Курсовая теория на тему Особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения со сверстниками в процессе решения познавательных задач
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие и классификация познавательных задач в дошкольном возрасте 6
2. Значение взаимодействия для детей старшего дошкольного возраста 12
3. Эффективность решения познавательных задач в старшем дошкольном возрасте 18
4.Особенности взаимодействия дошкольников при решении познавательных задач 23
Заключение 27
Список литературы 28
Введение:
В современной системе образования отмечается высокий интерес к развитию мыслительной деятельности и познавательной активности учащегося. В первую очередь, речь идет о самостоятельной познавательной активности ребенка.
Задачи преемственности между детским садом и начальной школой, уровень подготовки ребенка к обучению в школе предполагает достаточно высокую степень сформированности познавательной деятельности, в том числе умения решать познавательные задачи.
Познавательные задачи предполагают определенные действия для достижения определенных познавательных целей. В качестве цели познавательной задачи могут выступать различные аспекты знания: например, познакомиться с незнакомым объектом, исследовать незнакомые свойства знакомых объектов, установить взаимосвязи между двумя объектами.
Следует отметить, что старший дошкольный возраст – это время активного развития навыков совместной деятельности. Это обусловлено особенностями возрастного развития на данном этапе. У дошкольников появляется интерес к общению и совместной игре со сверстниками. Данный фактор целесообразно использовать для обучения дошкольников решению познавательных задач.
Однако если рассматривать особенности взаимодействия дошкольников с нарушениями зрения, то следует отметить, что в этом процессе существуют специфические закономерности, обусловленные недостатком зрительной информации, сенсорной депривацией. Данный фактор оказывает влияние на все аспекты психического развития дошкольника с нарушением зрения, в том числе и на познавательную деятельность, и на взаимодействие с окружающими. Это обуславливает необходимость создания специфических педагогических условий для осуществления совместной познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения со сверстниками.
Исследованию особенностей решения познавательных задач и совместной деятельности посвящены работы различных исследователей: Лазарева В.С., Степиной О.С., Балла Г.А., Щукиной Г.И., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Кудаева М.Р. и др.
Цель исследования: проанализировать особенности совместной деятельности старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе решения познавательных задач.
Объект исследования: совместная деятельность старших дошкольников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: специфика протекания совместной деятельности старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе решения познавательных задач.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «познавательная задача», проанализировать подходы к классификации познавательных задач;
2. Описать особенности взаимодействия в старшем дошкольном возрасте, рассмотреть специфику взаимодействия старших дошкольников с нарушениями зрения;
3. Проанализировать условия эффективности решения познавательных задач;
4. Изучить специфику протекания совместной деятельности в ходе решения старшими дошкольниками познавательных задач, обозначить условия организации совместной деятельности старших дошкольников с нарушениями зрения.
Гипотеза: обеспечение специфических условий решения познавательных задач в процессе совместной деятельности старших дошкольников с нарушениями зрения позволяет достичь высокой эффективности данного процесса.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных знаний.
Заключение:
Таким образом, решение познавательных задач представляет собой одну из эффективных методик развития мышления, творческой деятельности обучающихся. Под решением познавательных задач в данном случае подразумевается выполнение определенных действий, направленных на достижение определенного знания или формирование новых умений и навыков.
Решение познавательных задач в совместной деятельности является фактором, повышающим, с одной стороны, качество взаимодействия дошкольников, с другой – эффективность решения познавательных задач.
Следует отметить, что старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования взаимодействия. Это обусловлено тем, что именно в этом возрасте дошкольник начинает активно интересоваться общением и совместной деятельностью со сверстниками и взрослыми. Это позволяет активно использовать совместную деятельность в процессе формирования решений познавательных задач.
Экспериментальное исследование взаимодействия дошкольников в процессе решения познавательных задач, проведенное Павловой Т.В., продемонстрировало, что дошкольники испытывают активный интерес к совместной деятельности, охотно взаимодействуют со сверстниками. Однако, эффективность взаимодействия выше, если инициатива совместной деятельности, выбора партнера для нее исходила непосредственно от дошкольника.
Таким образом, взаимодействие в решении познавательных задач позволяет как осваивать эффективные способы решения таких задач, так достигать высокого уровня развития навыков азвимодействия.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и классификация познавательных задач в дошкольном возрасте
Понятие «познавательная задача» в настоящее время не имеет единого , четкого определения. В качестве примера можно привести несколько имеющихся интерпретаций данного феномена:
1) задача, в самом общем виде есть система, включающая в себя несколько обязательных элементов (В. А. Ширяева);
2) познавательная задача — это побуждение на основании определенной информации (часть которой заложена в условиях задачи, а часть содержится в знаниях, которые сформированы у человека, решающего задачу) найти ответ на вопрос, выступающий требованием задачи (А.М. Сохор) и др.
Познавательная задача – это специальная педагогическая конструкция, содержанием которой является проблема, в основе же ее – противоречия между искомым и заданным.
Учеными рассматриваются различные варианты классификации познавательных задач. Максимально часто применяются такие основания для классификации, как типы искомого, логическая правильность, уровень определенности, уровень обобщенности, число вероятных решений, степень сложности, механизмы решений и некоторые другие.
Рассматривая дифференциацию познавательных задач на репродуктивные (типовые, стандартные) и творческие (продуктивные), следует указать тот факт, что определенные исследователи в группе творческих задач также вычленяют еще два их принципиально различных вида — поисковые и выводные, рассматривая их как переходную группу от репродуктивных к собственно творческим [8].
В качестве задач репродуктивного типа можно обозначить такие задачи, которые предполагают воспроизведение информации, содержащейся в памяти (запоминание на основе ассоциаций). Содержание данного типа задач предполагает узнавание или репродукцию фактов.
Для того чтобы эффективно формировать логическое мышление детей, следует давать им возможность самостоятельно осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию и т.д. Частично-поисковые задачи нацелены на реализацию перехода от задач на репродукцию и запоминание к истинно творческим.
К указанной группе относятся следующие задачи:
1) задачи, предполагающие совершение элементарных мыслительных операций с данными (сравните, опишите и т.д.);
2) задачи, предполагающие выполнение сложных мыслительных операций с информацией (индукция, дедукция, аргументация и др.);
3) задачи, для решения которых необходимо получение дополнительной информации.
При решении творческих задач дети самостоятельно устанавливают задачи работы, выдвигают гипотезу и схему поиска, выполняют поиск, аргументируют гипотезу, преобразуя ее в решение, вывод, проверяют полученные данные.