.
Различают возрастные
периоды:
— период
новорожденности;
— грудной возраст;
— преддошкольный, или
ясельный, возраст;
— дошкольный возраст;
— школьный возраст;
— младший;
— средний;
— старший —
подростковый [5].
Возраст 1 – 3 года представляется
временем значительных перемен в жизни маленького ребенка. В первую очередь,
ребенок начинает ходить. Получив шанс самостоятельно передвигаться, он усваивает
пространство, сам непосредственно входит в контакт с огромным количеством
предметов, множество из которых до этого были для него недоступными.
В результате подобного
рода «освобождения», уменьшения его зависимости от взрослого динамично развивается
познавательная активность, предметные действия.
На втором году жизни
у ребенка отмечается развитие предметных действий, на третьем году жизни
предметная деятельность становится основополагающей.
К трем годам у него предопределяется
ведущая рука и начинает учреждаться согласованность действий обеих рук.
С учреждением
предметной деятельности, которая основана на освоении именно тех способов
действия с предметом, которые гарантируют его применение по назначению,
меняется отношение ребенка к окружающим предметам, трансформируется тип
ориентирования в предметном мире.
В тесной связи с
развитием предметных действий осуществляется развитие восприятия ребенка, так
как в ходе действий с предметами ребенок знакомиться не только со способами их использования,
но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и прочее.
У ребенка учреждаются
простые формы наглядно-действенного мышления, самые важные обобщения,
непосредственно связанные с определением тех или иных внешних и внутренних
признаков предметов.
В начале раннего
детства восприятие ребенка развито еще крайне слабо, хоть и в быту ребенок
выглядит крайне ориентированным. Ориентирование осуществляется на основании узнавания
предметов, нежели на основании аутентичного восприятия. Само же узнавание
связано с определением случайных, которые бросаются в глаза
признаков-ориентиров [20].
Переход же к более
полному и всестороннему восприятию осуществляется у ребенка в связи с
овладением предметной деятельностью, в особенности орудийными и соотносящими
действиями, при исполнении которых он должен ориентироваться на разнообразные
свойства объектов и приводит их в соответствие по заданному признаку.
Учреждение
перцептивных действий в отношении к разнообразному содержанию и условиям, в
которых данное содержание воплощается, осуществляется неодновременно. По
отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на
уровне хаотических действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он
действует, на уровне действий с использованием силы, которые не ведут его к позитивному
результату.
Усвоение речи представляется
одним из основополагающих достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если
к возрасту одного год ребенок приходит практически совсем без речи, имея в
словаре 10–20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь может насчитывать более
400 слов. На протяжении раннего возраста речь обретает все большую значимость
для всего психического развития детей. Она становится основополагающим
средством передачи ребенку общественного опыта.
Возникновение речи
тесно переплетается с деятельностью общения, она возникает для целей коммуникации
и развивается в его контексте. Необходимость в коммуникации учреждается при
активном влиянии взрослого на ребенка. Изменение форм коммуникации также осуществляется
при инициативном влиянии взрослого на ребенка.
В результате, в
раннем детстве можно отметить динамичное развитие следующих психических сфер:
общения, речевой, познавательной, двигательной и эмоционально-волевой области.
Малышей до 1,5 лет
поднимают и кормят постепенно по мере пробуждения по 3-4 человека. Дети после
1,5 лет едят все вместе.
При кормлении,
одевании, туалете дети привлекаются к посильной самостоятельности. К 1 году 3
месяцам они начинают использовать ложку, в 1,5 года — самостоятельно едят.
К двум годам дети
должны уметь сами есть все виды пищи, понимать собственное место за столом, верно
использовать салфетку, отодвигать и задвигать стул, выходить из-за стола. К концу второго года
ходьба настолько автоматизируется, что ребенок убыстряет шаги, свободно
одолевает препятствия, которые встречаются на его пути, бегает [18].
Воспитатель, руководствуюсь
самостоятельной деятельностью детей, должен следить, чтобы все они были
активны. Крайне важно обеспечивать смену движений у детей, предупреждая
возможное утомление при однообразных манипуляциях. Регуляция двигательной
активности, побуждение к тому, чтобы дети не только ходили, но и выполняли
другие движения — основополагающее условие их физического развития.
Предупреждая
утомление разбегавшихся детей, необходимо усаживать некоторых из них за столы
для спокойных игр [17].
Непременным
представляется осуществление подвижных игр, которые имеют огромнейшую
педагогическую ценность. Эмоции удивления, радости, которые испытываются детьми
во время подвижных игр, содействуют наилучшему освоению движений. Таким образом,
в играх в прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, исполняют наиболее многообразные
движения. При организации подвижных игр не стоит обязывать детей ходить парами
или строем. Уровень развития произвольных движений у них еще низок, и они не
могут двигаться организованно, к примеру, взявшись за руки, идти в одном
направлении. Огромнейшую ценность для общего развития детей имеют подвижные
игры с музыкальным сопровождением.
Развитие детей на
третьем году жизни предопределяется тем, что они обрели ранее, а также новыми
задачами и условиями воспитания.
Самостоятельность
малышей отражается в режимных процессах, где усовершенствуются навыки
самообслуживания; в игре, когда ребенок сам, без помощи взрослого воспроизводит
один-два эпизода из жизни. На занятиях дети сами придумывают и осуществляют
постройку; при исполнении трудовых поручений предоставляют помощь воспитателю
вынести на участок игрушки, расставить тарелки с хлебом перед обедом, покормить
рыбок, птичку и прочее. Самостоятельность отражается и во взаимоотношениях
между детьми. Ребенок по собственной инициативе выражает внимание к
сверстникам.
Следственно, во всех
видах деятельности и в разнообразных жизненных ситуациях отражается и учреждается
детская самостоятельность — важное и сложное качество личности.
Одно из условий
своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное
настроение. Оно поддерживается подобающей организацией жизни.
Педагогика раннего
детства, фундамент которой был разработан Николаем Матвеевичем Щеловановым и Ниной
Михайловной Аксариной и их учениками, отмечают определенные задачи и методы
всестороннего воспитания детей.
В содержание
воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят такие разделы:
— соблюдение определенного
для детей раннего возраста режима дня;
— правильное осуществление
режимных процессов;
— осуществление индивидуальных
и групповых занятий, игр, развлечений;
— формирование условий
для активной и многообразной самостоятельной деятельности детей.
Благополучная реализация
задач воспитательной работы зависит от педагогически аргументированного выбора
ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей [25]. 1.2 Особенности развития детей раннего возраста Для детей первых лет
жизни является крайне отличительным быстрый темп развития. С этим связан рост
работоспособности детского организма. ]к примеру, новорожденный ребенок в
состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут.
В результате
незавершенности строения важных органов и систем для детей первых лет жизни отличительна
стремительная утомляемость. Чёткое следование режиму дня, который соответствует
возрастным и индивидуальным возможностям малышей, определение особой роли сна
как охранительной реакции организма от переутомления помогает поэтапной
нормализации работы всех органов и систем.
Интенсивное развитие
в сочетании с незрелостью внутренних систем делает организм малыша ранимым,
подверженным частым заболеваниям. Четкий режим дня, закаливание, прогулки,
охрана нервной системы только укрепляют организм.
В первые годы жизни
ярко отражается взаимозависимость состояния здоровья, физического и
психического развития ребенка. Таким образом развитие гипотрофии зачастую
связано с нехваткой двигательной активности малыша, уменьшением эмоциональным
тонусом, отсутствием смены впечатлений и полноценной коммуникации со взрослым.
В этом возрасте отслеживается
взаимосвязанность формирующихся умений малыша. Развитие зрения и слуха влечет
за собой развитие движений рук. Благодаря зрительному и слуховому восприятию в
сочетании с ручной умелостью ребенок благополучно усваивает способы
самостоятельного перемещения.
Маленькая подвижность
нервной системы ребенка обусловлена незрелостью определенных органов и систем.
Малыш не может самостоятельно переключиться с одного вида деятельности на
другой. Удовлетворив необходимость в активных движениях, он продолжает бегать,
но чувствует при этом дискомфорт, начинает разбрасывать игрушки, кричать и прочее
[23].
У маленьких детей не учреждены
еще тормозные процессы, что крайне затрудняет работу с детьми. Ребенок не может
находиться в бездеятельном состоянии, сидя за столом в ожидании обеда, стоять
смирно на физкультурном занятии. Он не может ждать желаемого и стремится
достичь цели как можно быстрее.
Легко сформировавшаяся
отвлекаемость поясняется огромной степенью развития
ориентировочно-познавательной деятельности детей. Любые внешние раздражители не
оставляют детей безучастными, в связи с этим стоит детально обдумать и верно
организовывать воспитательно-образовательный процесс.
За первые три года
жизни малыш обретает многообразные умения и знания, овладевает разнообразными
видами деятельности, учится жить среди людей – и все это благодаря умелому
руководству взрослого [13].