Курсовая теория на тему Особенности выбора профессий в период ранней юности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения выбора профессий в период ранней юности 4
1.1 Понятие профессии и профессиональная ориентация 4
1.2 Психологические особенности профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте 8
ГЛАВА 2 Особенности выбора профессий в период ранней юности 14
2.1 Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии 14
2.2 Исследование уровня готовности выбора профессий в период ранней юности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что развитие и формирование выбора профессии является одним из центральных моментов личностного развития молодежи.
В настоящее время сложилась ситуация, когда все меньше и меньше настоящих специалистов работают с энтузиазмом и поднимают нашу страну на более высокие ступени развития. Почему это происходит? Несмотря на то, что в нашей стране существует множество высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые ежегодно выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.
Анализируя факты современной действительности, невольно задаешься вопросом: в чем же причина этих неудач и разочарований молодежи?
Возможно, одна из причин — неправильный выбор профессии в юности. Известно, что молодежь (14-18 лет) — это возраст самоопределения. А кем я должен быть? А кем я могу быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие другие вопросы поднимают старшеклассники.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи различных интересных специальностей. В юном возрасте каждый человек сталкивается с выбором. Каждый пятый человек расскажет о своих ошибках, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассников привлекают десятки профессий. Что это? Разные виды работы требуют от человека разных, а иногда и противоречивых качеств. В одном случае это умение ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом — высокая культура движения, в третьем — острота наблюдательности. Конечно, если вам 15-17 лет, то нелегко понять такое разнообразие личностных качеств и способностей.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении — непростая задача.
Самостоятельный выбор профессии — это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно он выбирает свой жизненный путь, зависит социальная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психоневрологическое здоровье, радость и счастье.
Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Она открывает возможности для использования своих сил и способностей в различных сферах деятельности на благо общества.
Таким образом, профессиональная деятельность, которой предшествует правильный выбор, является одним из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Самое большое преимущество человека — это его способность выбирать.
Объект: старшеклассники (ученики 10 — 11 класса).
Предмет: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Цель: рассмотреть особенности выбора профессий в период ранней юности.
Задачи:
1) выявить понятие профессия и профессиональная ориентация;
2) рассмотреть психологические особенности профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте;
3) определить особенности старшего школьного возраста в выборе профессии;
4) исследовать уровень готовности выбора профессий в период ранней юности.
Методы исследования: изучение литературы, систематизация научных знаний (теоретический анализ).
Заключение:
Подводя итог этой работе, следует подчеркнуть, что правильный выбор профессии молодого человека играет очень важную роль. После окончания школы, то есть в возрасте 15 лет, он все еще не может сделать достаточно осознанный выбор, взвесить все «за» и «против», соотнести свои потребности с реальными возможностями. Выбор, который он делает, зависит от его дальнейшей судьбы: будет ли он успешным человеком, будет ли он любить свою работу и действительно ли он будет профессионалом в своей работе. Изучив литературу по проблеме профессиональной ориентации старшеклассников, мы пришли к выводу, что очень важную роль в механизме профориентации играют интересы и склонности человека, которые коррелируют с выбором профессии.
Объективная ситуация, требующая от выпускника вуза выбора своей будущей профессии, взаимодействует с субъективными условиями выбора профессии, актуализирует цели и психологические барьеры их достижения. Начинается формирование готовности человека к выбору профессии. Важно, что чем выше уровень осознания человеком своего призвания, тем эффективнее происходит формирование готовности. Самый важный момент самоопределения совмещается с ситуацией принятия решения о выборе профессии. Каждое из этих проявлений личности, в свою очередь, имеет сложную структуру и взаимодействует со многими другими психологическими явлениями. Очевидно, что гармонизация отношений между всеми проявлениями личности, связанными с выбором профессии, является важным условием достижения успеха в подготовке молодого человека к выбору профессиональной карьеры.
Итак, говоря о структуре профессионального самоопределения на основе анализа теоретических положений проблемы профессионального самоопределения, можно сказать, что это достаточно сложная образовательная система, включающая взаимозаменяемо различные элементы. Обобщение трактовок феномена профессионального самоопределения позволяет выделить его основные составляющие: «Я-концепция», жизненная позиция, целеполагание, мотивация, ценности.
Итак, направленность личности становится фактором профессионального самоопределения. Поскольку ядро профессионального самоопределение – осознанный выбор профессии, то первичным условием адекватного и полноценного выбора профессиональной деятельности в раннем юношеском возрасте становится ориентация на психологические особенности направленности личности конкретного человека.
На наш взгляд, практика осуществления профориентационной работы с учащимися в процессе их трудовой подготовки можно считать не приемлемой для современной школы. Во-первых, трудовое обучения в основном ориентируется на подготовку учащихся к труду в материальные производства по рабочим профессиям, которые не соответствует тенденциям развития отечественной экономики. Во-вторых, принятие профориентации как составляющей только трудовой подготовки автоматически ставит ее вне учебно-воспитательным процессом в значительных количествах школ, в которых трудовое, трудовое профильное и трудовое допрофессиональное обучение не осуществляется. В-третьих, широкое внедрение профильного обучения в старшей школе требует осуществления комплекса мероприятий профориентационного характера, поскольку профиль учебной специализации можно рассматривать как предварительный выбор направления будущей профессиональной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения выбора профессий в период ранней юности
1.1 Понятие профессии и профессиональная ориентация
Профессия — (лат. PROFESSIO – официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), вид работы (род занятий) лица, владеющего совокупностью специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы [10].
Разнообразие человеческих профессий велико, и большинство из них, по мнению психологов и педагогов, может быть освоено кем угодно. Но в равной степени верно и то, что человек может делать одну вещь за раз. А поскольку жизнь ограничена, он может делать только несколько отдельных вещей. Чтобы «стать активным», человек должен расстаться с той бесконечностью, которая у него была только в возможности, так как на самом деле он может делать не все, а только что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии [14].
Профессия существует в виде нескольких рабочих мест или должностей. Должностная позиция (должность) – это одна из форм существования профессии, ограниченная в результате разделения труда и до некоторой степени фиксированная область приложения человеческих сил, призванная создавать нечто ценное для общества — материальные вещи, информацию, полезные служебные действия, функциональные полезные эффекты, эстетические впечатления, общественное настроение и упорядоченное протекание социальных процессов.
Итак, профессия — это специфическая деятельность, ремесло, совокупность функций, характер выполняемой индивидом работы и является неотъемлемой частью трудовой деятельности (токарь, учитель, врач и др.).
Но не просто токарь, это расточительный токарь, универсальный токарь; есть учитель начальных классов, учитель трудового воспитания, учитель математики, а не просто учитель и так далее. Итак, профессия включает в себя ряд специальностей, определяемых как вид профессиональной деятельности, совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках одной профессии.