Курсовая теория на тему Особенности воспитания и обучения детей с особенностями (отклонением ) в развитии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Становление и развитие инклюзивного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии 5
1.1. Становление и развитие инклюзивного обучения детей с ЗПР 5
1.2. Сравнительный анализ терминов «интеграция» и «инклюзия» 10
2. Проблемы и перспективы развития воспитания и обучения детей с проблемами в развитии 15
2.1. Цель, задачи и принципы развития процесса ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии 15
2.2. Актуальные психологические проблемы обучения детей с проблемами в развитии в инклюзивной образовательной среде 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение:
Актуальность темы. В Российской Федерации формируется новая философия государственной политики в отношении детей с особыми образовательными потребностями, совершенствуется нормативно правовая база в соответствии с международными договорами в области прав человека, реализуются и распространяются модели инклюзивного обучения детей в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях.
Согласно стратегии развития отечественного образования в Российской Федерации на период до 2021 года одним из приоритетных направлений модернизации является обеспечение разработки практического внедрения в учебно-воспитательные учреждения эффективной системы инклюзивного образования, которая реализует основное право совместного пребывания, обучения и воспитания детей с разным уровнем психофизического развития по месту жительства в условиях общеобразовательного учреждения на основе принципов гуманизации и индивидуализации. Указанный процесс предполагает максимальный учет индивидуально-психологических особенностей каждой личности и создание благоприятных условий для его полноценного развития.
Современный период, переживает российское общество, выдвигает определенные требования к личности человека и его внутренним ресурсам. Особенно значимой эта проблема есть в контексте предупреждения и коррекции явления дезадаптации субъекта.
В настоящее время 1700000 детей (4,5% всей детской популяции Российской Федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.
На современном этапе развития специального образования первоочередной задачей становится развитие личности проблемного ребенка, вопросы адаптации и социализации. Первичные нарушения в развитии (например, нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т.д.) приводят к «выпадению ребенка из социального пространства, нарушения связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей.
Цель курсовой работы — осуществить анализ актуальных психологических проблем особенностей воспитания и обучения детей с особенностями (отклонением) в развитии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть становление и развитие инклюзивного обучения детей с ЗПР;
Охарактеризовать цель, задачи и принципы развития процесса ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии;
Описать актуальные психологические проблемы обучения детей с проблемами в развитии в инклюзивной образовательной среде.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Задержка психического развития (ЗПР) — это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
У этих детей имеется потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности».
В этой связи одной из задач психологического обследования является разграничение ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).
Педагогическая запущенность — это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.
Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
В заключение необходимо выделить восемь принципов, на которых базируется не только инклюзивное образование, но и образование в целом:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Все люди нуждаются друг в друге.
Так же необходимо сказать, что все дети, несмотря на физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Но как показывает зарубежный опыт, для реализации поставленных целей потребуется много времени, а главное – участие и взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями, т.к. только при этом условии возможно решение проблем инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.
Фрагмент текста работы:
Становление инклюзивного образования в Российской Федерации происходит в значительной степени на основе зарубежного опыта. Конечно, каждая страна, как справедливо отметил П. Егоров, не может слепо копировать опыт других государств через различные политические и экономические условия, отличные образовательные традиции, а потому ищет свой путь развития инклюзивного обучения.
Сегодня становится очевидным, что развитие отечественного инклюзивного образования неэффективно, если действовать путем формального переноса удачных зарубежных моделей образовательной интеграции в процесс обучения и воспитания отечественных общеобразовательных учреждений без их осмысления и адаптации. Опыт показывает, что решение проблем развития инклюзивного образования должны базироваться на учете местных особенностей при использовании местных ресурсов, в противном случае такие решения будут необоснованными [2, с. 10].
Когда инклюзивное обучение начали воплощать в жизнь за границей? Относительно недавно. В первой половине XIX века реализация идей совместного обучения детей с различными образовательными потребностями во Франции, Австрии, Германии сделала выделить его преимущества. А именно:
1) увеличение количества учащихся в учебных заведениях;
2) активное привлечение семьи к обучению детей с особыми потребностями;
3) распространения и совершенствования методики обучения указанной категории детей;
4) экономия средств за счет уменьшения количества педагогов и образовательных учреждений.
Осознание этих преимуществ повлияло на то, что, например, в Германии в 1832 — 1834 гг. Были организованы курсы, на которых обучались более ста педагогов наставников для работы с особыми детьми в этот школах. Во Франции на развитие инклюзии повлиял опыт обучения этой категории детей в народных школах педагогов А. Бланше и Ж. Валади-Габеля. В 1858 г. вышла в свет монография А. Бланше для учителей народной школы «Руководство для наставника: об обучении глухонемых в этот школах. Краткое изложение конференции, состоявшейся в 1858 году по распоряжению Министерства внутренних дел ». Методическая значимость этой работы заключалась в предложенных в ней образцах проведения уроков, методики обучения посредством использования жестов, мимики, дактильной азбуки для глухих детей в массовых заведениях [1, с. 104].
Впоследствии, в конце XIX в. внедряются общее обучение и ревнивый образовательный ценз в большинстве европейских стран. Растет число не только школ, но и учащихся в классах (от 30 — 80 человек). Отсутствие индивидуального подхода, необходимого особым ученикам, постепенно исключает возможность их обучения вместе с повносправнимы детьми. В результате специальное образование отделяется от общей, наиболее кардинально произошло в скандинавских странах. И только на фоне социально-демократических и либерально-демократических реформ, экономического подъема во многих государствах в ХХ века снова актуализируются интеграционные процессы. Принимаются важные международные правовые акты, защищающие права лиц с особыми потребностями.