Курсовая теория на тему Особенности взаимодействия детей в игровой деятельности в семье
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Сущность понятий «игра», «деятельность», «игровая деятельность» 6
1.2. Проблема современной детской игры 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 20
2.1. Роль семьи в развитии игровой деятельности детей 20
2.2. Игровая деятельность детей в семье 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Актуальность работы. Важная роль в обучении ребенка отводится семье. Одной из основных задач семьи, как института развития и воспитания ребенка является создание благоприятных условий для его роста и развития. С момента прихода ребенка в школу, семья продолжает, в определенной степени, оказывать влияние на его учебную деятельность. Большую часть времени ребенок проводит в семье и, поэтому она может взять на себя помощь в управлении процессом формирования мотивационной сферы, которая является необходимой в развитии активной личности школьника. В связи с происходящими в современном мире социальными изменениями меняются привычные основы и закономерности поведения, ценностные ориентации каждой личности и общества в целом. В такой ситуации обновляются игры, которыми семья может заинтересовать детей младшего школьного возраста. Использование игры дает возможность в полной мере реализовать все функции семьи: образовательную, воспитательную и развивающую.
Психология дошкольного возраста такова, что именно игровая деятельность выступает в качестве основного средства для дальнейшей социализации и коммуникативного развития детей. Соответственно, в случаях, когда дефект развития накладывает серьезный отпечаток на развитие игровой деятельности ребенка с задержкой психического развития, в первую очередь страдает способность ребенка к социализации и адаптации в обществе.
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим способом его мировидения. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, в которой развиваются специфические действия и представления ребенка, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Д.Б. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).
Д.Б. Эльконин видит в детской ролевой игре черты социальности, идущие от ее внутреннего содержания, так как игра «возникает из условий жизни ребенка в обществе. Вместе с тем, дошкольник не отражает жизнь взрослых под копирку», а по-своему преломляет впечатления от окружающего, при этом проявляет собственные эмоции и чувства, а также проективные возможности, так как «радость игры – радость творчества.
В исследованиях, проведенных в последние десятилетия, во взгляде на игру делается акцент на создание условий формирования внутренних свойств и качеств личности дошкольника: творческой активности и художественно-творческих способностей (М.Б. Зацепина, Н.Ф. Губанова, Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова и др.), нравственных качеств (Р.С. Буре, С.А. Козлова, В.И. Петрова и др.), организационных умений (А.К. Бондаренко, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко и др.). В данных исследованиях игра выступает как стимулирующее средство, способствующее созданию мотивации деятельности, пробуждению интереса и эмоций детей.
Игра – деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Степень разработанности темы исследования. Анализ исследований и публикаций показал, что проблеме использования игр в семье посвящено много трудов. Данной теме уделили достаточно большое внимание Ш.А. Амонашвили, М. Э. Вайнер, А.Я. Варга, Т.П. Войтенко, А.Г. Волков, Д.А. Колоцца, О. А. Степанова, Н. Я. Чутк .
Объект исследования – процесс игровой деятельности
Предмет исследования – взаимодействие детей с семьей.
Цель исследования – изучить особенности взаимодействия детей в игровой деятельности в семье.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятий «игра», «деятельность», «игровая деятельность»;
2. изучить проблему современной детской игры;
3. выявить роль семьи в развитии игровой деятельности детей;
4. проанализировать игровую деятельность детей в семье.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, детство — это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. –
Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.
Особенностью игровой деятельности детей, является то, что дети воспроизводят те или иные явления, действия, отношения своеобразно. Своеобразие заключается в особенностях восприятия детей, понимание и осмысление ими тех или иных факторов, явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Семья является средой, оказывающей влияние на развитие и формирование личности ребенка младшего школьного возраста. Выявление особенностей стиля воспитания ребенка, и связанная с ними игровая деятельность школьников позволит определенным образом оптимизировать воспитательный процесс в семье и скорректировать детско-родительские отношения в процессе совместной игровой деятельности ребенка и родителей.
Это также будет способствовать созданию благоприятных условий для общего развития дошкольника и позволит адресно работать с родителями, используя методы психологического консультирования.
Фрагмент текста работы:
Сущность понятий «игра», «деятельность», «игровая деятельность»
В последнее время, как в науке, так и в практике дошкольного воспитания сложилось весьма противоречивое отношение к детской игре.
В широком смысле игра рассматривается как непродуктивная деятельность, поскольку она не имеет практического результата, ее обычно противопоставляют работе.
В частности, в классическом культурологическом сочинении Й. Хейзинга «Человек играющий» за отправную точку безоговорочно и повсеместно принимается мысль, что игра занимает важное место в жизни, выполняет в ней необходимую, полезную функцию .
С этим трудно не согласиться, в то же время перечисляются самые разные и не всегда объяснимые, а иногда и вовсе примитивные функции, такие как «игра удовлетворяет потребность в отдыхе и разрядке», «живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания», «игра как невинная компенсация вредных побуждений» и т. д.
В истории психологии и философии игра определяется через следующие признаки:
– свободную активность, лишенную принуждения и контроля со стороны взрослого;
– эмоциональный подъем, наличие удовольствия именно от самой деятельности, а не от ее результата; оценка и поощрение взрослого, демонстрация своих преимуществ или игрушек не является мотивом игры;
– спонтанность, активное опробование себя и предмета игры;
– игра не может осуществляться по образцу, по заранее созданной программе или сценарию; она всегда связана с импровизацией, с поиском, с пробой .
В словаре Д.Н. Ушакова понятие «семья» трактуется как «группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе» .
А.Г. Волков, считает, что семья относится к подсистеме общества, но играет первостепенную роль в обеспечении его жизнедеятельности, потому как участвует в количественном (воспроизводство) и качественном (социализация) его формировании.
Являясь малой социальной группой, семья входит в общую структуру общества и испытывает на себе воздействие со стороны государства, общества, экономики, культуры. Семья является начальным институтом социализации детей .