Курсовая теория на тему Особенности воспитания личности ребёнка с нарушением речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ 4
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи 4
1.2. Характеристика речевых нарушений 11
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 18
2.1. Особенности личности детей с речевыми нарушениями 18
2.2. Организация процесса воспитания и развития личности детей с речевыми нарушениями 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 26
Введение:
В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии, дизартрии).
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием речи, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
На актуальность данной работы так же указывает тот факт, что своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка.
Степень разработанности проблемы. Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др.
Цель исследования заключается в изучении особенностей воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями речи.
2. Охарактеризовать речевые нарушения дошкольников.
3. Определить особенности развития личности ребенка с речевыми нарушениями.
4. Выявить особенности организации процесса воспитания и развития личности детей с речевыми нарушениями.
Объект исследования – речевые нарушения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности организации процесса воспитания и развития личности дошкольников с речевыми нарушениями.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
На сегодняшний день российская сфера образования проходит этап реформирования. Это выражается в переориентации традиционных концепций и форм обучения, способствуя переходу на новые педагогические направления при работе с детьми, которые имеют особые образовательные потребности. Условия инклюзивного образования дают детям возможность получать социальный опыт в процессе общения со сверстниками на равных.
При этом перед дошкольными образовательными организациями стоит вопрос о создании благоприятных условий, которые будут способствовать развитию детей с разными образовательными возможностями, учитывая их возрастную, типологическую и индивидуальную особенность, тем самым обеспечивая социализацию детей. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка. Такое положение подтверждает в своих трудах Л.С. Выготский, который отмечет, что становление личности имеет непосредственную связь с овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими перестраивает отношение ребенка к людям и самому себе, что и отвечают сущности инклюзивного образования.
Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.
Речь имеет весьма важное значение для развития ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
Основная задача любого воспитателя – речевое развитие дошкольников. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью в формировании личности. Так, именно в процессе связной речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка и речи. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка.
Фрагмент текста работы:
1. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
Особую категорию детей с отклонениями в развитии представляют дети с нарушениями речи. Дети этой категории характеризуются сохранным слухом, наряду с не нарушенным интеллектом, однако значительные речевые нарушения оказывают сильное влияние на становление психики.
Развитие речи детей напрямую зависит от постепенного овладения родным языком, развития фонематического слуха и формирования навыков произношения звуков, от овладения словарного запаса, правил синтаксиса и смыла речи. Активное усвоение лексических и грамматических норм приходится на возраст 1,5-3 года, заканчиваясь к началу поступления в школу [Леонтьев 2009].
Формирование речи ребенка так же зависит от влияния речи окружающих взрослых, при достаточной речевой практике, культуре речевого окружения, а так же от воспитания и обучения. Однако при тяжелых нарушениях речи обучение ребенка в массовой детской организации невозможно, поэтому для детей с такой речевой патологией существует специальные детские сады и школы.
Основным признаком нарушения речи является выраженная ограниченность средств речевого общения. Таким детям характерно обладание скудным речевым запасом, или полное отсутствие речи, что влияет на ограниченность общения с окружающими. Однако, независимо от этого, большинство детей с нарушениями речи способны понимать обращенную к ним речь при лишении возможностей в словесной форме общаться с окружающими. Такое положение говорит о сложностях взаимодействия в коллективе, так как дети частично или полностью не имеют возможности принимать участие в играх или общественной деятельности. Все эти характеристики способствует у таких детей возникновению вторичного отставания психики [Мастюкова 2006].