Курсовая теория на тему Особенности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении 5
1.1Деятельность воспитателя в формировании всесторонне развитой личности 5
1.2 Сущность, формирование различных форм и методов воспитания и поведения 12
Глава 2. Организация образовательного процесса в дошкольном учебном заведении 25
2.1 Организация учебно-познавательной и творческой деятельности в образовательной среде ДОУ 25
2.2 Содержание и задачи развития социальности ребенка дошкольного возраста 28
Заключение 35
ЛИТЕРАТУРА 37
Введение:
Актуальность темы. В русле гуманистической парадигмы воспитание актуальной является проблема превращения воспитанника из объекта вос-питания в субъект. Сущность действительно гуманного отношения к лич-ности воспитанника выражена в тезисе о его активности как полноправно-го субъекта воспитательного процесса, а не объекта. Собственная актив-ность ребенка в воспитательном процессе является предпосылкой эффек-тивного воспитательного процесса. Еще С. Л. Рубинштейн подчеркивал необходимость такой организации педагогического процесса, чтобы вос-питатель руководил деятельностью воспитанника, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных по-ступков. Актуальной является идея Л. С Выготского – обучение и воспита-ние должны соответствовать не только уровню актуального развития ре-бенка, но и «зоне ближнего развития». Основная задача воспитателя за-ключается в создании «зоны ближнего развития», которая в будущем пе-решла бы в «зону актуального развития». Такое отношение к воспитанию отражает принцип подхода к психическому развитию человека как управ-ляемого процесса, который способен создавать новые структуры личност-ных ценностей растущего ребенка.
Следовательно, воспитание формирует каркас и стержень личности, определяет ее внутренний духовный мир, способствует развитию личности питомца, направляя его активность на самореализацию и самоактуализа-цию в процессе решения разнообразных жизненных проблем. Поэтому психологические теории методов воспитания должны быть направлены на создание такой системы деятельности воспитанника, которая обеспечила бы целенаправленное формирование и пере структурирование внутренней деятельности ребенка, формирование мотивов и мотивации такой деятель-ности.
Степень изученности данной темы представлена тем, что в отече-ственной педагогике в различные периоды ее развития разрабатывались собственно методические аспекты воспитания, находившие отражение в работах теоретиков, практиков, писателей, журналистов таких, как К.Н. Вентцель, А.П. Гайдар, Н.Н. Иорданский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, В.Н. Терский, С.Т. Шацкий; Ю.П. Азаров, Л.П. Алиева, Ю.К. Бабанский, Л.К. Балясная, Л.П. Божович, Н.И. Болды-рев, А.К. Бруднов. Вопросы методов воспитания и проблему их выбора рассматривали такие ученые-педагоги, как Б.З. Вульфов, О.С. Газман, Л.Ю. Гордин, И.С. Зарахович, И.П. Иванов, Л.П. Иванова, Г.М. Иващен-ко, В.Т. Кабуш, М.Г. Казакина, В.А. Караковский, В.А. Каспина, А.Г. Кирпичник, Т.Е. Конникова, В.М. Коротов, Э.С. Кузнецова, А.Т. Куракин. Но вопрос методов воспитания в их взаимосвязи с воспитательным стилем недостаточно рассмотрен в научно-педагогической литературе.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы разностороннего развития личности, что и определило выбор темы насто-ящего исследования: «Особенности воспитания детей в дошкольном обра-зовательном учреждении»
Методы исследования: теоретический анализ и сравнение.
Цель исследования – теоретически изучить особенности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Объект исследования – процесс образования. Предмет исследования – Особенности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач исследования:
-изучить теоретические аспекты всестороннего гармонического раз-вития личности;
-проанализировать деятельность воспитателя в формировании все-сторонне развитой личности;
-рассмотреть основные методы воспитания детей в дошкольном обра-зовательном учреждении;
Заключение:
Решающее значение в воспитании детей имеют личностные качества воспитателя, его скромность, честность, справедливость, умение понимать воспитанника, разделять с ним радость и печаль. Сочетание этих качеств, а также педагогическое мастерство является движущей силой влияния педа-гога на детей.
При проведении теоретического исследования были решены следу-ющие задачи:
-изучили теоретические аспекты всестороннего гармонического раз-вития личности, сделали вывод о том, что в педагогическом процессе ос-новным является учет индивидуальных (физиологических, психических, личностных) особенностей и общих закономерностей в развитии каждого. Берутся во внимание интересы, наклонности, взгляды и убеждения, спо-собности, состояние здоровья, культура учебной деятельности и гуманных отношений и тому подобное. На этой основе формируются малые группы и коллективы (временные или стабильные) для достижения развития все-стороннего гармонического развития личности [25];
-проанализировали деятельность воспитателя в формировании все-сторонне развитой личности, пришли к выводу о том, что педагог, кото-рый знает систему взаимоотношений в детском коллективе, а также мето-дику воспитания, может помочь каждому ребенку занять среди сверстни-ков место, которое бы способствовало формированию у него положитель-ных черт личности.;
-рассмотрели основные направления развития и модернизации до-школьного образования в России, пришли к выводу о том, что модерниза-ция дошкольного образования – это целая система сводов, Законов и по-ручений, которые действуют как отдельно, так и совместно, и направлены на формирование нового общества. Качественно оценить результаты такой деятельности можно будет не ранее ближайших десяти лет, когда проявит-ся или не проявится разница в уровне развития детей старшего школьного возраста;
-рассмотрели организацию учебно-познавательной и творческой дея-тельности в образовательной среде ДОУ, сделали вывод о том, что пере-давая ребенку выработанные человечеством и зафиксированные в культу-ре средства познания мира, взрослый учит ее самостоятельно приобретать знания и использовать их в жизни. При познании себя, своего внутреннего мира, своих возможностей у ребенка формируются новые формы миро-восприятия, элементы произвольности в решении познавательных задач, интерес к знаниям, что в целом и выстраивает культуру познания [31];
-изучили содержание и задачи развития социальности ребенка до-школьного возраста, поэтому для нормального развития каждый ребенок нуждается, чтобы он находился в атмосфере любви и психического благо-получия;
-проанализировали возможные пути воспитания детей дошкольного возраста, поэтому дошкольное воспитание должно включать два основных направления – подготовку к школе и развитие личностных качеств ребен-ка. В свою очередь, они подразделяются на несколько подсистем воспита-ния, которые мы рассмотрели в работе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания детей в дошкольном об-разовательном учреждении
1.1Деятельность воспитателя в формировании всесторонне развитой личности
Успешное осуществление задач всестороннего и гармоничного раз-вития подрастающего поколения в большой степени зависит от педагога, который является творцом личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное — детей. Эта очень благородная и трудная профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоян-ного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедро-сти, любви к детям, безграничной верности делу.
В одной из профессий характер человека, его убеждения, личностные качества, мировоззрение не имеют такого важного значения, как в профес-сии педагога. Ведь вместе с передачей детям знаний, умений и навыков воспитатель формирует у них зачатки мировоззрения, отношение к окру-жающему, воспитывает высоконравственные качества личности, чувства долга и ответственности, эстетические вкусы и поведение в соответствии с требованиями сегодняшнего дня [3, 179].
Оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении с целью обеспечения готовности детей к школе невозможно без постоянно-го роста мастерства воспитателей, повышения ответственности, четкости в работе всех, кто причастен к воспитанию молодых.
Ребенка дошкольного возраста воспитывать не легко, ведь работа с детьми этого возраста требует от педагога сочетание материнской любви к своим питомцам, постоянной заботы об их здоровье, самочувствие с чет-кой организацией учебно-воспитательного процесса. Воспитатель должен обеспечить общее психическое развитие ребенка наряду с физическим и духовным. Именно поэтому такие высокие требования предъявляются к личности воспитателя, его идейной и профессиональной подготовки. Жизнь доказывает, что формировать всесторонне и гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста, и делать это должны высокооб-разованные, эрудированные, преданные педагогическому делу люди.
Своим собственным поведением, культурой выражения чувств воспи-татель формирует личность ребенка. Дошкольники во всем стараются подражать своему наставнику, он для них является представителем и об-разцом рода человеческого. Силой воспитательного воздействия на детей является сочетание внешней и внутренней культуры педагога [11].
Решающее значение в воспитании детей имеют личностные качества воспитателя, его скромность, честность, справедливость, умение понимать воспитанника, разделять с ним радость и печаль. Сочетание этих качеств, а также педагогическое мастерство является движущей силой влияния педа-гога на детей. Таким образом, педагогическое мастерство представляет со-бой синтез личностных качеств воспитателя, его знаний, умений и навыков.
В любой деятельности есть обычные работники и настоящие мастера своего дела. Мастер достигает высокого профессионального уровня и со-вершенства. Он не останавливается на достигнутом, творчески работает над собой, стремится воплотить в практику новое, оригинальное. Чтобы стать специалистом — мастером, недостаточно одних только знаний, необ-ходимо еще и умение творчески применять эти знания [11, 329].
По данным психолого-педагогической литературы, составляющими мастерства педагога является:
— глубокое знание материала, который подается детям, всех тех мо-ральных правил, норм и привычек, которые им надо постоянно прививать;
— совершенное владение методикой обучения и воспитания, умение трансформировать свои знания, делать их доступными детям определен-ного возраста и уровня умственного развития;
— педагогический такт, который в первую очередь предполагает уме-лый подход к воспитанникам, учет их возрастных и индивидуальных осо-бенностей.
Характерной особенностью деятельности воспитателя дошкольного учреждения является то, что он работает с детьми, которые чрезвычайно интенсивно психически и физически развиваются.
Это ставит его перед необходимостью постоянного варьирования приемами и методами воспитательного воздействия на воспитанников.