Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности уровня эмоционального выгорания педагогов с разным стажем педагогической деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности молодых педагогов 4

1.1. Понятие и общая характеристика феномена «синдром эмоционального выгорания» 4

1.2. Стадии развития и симптомы синдрома эмоционального выгорания 12

1.3. Общие факторы развития эмоционального выгорания 21

1.4. Специфические факторы развития эмоционального выгорания педаго-гов 24

Список литературы 32

  

Введение:

 

Актуальность:

В современном обществе к педагогу предъявляются достаточно вы-сокие требования со стороны родителей, учеников, администрации школы. Преподавание — это эмоционально сложная профессия, которая иногда приводит к высокому уровню стресса, эмоционального выгорания и исто-щения учителей. Это многозадачная профессия, состоящая как из когни-тивных, так и из эмоциональных компонентов, при этом учителя ежеднев-но занимаются эмоциональным трудом, что является важной частью до-стижения целей обучения и положительных результатов обучения. Эмоци-ональный труд всегда был характерной чертой преподавания, но в 21 веке этот аспект становится еще более важным. Быстрое распространение эко-номики услуг во всем мире привело к изменению нормативных ожиданий в отношении работников сферы услуг во всех отраслях, а преподавание по-степенно начинает рассматриваться в контексте оказания образовательных услуг.

Необходимость постоянно повышать свой профессиональный уро-вень, жесткие временные рамки деятельности, личные проблемы, всё это оказывает влияние на эмоциональное состояние. И если ранее подобные проявления встречались в основном у педагогов, проработавших длитель-ное время в системе образования, то сейчас этому всё чаще подвержены и молодые специалисты. У выпускников образовательных учреждений не формируют (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, лич-ностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудно-стей в будущей профессии. Поэтому очень важно своевременное выявле-ние и профилактика эмоционального выгорания у педагогов вне зависимо-сти от стажа работы.

Проблема научного исследования. Т.к. в связи с динамикой социаль-ных отношений и трансформацией специфических профессиональных тре-бований профессия педагога становится более уязвимой по отношению к эмоциональному выгоранию вне зависимости от значительности трудово-го стажа, возникает вопрос о поиске средств, выявляющих предпосылки эмоционального выгорания у педагогов, имеющих разный стаж педагоги-ческой деятельности, что и является центральной проблемой данного ис-следования.

Цель исследования: выявить особенности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем педагогической деятельности.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания в профес-сиональной деятельности педагогов с разным стажем педагогической дея-тельности.

Предмет исследования: особенности синдрома эмоционального вы-горания у педагогов с разным стажем педагогической деятельности.

Гипотеза исследования: синдрому эмоционального выгорания под-вержены педагоги с разным стажем педагогической деятельности.

Задачи исследования:

Проанализировать теоретические подходы к изучению эмоциональ-ного выгорания.

Проанализировать психологические особенности профессиональной деятельности педагогов с разным стажем педагогической деятельности.

Эмпирически выявить развитие синдрома эмоционального выгора-ния в профессиональной деятельности педагогов с разным стажем педаго-гической деятельности.

Практическая значимость исследования: данные, полученные в рам-ках данного исследования, могут лечь в основу более персонализирован-ной и, соответственно, более эффективной психологической помощи педа-гогам. Данное исследование также способно лечь в основу разработки дифференцированных способов диагностики выгорания, что также способ-ствует поддержанию ментального здоровья учителей и сохранения благо-получия всех участников образовательного процесса.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Синдром эмоционального выгорания определен как негативное пси-хическое явление, возникающее вследствие хронического стресса и веду-щее к истощению эмо¬ционально-энергетических и творческих ресурсов че-ловека.

Существует ряд факторов, связанных как с личностью работника, так и с особенностями самой профессиональной деятельности в конкретной организации, которые обуславливают большую склонность к эмоциональ-ному выгоранию. Личностные факторы включают в себя то, что связано со значительной степенью погружённости в работу (сверхценное к ней отно-шение, перфекционизм), а также те факторы, которые препятствуют созда-нию устойчивых связей с другими сферами деятельности, например, отсут-ствие хобби и стабильного круга общения. Организационные факторы (т.е. связанные со спецификой учреждения, в котором работает педагог, а также самой работы) в первую очередь связаны с высокими требованиями по от-ношению к ресурсам (в первую очередь эмоциональным) – завышенные и нереалистичные требования, большая эмоциональная нагрузка в рамках специальности (типы работы, требующие постоянной коммуникации). Здесь следует отметить, что наиболее уязвимым делает человека сочетание личностных и организационных факторов – так, нереалистичные требова-ния обладают куда меньшим потенциалом разрушительности своего дей-ствия при отсутствии стремления у работника сделать всё максимально успешно и эффективно.

Следует отметить, что профессия педагога представляет собой одну из наиболее рискованных в отношении эмоционального выгорания про-фессий. Это связано как со спецификой людей, выбирающих своим путём реализации педагогическую стезю, так и с особенностями самой работы – большой ответственностью и значимостью, сложностью общения с детьми и подростками, высокими требованиями администрации школ. Таким об-разом, чаще всего педагог, работающий в школе, оказывается в ситуации сочетания как личностных факторов выгорания, так и специфических ор-ганизационных требований, вынуждающих его расходовать большое ко-личество собственных эмоциональных ресурсов.

Вхождение в педагогическую профессию – сложный, но важный этап в становлении молодых педагогов. Отметим, что на этапе вхождения в профессию имеет место уменьшение устойчивости самооценки (как и при любом начале новой, сложной деятельности – в частности, этот период со-ответствует одному из нормативных профессиональных кризисов), что приводит к эмоциональному выгоранию молодого педагога.

Развитие этого синдрома носит стадиальный характер, но проявле-ние носит индивидуальный характер, а также определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере и условиями, в которых проходит профессиональная деятельность человека. Для осуществления работы по формированию устойчивости молодых педагогических кадров, необходи-мо знать причины, вызывающие у них эмоциональное выгорание.

Важно на ранних этапах профессиональной работы отслеживать факторы и риски дезадаптации молодых педагогов, организовывать про-фессиональную помощь в период адаптации к условиям в образователь-ных учреждениях.

В то же время в том, что касается педагогов с более длительным ста-жем работы представляет затруднение не только вероятность более дли-тельного периода развития эмоционального выгорания, а также специфи-ческие особенности, связанные с возрастом, привычкой в меньшей степени уделять внимание собственному душевному равновесию, меньший ресурс на принятие каких-либо мер по поддержанию себя и большую ригидность сложившихся стереотипов профессиональной деятельности.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционального вы-горания в профессиональной деятельности молодых педагогов

1.1. Понятие и общая характеристика феномена «синдром эмоционального выгорания»

Впервые понятие «синдром эмоционального (профессионального) выгорания» ввел в психологию Г. Дж. Фрейденбергдля описания деморали-зации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работ-ников психиатрических учреждений[11]. Г. Дж. Фрейденберг описывает это явление, как нарастающее эмоциональное истощение. Главной особен-ностью лиц, страдающих синдромом эмоционального выгорания, он счи-тал интенсивное общение в эмоционально насыщенной атмосфере.

Люди, которые чувствуют себя перегруженными и хронически физи-чески и эмоционально истощенными в нашем ориентированном на дости-жения обществе, могут напрямую идентифицировать себя с этим терми-ном. Выгорание — это не медицинский диагноз. Также нет явных призна-ков болезни, которые доказывали бы наличие такого заболевания. В этом отношении термин «синдром выгорания» вводит в заблуждение.

Некоторые симптомы совпадают с симптомами депрессии — напри-мер, вялость, уныние, усталость, ощущение пустоты и бессмысленности. В результате некоторые эксперты предполагают, что между этими двумя со-стояниями может не быть четкой границы. И последнее, но не менее важ-ное: это вопрос точки зрения: те, кто чувствует себя затронутым, опреде-ляют для себя, называют ли они свое состояние «выгоранием» или «выго-ранием». Если смотреть со стороны, исходя из медицинских критериев, примерно каждый шестой человек, который чувствует себя «выгорев-шим», в настоящее время соответствует критериям депрессии.

Первоначально выгорание считалось специфической проблемой по-могающих профессий. Например, выгореть могут только медсестры или учителя, которые проводят свое время от имени своих собратьев. Однако оказалось, что жалобы на выгорание могут возникать на любой работе и даже без заметного внешнего рабочего стресса.

Симптомы, связанные с выгоранием, могут варьироваться от челове-ка к человеку. Четкое определение выгорания на основе симптомов невоз-можно. Для пострадавших симптомы обычно менее важны, чем предпола-гаемая причина, например: Я чувствую себя измотанным, потому что… Я был в слишком сильном стрессе на работе. Следующие симптомы часто возникают в контексте констелляций эмоционального выгорания:

Постоянная усталость и истощение: у имеющих этот синдром созда-ется впечатление, что они больше не могут справляться со своими повсе-дневными задачами, чувствуют себя подавленными и усталыми. Вы чув-ствуете потребность во все большем количестве перерывов для отдыха. Но восстановление длится не так долго, как обычно. Многим становится все труднее «выключиться» после работы.

Снижение производительности: работа перестала быть успешной. Трудности с концентрацией внимания и нервозность. Решения трудны. Ошибки случаются. Желанный успех не приходит. Пострадавшие тогда часто пытаются работать еще интенсивнее, чтобы принять контрмеры, что отнимает у них еще больше сил. Могут возникнуть страхи. Эмоциональная устойчивость снижается.

Выход: многие люди, пострадавшие от эмоционального выгорания, становятся все более и более изолированными. Они отказываются от увле-чений и пренебрегают партнерами и друзьями.

Внутренняя пустота, потеря смысла: радость повседневной жизни те-ряется все больше и больше. Нет ничего веселее, все утомительно. Недо-вольство и равнодушие распространились. Первоначальный энтузиазм сменяется цинизмом и, наконец, отчаянием и безысходностью.

При эмоциональном выгорании могут возникать и физические симп-томы, для которых врач не может найти никакой органической причины – так называемые психосоматические жалобы. Например, нарушения сна, головные боли, проблемы с пищеварением или боли в спине.

В смысле синдромального подхода эмоциональное выгорание вклю-чает в себя следующие три аспекта:

1. Эмоциональное истощение рассматривается как центральный ас-пект и идет рука об руку с переживанием эмоциональной и физической не-хватки сил. Это отражает прежде всего аспект переживания хронического стресса.

2. Деперсонализация или цинизм описывает отсутствие чувств, реак-цию на клиентов, таких как ученики или пациенты. Такое поведение интер-претируется как попытка создать дистанцию.

3. Снижение субъективной оценки собственной работы описывает чувство неудачи и потерю уверенности в своих силах и собственных спо-собностях.

Для диагностики эмоционального выгорания был разработан «Maslach Burnout Inventory» (MBI) [21], который в настоящее время явля-ется широко используемым широко используемый инструмент для оценки выгорания. Выгорание было описано как результат процесса [5, 31], кото-рый запускается хроническим стрессом на работе, сохраняется на протя-жении длительного времени и поддерживается на различных этапах тру-довой деятельности: Первые тревожные признаки характеризуются усиле-нием приверженности к достижению целей (например, сверхурочная рабо-та). В течение этой фазы готовность к выполнению изменяется коренным образом и происходит «опрокидывание» в сторону снижения привержен-ности, негативного отношения к работе негативное отношение к работе, сокращение социальных взаимодействий и на свою собственную выгоду. За этим следуют все более эмоциональные эмоциональные реакции, такие как чувство недостаточности, пессимизм, безнадежность, отсутствие энер-гии и чувство беспомощности. Последующая фаза касается когнитивных функций, мотивация и способность к дифференциации, а также уплощение эмоциональной и социальной жизни и интересов. За этим часто следуют психосоматические реакции, такие как физическое и психологическое напряжение, боль и нарушения сна. Возможность восстановления в сво-бодное время ограничена. Последняя фаза характеризуется депрессией, отчаянием, экзистенциальными страхами и нередко возникающими суици-дальными мыслями и намерениями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы