Курсовая теория на тему Особенности возникновения и развития СЭЗ в странах ЕАЭС
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ
ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ.. 8
1.1……………………… Сущность,
цели и признаки особых экономических зон. 8
1.2. История создания и развития особых экономических зон
в мире и России 12
Глава 2. АНАЛИЗ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В СТРАНАХ ЕАЭС.. 19
2.1 Анализ и перспективы функционирования особых
экономических зон в России 19
2.2 Анализ и перспективы функционирования особых
экономических зон в странах ЕАЭС.. 21
Заключение. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
Особые экономические зоны
(ОЭЗ) сравнительно новый инструмент в экономической политике. Актуальность темы
работы обусловлена активным ростом ОЭЗ, с помощью которых происходят важнейшие
процессы интеграции отдельных регионов в систему связей мирового масштаба.
Между тем уже накопленный опыт деятельности особых экономических зон остается
проанализирован, как покажет литературный обзор, лишь по ряду областей, а
эффективность их работы оценивается лишь с национальной точки зрения.
Сравнительные исследования ОЭЗ должны показывать при каких условиях эти
экономические зоны эффективны и как связана эта эффективность с общей
таможенной и внешнеэкономической политикой государства. В частности, какие
критерии оценки отражают влияние ОЭЗ на экономическое развитие региона.
Становлению российских
особых экономических зон посвящено большое количество работ, среди них можно
выделить исследования Е.Ю. Погребняка, который рассматривал историю создания и
особенности особых экономических зон в России, изучал нормативно-правовую базу,
устанавливающую порядок образования ОЭЗ в России, а также цели создания зон в
России и их типы. Представляют интерес и работы Ю.А. Изгаршевой [7, c. 17]. В
них она анализирует современное состояние применения таможенной процедуры
свободной таможенной зоны, а также на основании анализа нормативно-правовой
базы применения данной таможенной процедуры выявляет преимущества применения
таможенной процедуры свободной таможенной зоны в деятельности участников ВЭД.
Цель курсовой работы
заключается в характеристике особенностей создания особых экономических зон в странах
ЕАЭС.
Задачи
курсовой работы:
— определить
сущность и принципы создания и функционирования особых экономических зон;
— рассмотреть
историю использования особых экономических зон, как инструмента экономического
развития, в Российской Федерации.
Объектом исследования
являются особые экономические зоны, как инструмент развития экономики страны.
Предметом исследования
является эффективность особых экономических зон.
В работе применялись
общенаучные методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Заключение:
Рассматривая
международную и российскую практику применения свободной экономической зоны как
важнейшей составляющей современного рыночного механизма, необходимо учесть, что
опыт функционирования СЭЗ в различных мировых державах свидетельствует об
ограниченной возможности их влияния на развитие национальной экономики.
Следовательно, создание
таких зон в Российской Федерации и во всем мире будет успешным лишь при условии
создания максимально прозрачной и эффективной экономической системы с достаточно
развитым нормативно-правовым базисом, минимальными бюрократическими механизмами
и максимальной конкуренцией.
С экономической точки зрения, СЭЗ – это особенная форма
развития производительных сил и производственных отношений в современной
рыночной экономике. Она базируется на сочетании разных форм собственности
хозяйствующих объектов свободной экономической зоны, равноправно принимающих
участие в различных областях предпринимательской деятельности.
Анализ зарубежного опыта
создания особых экономических зон, а также опыта российского государства
показывает, что для их нормального функционирования важнейшей задачей является
обеспечение государственной программы организации и развития СЭЗ, а кроме того,
разработка эффективной системы управления зонами как в центре, так и на местах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ
ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ
1.1. Сущность,
цели и признаки особых экономических зон
В настоящее время в
мировой практике не существует ни общепринятого подхода к классификации ОЭЗ, ни
даже однозначного понятия самого определения «особая экономическая зона», что
свидетельствует о том, что пока не представлено достаточного количества
критических оценок, которые бы способствовали выработке единого подхода и
терминологического языка.
Попросите
трех человек описать особую экономическую зону (ОЭЗ), и могут появиться три
очень разных изображения. Первый человек может описать огороженный промышленный
район в развивающейся стране, населенный разобщенными многонациональными
корпорациями (ТНК), пользующимися налоговыми льготами, а рабочие швейных фабрик
работают в нестандартных условиях. Напротив, второй человек может рассказать о
«чуде Шэньчжэня», рыбацкой деревне, преобразованной в космополитический город с
14-миллионным населением, с ростом валового внутреннего продукта (ВВП) на душу
населения в 100 раз за 30 лет, прошедших с тех пор, как он был обозначен как
ОЭЗ. Третий человек может подумать о таких местах, как Дубай или Сингапур,
порты которых служат основой для широкого спектра деятельности, ориентированной
на торговлю и логистику.
Фактически,
все три из них являются правильным описанием этого разнообразного инструмента.
Также существует огромное определение ОЭЗ.
У
этой «терминологической анархии» три причины. Во-первых, незнание терминологии,
используемой в разных странах. Во-вторых, стремление многих стран выделиться
среди остальных, предлагая разные термины, более точно отражающие местные
реалии. В-третьих, стремление представить эти ОЭЗ более современным способом
(например, воспользоваться модой на «технопарки») и в то же время скрыть дурную
репутацию свободных зон в 1970-х и 1980-х годах. Действительно, реализация
программ свободных зон часто сопровождалась многочисленными нарушениями,
особенно с точки зрения соблюдения трудовых прав (включая запрет на создание
профсоюзов в свободных зонах, более мягкие правила условий труда и отсутствие
санкций за несправедливые увольнения).
Несмотря
на многочисленные различия в названии и форме, все ОЭЗ в широком смысле можно
определить как разграниченные географические районы, находящиеся в пределах национальных
границ страны, где правила ведения бизнеса отличаются от тех, которые
преобладают на национальной территории. Эти дифференциальные правила в основном
касаются инвестиционных условий, международной торговли и таможни,
налогообложения и нормативно-правовой базы; посредством чего в зоне создается
бизнес-среда, которая должна быть более либеральной с политической точки зрения
и более эффективной с административной точки зрения, чем на национальной
территории.
Для
демонстрации особенностей использования перечисленных критериев можно привести
несколько устоявшихся классификаций. Согласно первой классификации,
существующие в мире ОЭЗ объединяют в 5 типов:
1. Торговые
(свободные таможенные, свободные порты, торгово-производственные). Пример:
магазины «дьюти-фри», расположенные на территории международных аэропортов.
2. Промышленно-производственные
(импортозамещающие, научно-промышленные парки).
3. Технико-внедренческие
(технополисы, технопарки). Крупнейшие ОЭЗ данного типа: «Силиконовая Долина»
(США), технополисы в Японии.
4. Сервисные
(оффшорные, туристические услуги).
5. Комплексные
(специальные экономические зоны, зоны особого режима) [21, c. 139].
Существует
еще одна классификация, с помощью которой имеющиеся в мире ОЭЗ объединяют в 6
групп [30]:
1.
Foreign trade zone (зона международной
торговли) — модель государственных ОЭЗ США. Созданы для стимулирования
производства высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Основной
стимул для резидентов — отсутствие импортных пошлин на ввоз сырья, материалов и
комплектующих для производства внутри зоны. Резидентам могут предоставляться
налоговые льготы. Для отдельных предприятий, расположенных не на территории
ОЭЗ, перенос производства которыми будет неэффективен, могут быть созданы
«подзоны» (спецзоны, subzone). Подзоны создаются для отдельных компаний,
функционируют на базе существующих зон согласно правилам и нормам,
установленных для основной зоны [28].
2. Export-processing
zone (зона стимулирования экспорта) — одна из классических моделей ОЭЗ. Чаще
всего создается в слаборазвитых странах для создания рабочих мест, развития
инфраструктуры, формирования налоговых поступлений. По структуре сбыта
выделяются:
— «чистые»
зоны стимулирования экспорта — 100% производимой продукции отправляется на
экспорт;
— «гибридные»
зоны стимулирования экспорта — часть продукции реализуется на местном рынке
[28].
3. Free/Free-trade/Free
economic zone (свободная экономическая зона) — еще одна из классических моделей
ОЭЗ, создается на географически выгодной территории для стимулирования международной
торговли с помощью соответствующих налоговых режимов, упрощения механизмов
таможенного и административного регулирования, создания инфраструктуры [29].
Инициатор проекта получает доход от оказания услуг резидентам.
4. Freeport
(«порто-франко»). Первый порто-франко, Ports Francs et Entrepôts de Genève SA,
появился в Швейцарии. Им стал бывший склад зерновых, построенный еще в XIX веке
и по площади эквивалентный 22 футбольным полям (140 тыс. кв. м) [27]. Формально
он является зоной порто-франко–складом, освобожденным от таможенных пошлин и
налогообложения, а фактически – перманентным хранилищем неисчислимых богатств.
Для
них в порто-франко созданы условия, соответствующие требованиям музейных
хранилищ: обеспечена повышенная безопасность, контролируются показатели
освещенности, влажности и пр., противопожарная система использует не воду, а
инертный газ. Предоставляются и дополнительные услуги, включающие, например,
реставрацию и оценку искусствоведов (такие услуги склада облагаются НДС). Затем
порто-франко появились в Сингапуре, Монако, завершается строительство и самого
крупного – в Пекине.
5.
Enterprise/Industrial zone/park/estate
(зоны развития производства и предпринимательства) — создаются по
государственной или государственно-частной инициативе. По государственной
инициативе создаются в депрессивных районах субъекта для создания рабочих мест
и стимулирования предпринимательской активности, в таком случае государство
стимулирует деятельность в зонах с помощью налоговых каникул и выделения
целевых средств.
По
государственно-частной инициативе — для концентрации производства одного
направления. Это позволяет использовать положительные эффекты от масштаба
деятельности, выражающиеся в использовании общей инфраструктуры, совместных
практических и научно-технических изысканиях. Кроме того, создатель зоны, как
правило, устанавливает льготные ставки на аренду/выкуп земли [11, c. 24].
6.
Special zone (особая зона,
специализированная зона) — набор методов стимулирования инвесторов зависит от
специализации. Цель создания — усиление/создание специализации резидентов в
конкретной области. Примерами таких зон могут служить парк технологий и наук
(Сингапур), нефтехимические зоны (Таиланд). Общей особенностью этих зон
является ограничение видов деятельности, которыми могут заниматься резиденты
[31].
Российские ОЭЗ можно
отнести к «Special zone», поскольку каждая зона имеет свою специализацию.
Например, ОЭЗ ППТ «Липецк» специализируется на производстве электротехники, в
то же время как ОЭЗ ППТ «Алабуга» (Республика Татарстан) больше тяготеет к
машиностроению.
Еще один пример: ОЭЗ ТВТ
«Томск» имеет специализацию — IT и электроника/медицина и биотехнологии/новые
материалы и нанотехнологии, а ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» больше специализируется
на разработке программных продуктов, средств связи различного назначения,
автоматизированных систем управления технологическими процессами [14].
Несмотря
на то, что на сегодняшний день существует большое количество разнообразных
особых экономических зон, можно выделить основные общие цели создания ОЭЗ в
мире:
— стимулирование
международной торговли;
— привлечение
прямых инвестиций (как правило — иностранных);
— создание
рабочих мест;
— развитие/поддержка
производства;
— создание
условий для инновационного развития;
— кластерное
объединение производств на одной территории, использование преимуществ общей
инфраструктуры;
— наращивание
и реализация инновационного и технологического потенциала;
— создание/усиление
специализации и повышение конкурентоспособности территории.