Курсовая теория на тему Особенности внимания детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы развития внимания детей
дошкольного возраста 4
1.1. Внимание и его развитие в дошкольном возрасте. 4
1.2. Общая характеристика развития внимания дошкольников. 13
Заключение. 18
Литература. 20
Введение:
Актуальность исследования. Период дошкольного детства является
наиболее благоприятным временем для создания необходимых условий для развития
внимания ребенка, которое определяет развитие всех высших психических функций и
требуется для выполнения любой деятельности. Отмечается, что внимание
представляет собой одну из основных психических функций, которая является базой
для успешного обучения в школе.
Для детского
возраста характерна неустойчивость и непроизвольность внимания. Во многом такое
положение связано с интересами детей по отношению к окружающим предметам и
выполняемыми с ними действиями. Однако неустойчивость внимания оказывает
значительное влияние на дальнейшую успеваемость в школе. Поэтому существует
необходимость развития внимания, применяя различные способы и приемы.
В
исследованиях психологов и педагогов проблема внимания рассматривается в
различных планах. Многие авторы, изучая вопросы теории внимания, исследуют его
роль в деятельности человека – Л.С. Выготский [10], С.Л. Рубинштейн [10],
другие авторы изучают внимание со стороны его физиологических механизмов – А.Н.
Леонтьев [18], Т. Рибо [24]. Такие авторы как Н.Ф. Добрынин [15], П.Я.
Гальперин [12] и др. изучают проблему внимания в психолого-педагогическом
аспекте, исследуя условия и закономерности воспитания внимания дошкольников.
Важное место
в исследованиях ученых занимает развитие произвольного внимания. Так авторы
отмечают, что произвольное внимание играет важную роль в развитии личности
человека. Такие авторы как И.Л. Баскакова [3] и А.А. Осипова [21] предполагают,
что формирование произвольного внимания необходимо начинать с дошкольного
возраста. Важность формирования произвольного внимания заключается в том, что истоки произвольного внимания лежат вне личности ребёнка.
Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к
возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что
взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых
средств направляют и организуют его внимание.
Руководя
вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он
впоследствии начинает сам управлять своим вниманием. Однако успешность такой
работы напрямую зависит от учета особенностей развития внимания на каждом этапе
дошкольного детства.
Целью курсовой работы является изучение
теоретических развития внимания детей дошкольного возраста.
Объектом изучения является развитие внимания в
дошкольном возрасте.
Предметом выступают особенности внимания в
дошкольном возрасте.
В связи с
поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать
категорию внимания в трудах психологов и педагогов, описать процесс развития
внимания в дошкольном возрасте.
2. Выделить
и описать особенности развития внимания в дошкольном возрасте.
Методы исследования:
1. Подбор и
анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Обобщение
и классификация изученной литературы.
Структура работы состоит из введения, двух параграфов,
заключения и списка литературы
Заключение:
Внимание –
психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком
мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных
объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего
мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее
интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что
выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре
головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения –доминанту.
При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до
сознания ребенка, он их не замечает.
Простейшее
непроизвольное внимание начинает развиваться уже в младенческом возрасте. В
дальнейшем на основе непроизвольного внимания появляются более сложные его виды
– произвольное и постпроизвольное внимание. Процесс их развития происходит за
счет функционального развития мозга ребенка, а также за счет внешних факторов,
к которым относится воздействие взрослых, воспитание и направление внимания
ребенка. Важность внешнего воздействия отчетливо сформулирована в
культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Согласно его теории, высшей
точкой развития внимания и других психических процессов у дошкольников является
самостоятельное использование сложных знаков, главным и самым сложным из
которых является слово.
В дошкольном возрасте происходит развитие всех важнейших свойств внимания,
таких как объем, устойчивость, переключение, удержание и др. Подводя итог, обозначим,
что внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и
отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человек.
По активности индивида в деятельности различают три вида
внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное
внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как
раздражителя. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое
сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не
заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление
направленности личности. При таком внимании сама деятельность переживается как
потребность, а ее результат личностно значим.
Помимо этого, внимание может быть зрительным и слуховым. Слуховое
внимание — это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно
слушать и понимать речь человека. А зрительное внимание обеспечивает четкое
отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека.
Благодаря зрительному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются
ясными и отчетливыми.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы развития внимания детей дошкольного возраста
1.1. Внимание и его развитие в дошкольном возрасте
Существует большое
количество определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и
общепризнанными. Во многих работах педагогов и психологов, внимание
определяется, как направленность и сосредоточенность психической деятельности
на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.
Н.Ф. Добрынин отмечает,
что внимание является направленностью и сосредоточенностью психической
деятельности личности. Направленность здесь понимается как избирательный
характер этой деятельности, а также ее сохранение, а под сосредоточенностью
автор выделяет углубление в данную деятельность и отвлечение от всего
остального [15].
Изучив литературу в этом направлении, можно сделать вывод,
что у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия
и тех феноменов, которые за ним стоят. Такое положение наверно связано с двумя
важными моментами. Во-первых, многие авторы говорят о «несамостоятельности»
внимания, как психического процесса. А во-вторых, всё-таки внимание является
психическим инструментом активности субъекта, позволяющим ему не быть игрушкой
внешних воздействий с окружающим миром [8].
Проблема внимания была впервые разработана в рамках
психологии сознания. И тогда основной задачей считалось исследование
внутреннего опыта человека. Используя экспериментальный метод, В. Вундт сделал
вывод, что простые реакции на зрительный и слуховой стимул зависят от отношения
испытуемого к восприятию этого стимула. А простое вхождение какого- либо
содержания в сознании он назвал перцепцией (восприятием), а фокусировку ясного
сознания на отдельных содержаниях – вниманием, или апперцепцией. Для Э.
Титченер и Т. Рибо, последователей Вундта, внимание стало краеугольным камнем
их психологических систем [9].
Затем Э. Титченер, разработал положения генетической теории
внимания, которые исходят из того, что существует две формы внимания, которые
различаются в популярном значении, а именно: пассивное (непроизвольное)
внимание и активное (произвольное) внимание, — в действительности характерны
для различных стадий духовного развития. Отличаются они друг от друга только по
сложности: более ранняя и более поздняя форма, а показывают один и тот же тип
сознания, но в различные периоды нашего духовного роста. Различие и характер
каждого из них Э. Титченер пытался выяснить из условий их появления [26].
Проблемой внимания занимались и такие известные психологи как
Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, Л.М. Веккер, П.Я. Гальперин. Но у психологов до сих пор
нет согласия, несмотря на то, что его
исследования ведутся уже много веков. К свойству внимания привлекались
взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли его происхождение и
сущность.
Как отмечает Н.Н. Ланге, выделяются такие основные подходы к
проблеме внимания:
· Внимание — результат двигательного приспособления.
· Внимание — результат ограниченности объема сознания.
· Внимание — результат эмоции.
· Внимание — результат апперцепции, как результат жизненного опыта
индивида.
· Внимание — особая активная способность духа.
· Внимание — усиление нервного раздражителя [17].
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.
Рибо. Он предполагал, что внимание, независимо от того, является оно
ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между
эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибо выявил особенно тесную зависимость,
именно он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания
непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных
с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное