Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности выражения эмоций в невербальном поведении личности».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В КОММУНИКАЦИИ 4
1.1 Типы невербальной коммуникации 4
1.2 Эмоции, как средство коммуникации 8
1.3 Изучение эмоций в невербальной коммуникации 13
ГЛАВА 2. ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ 17
2.1 Мимика и жесты 17
2.2 Визуальное взаимодействие 20
2.3 Пространственная организация 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 

Невербальная коммуникация является неотъемлемой часть взаимодействия людей. Она является не просто дополнением к тому, что можно выразить словами, а порой способна донести гораздо больше информации. Например, человек способен контролировать каждое слово, а вот проявление истинных эмоций не всегда. Они четко видны становятся именно в невербальной коммуникации.
Выразить эмоции можно различными способами, но в невербальной коммуникации это выражение имеет свои особенности их знание и умение считывать позволит выявить истинное отношение человека к своему собеседнику или к сложившейся ситуации. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Объект исследования – эмоции в невербальной коммуникации.
Предмет – выражение эмоций в невербальном поведении личности.
Цель исследования – проанализировать особенности выражения эмоций в невербальном поведении личности.
Для достижения поставленной цели, был сформулирован ряд задач:
1) выявить основные типы невербальной коммуникации;
2) проанализировать эмоции, как средство коммуникации;
3) изучить эмоции в невербальной коммуникации;
4) исследовать мимику и жесты, как вид эмоциональной экспрессии;
5) рассмотреть особенности визуального взаимодействия при эмоциональной экспрессии;
6) изучить пространственную организацию, как вид эмоциональной экспрессии;
7) сделать выводы.
Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности психологов, для обучения студентов, изучающих психологию, а также в повседневной деятельности широкой аудитории. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в ходе исследования нам удалось выяснить, что человек при общении использует не слова, но и невербальные символы, которые порой могут рассказать о нем и его намерениях гораздо больше. Невербальная коммуникация является непроизвольной и в повседневной жизни человек ее не контролирует. В зависимости, от проявления данного типа коммуникации ученые выделяют различные ее типы. А именно кинесика, тактильное поведение, сенсорика, проксемика, хронемока и паравербальная коммуникация. Каждая из них подразумевает различные проявления, одни из которых являются сразу заметными, а некоторые – скрыты от общего взгляда. Одним из ярких типов коммуникации являются эмоции, которые полностью скрыть практически невозможно.
Эмоции являются неотъемлемой частью коммуникации человека. При этом выражение их в речи может быть совершенно разным. Согласно базовой классификации эмоции, они могут быть негативными и позитивными, ведущими и ситуативными, простыми и комплексными. При чем эмоции по каждому отдельному признаку не являются взаимоисключающими.
Невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом, и являются ее дополнением. Кроме этого выражение универсальных эмоций в невербальной коммуникации зачастую не нуждается в дополнении вербальными средствами для точного понимания.
Основная нагрузка при выражении эмоционального состояния невербальными способами ложится на мимику и жесты. Именно они легче всего распознаются другими людьми и чаще всего используются при взаимной коммуникации. Однако исследования ученых подтверждают, что в зависимости от расовой и национальной принадлежности, способы выражения эмоций при помощи мимики и жестов может меняться. В частности, чаще всего люди путают удивление и гнев. Но в целом каждый человек во время разговора жестикулирует, кто-то более активно, кто-то практически незаметно, но в любом случае это является невербальным проявлением эмоций.
Визуальное взаимодействие не менее важно при невербальной коммуникации. По тому, как человек смотрит на своей собеседника, в какую часть лица или тела, можно определить его истинные намерения и заинтересованность. В частности, исследователи выделяют следующие виды взгляда: деловой, социальный и интимный. Каждый из них призван отразить те или иные эмоции, которые использует коммуникативный партнер. Частота взгляда в сторону и в глаза способны выдать эмоциональное состояние человека, а также то, насколько он честен со своим собеседником. Более того, настроение и возбужденность выдает ширина зрачков, которую человек контролировать не в состоянии, а, значит и не может скрыть своих истинных намерений. Многочисленные исследования подтверждают, что человек, носящий темный очки способен скрыть свои истинные эмоции.
Пространственное расположение людей и предметов является ярким средством выражения эмоций при невербальной коммуникации. Учеными доказано, что чем ближе физически человек способен допустить к себе другого человека, тем благосклоннее он к нему относится. Исходя из этого исследователи выделяют несколько зон окружения человека, которые отличаются размерами: интимная, личная, социальная и общественная или публичная. При переговорах расположение собеседников за столом способно выдать их истинное отношение друг к другу, а также к сложившейся ситуации.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В КОММУНИКАЦИИ

1.1 Типы невербальной коммуникации

Каждый человек участвует в социальной жизни общества. Любой акт коммуникации способствует достижению той или иной цели, наладив контакт с собеседником можно:
— получить нужную информацию;
— побудить собеседника к действию;
— удовлетворить психическую потребность в общении и т.д. [1, 73]
Коммуникация представляет собой процесс обмена информации для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходит без слов, составляет больший процент общения.
Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональном состоянии и характере взаимодействия личностей, которые общаются. Невербальные средства коммуникации выражаются в:
— одежде;
— прическе;
— мимике;
— позе;
— окружающих человека предметах [6, 84].
Распознавание и понятия такого поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания.
Подобная информация позволяет понять:
— настроение;
— переживания;
— ожидания;
— чувства;
— намерения;
— морально-личностные качества людей, которые общаются [10, 85].
Как показали проведенные исследования, современный человек в день произносит больше 30000 слов, сопровождая их несловесными действиями. Кроме языка существует огромное множество способов общения и средств получения и сообщения информации. В каждой культуре за каждым знаком и символом закреплено собственное обозначение, которое понятно окружающим, или группе посвященных лиц.
Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности, это может касаться и личности коммуникатора:
— его эмоциональное состояние;
— темперамент;
— личностные качества и свойства;
— социальный статус;
— коммуникативную компетентность;
— самооценку [11, 85].
Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении разнообразной информации о человеке.
Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.
Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предмете или лице, которые отсутствуют в данный момент или вовсе не существуют.
Невербальная коммуникация является спонтанной и непроизвольной.
Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Как говорится, от правды не уйдешь.
Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в природных условиях при:
— наблюдении;
— подражании;
— копировании.
Они имеют следующие источники:
— врожденный или приобретенный при социальном развитии человека;
— биологический;
— социальный.
Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа.
Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т. д.
Непреднамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.
Собственные коммуникативные знаки – есть конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объекты или состояние человека.
Зная типы невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация того или иного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал [8, 95].
Рассмотрим основные типы невербальной коммуникации:
Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, которые применяются для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются:
— мимика;
— позы;
— жесты и взгляды, которые имеют физиологическое или социокультурное происхождение.
Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства.
Тактильная поведение – было установлено, что при общении все люди используют различные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости.
Различные виды прикосновений носят различный характер и имеют разную, отличную от других, эффективность и значимость. Тактильная поведение условно может делиться на следующие типы:
— професийные;
— ритуальные;
— дружеские;
— любовные.
Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативного связи. Однако есть ряд факторов, которые несомненно следует учитывать, поскольку в различных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения.
Сенсорика – один из типов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру составляется на ощущении органов чувств:
— запахов;
— чувство вкуса;
— восприятие звуковых и цветовых сочетаний;
— ощущение тела собеседника;
— тепла, исходящего от него.
Благодаря всему этому и строится невербальная коммуникация данным партнером.
Проксемика – тип невербальной коммуникации, который основан на использовании пространственных отношений. Данный тип коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми.
В результате проведения некоторых исследований были обнаружены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа:
— интимную;
— личную;
— социальную;
— публичную.
Хронемика – данный тип подразумевает использование времени при невербальной коммуникации.
Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависит от проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания [3, 3].
Таким образом, в ходе исследования нам удалось выяснить, что человек при общении использует не слова, но и невербальные символы, которые порой могут рассказать о нем и его намерениях гораздо больше. Невербальная коммуникация является непроизвольной и в повседневной жизни человек ее не контролирует. В зависимости, от проявления данного типа коммуникации ученые выделяют различные ее типы. А именно кинесика, тактильное поведение, сенсорика, проксемика, хронемока и паравербальная коммуникация. Каждая из них подразумевает различные проявления, одни из которых являются сразу заметными, а некоторые – скрыты от общего взгляда. Одним из ярких типов коммуникации являются эмоции, которые полностью скрыть практически невозможно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы