Курсовая теория Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая теория на тему «Особенности употребления кавычек в современном русском языке»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Изучение кавычек в русском языке 6
1.1. История происхождения кавычек 6
1.2. Основные функции кавычек 8
1.3. Классификация и семантика употребления кавычек 16
Глава 2. Особенности употребления кавычек в русском языке 19
2.1. Кавычки в нормативных справочниках русского языка 19
2.2. Функции и характер употребления кавычек в русском языке 21
2.3. Методический аспект изучения кавычек 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

  

Введение:

 

Знаки препинания производят смысловое членение речи, указывая границы основных мыслей и определяя их составные части. Знаки препинания служат показателями взаимоотношений между составными частями предложения.
Методика русского языка, исходя из лингвистических положений, разработала систему грамматических упражнений, направленных на изучение синтаксиса текста с его особенностями структуры, смысловых отношений и интонационного рисунка.
Обилие пунктуационных правил, их разнообразие, противоречивость, недостаток времени на тренировочную работу, порождающий непрочность приобретенных знаний и навыков, с одной стороны, а с другой стороны, недостаточный уровень общего и языкового развития, ведущий к непониманию смысловых отношений даже в собственной речи, – вот основные причины пунктуационной неграмотности учащихся. Для огромного большинства знаков препинания необходима поддержка со стороны выразительного чтения.
Методика обучения пунктуации не может предложить какой-то единый рецепт, какой-то универсальный способ обучения пунктуации, ибо сама лингвистика говорит нам следующее: в одних случаях потребуется опора на смысл речи и учет интонации, а в других необходимо знание частей речи (например, тире при составном сказуемом), в-третьих случаях нужен структурный анализ предложения, а в-четвертых случаях нужно разобраться в смысловых отношениях между составными частями предложения и в их порядке
В основе употребления знаков препинания могут лежать чисто синтаксические отношения. В других случаях знаки препинания служат для выделения составной части.
Кавычки, которые традиционно определяются, как знак препинания, предназначены для отображения чужой речи, и имен собственных некоторых видов. Помимо этого, факультативно они употребляются для указания на какой-либо особенный смысл слов. Данный подход к этому графическому знаку не выявляет всех имеющихся у него возможностей.
В современной лингвистике в качестве особенностей функционирования языка последних лет выделяются такие процессы, как повышение роли оценочных значений, усиление личностного начала, сочетание резко контрастных стилистических элементов, расцвет не- узуального словообразования, и т.д.
Преобразования социально-политического характера обусловили в тоже время активизацию процессов номинации в области имен собственных, которая выражается в появлении множественных (в т.ч. и нестандартных) наименований разного рода объектов.
Показателем всех данных процессов считаются единицы языка, которые оформляются в большинстве случаев в письменной речевой практике при помощи такого графического знака, как кавычки .
Актуальность данной работы обуславливается необходимостью изучения, адекватного описания данного элемента языковой системы, который обладает высокой частотностью употребления, соотносится с единицами различных уровней языка, который выполняет смыслоразличительную функцию, важного в прагматическом аспекте, в аспекте психологии зрительного восприятия, и кроме того, не получившего последовательной и четкой регламентации и квалификации.
Объект исследования – графический знак кавычки в системе современного русского языка.
Предмет исследования – норма употребления кавычек для оформления единиц синтаксического и лексического уровней языка.
Цель исследования – системное описание особенностей употребления кавычек в современном русском языке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1) обобщить теоретические сведения о семантике и функциях кавычек;
2) описать историю происхождения кавычек;
3) выявить особенности употребления кавычек в русском языке;
4) определить функции и характер употребления кавычек в русском языке.
Методы исследования. В работе использовался описательный метод с приёмами интерпретации и обобщения; метод наблюдения.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что кавычки являются парным знаком препинания, употребляемый для выделения прямой речи, отсылок, цитат, предприятий, литературных произведений, журналов, газет, и отдельных слов, если они включаются в текст не в своем обычном значении, применяются в ироническом смысле, предлагаются впервые либо, напротив, как устаревшие и т.п.
Расширение функций кавычек отображает изменения, которые происходят в современном русском языке.
Распространение не облигаторных либо факультативных кавычек обусловлено стремлением пишущего выразить оценку сообщаемого, желанием привлечь внимание к информации.
Переносная функция кавычек связана с метонимическим и метафорическим употреблением слов.
Кавычки в метаязыковой функции – это способ обозначения чуждости средства стилистическому контексту. Графическое выделение терминов актуализирует непривычность их применения в публицистическом стиле. Модальная функция кавычек реализуется в ироническом употреблении субстантивных, адъективных и глагольных синтаксем.
Имплицитная антонимия и ложная положительная оценка способствуют экспрессивизации текста. Употребление факультативных кавычек отображает особенности развития стилей современного русского языка, которые привлекают для номинации и оценки иностилевую лексику слова из периферийных сфер языка.
Кавычки выполняют в современном русском языке семасиологические функции — предупредительную и выделительную, помимо этого, им свойственны метаязыковая и модальная функции.
Необязательные случаи употребления кавычек можно свести, по мнению Б.С. Шварцкопфа, к 4-м группам слов, которые различаются по принципиальным основаниям для выделения слов и выражений.
К ним относятся:
1) кульминативная группа: слово / выражение выделяется в тексте для привлечения к нему внимания читающего;
2) переносная группа: выделяется слово / выражение, которое имеет метонимическое, метафорическое значение;
3) модальная группа: выделяется слово / выражение, которое обозначает иронию либо отрицательную оценку передаваемого понятия / реалии, которые обозначают ощущение неточности либо условности номинации;
4) метаязыковая группа: кавычки являются способом оценки употребляемых языковых единиц, обозначения чуждости средства стилистическому контексту или лексикону пишущего.
Представляется целесообразным продолжать наблюдения над использованием этого знака в разных коммуникативных сферах, его восприятием и интерпретацией носителями языка в тех или иных коммуникативных обстоятельствах. Перспективным аспектом подобных изысканий можно считать выяснение разноплановых, внутритекстовых и внешних, факторов, обеспечивающих адекватную интерпретацию кавычек или, наоборот, ей препятствующих.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Изучение кавычек в русском языке
1.1. История происхождения кавычек

Сегодня сложно представить, что когда-то книги печатались без знаков препинания. Они стали настолько привычными, что их просто не замечают. А ведь знаки препинания живут своей жизнью, имеют интересную историю появления.
Человек, стремящийся овладеть грамотной письменной речью, должен правильно употреблять знаки препинания.
Слово кавычки в значении знака ноты встречается в XVI веке, а в значении знака препинания оно употреблялось только с конца XVIII века. Предполагается, что инициатор введения кавычек в письменную речь — Н.М. Карамзин. Происхождение этого слова не выяснено.
В русских диалектах кавыш – «утенок», кавка – «лягушка». Так, предполагается, что кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «закорючка», «крючок».
Кавычки относятся к парным знакам препинания. Ими выделяются цитаты, прямая речь, названия предприятий, произведений литературы и других печатных изданий.
В кавычки также ставят некоторые слова и словосочетания, если в тексте они используются в необычном значении или употребляются в ироническом смысле.
Словами, заключенными в кавычки, могут быть устаревшие или появившиеся впервые. Слово кавычки, как и большая часть дополнительных значков в славянском языке, пришло из греческих рукописей.
В славянских текстах 16 века оно встречается в значении нотного или крюкового знака.
Как знак препинания кавычки стали употребляться значительно позднее. Однако есть некоторые предположения ранних попыток использования этого знака на письме.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы