Курсовая теория на тему «Особенности употребления кавычек в современном русском языке»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Изучение кавычек в русском языке 6
1.1. История происхождения кавычек 6
1.2. Основные функции кавычек 8
1.3. Классификация и семантика употребления кавычек 16
Глава 2. Особенности употребления кавычек в русском языке 19
2.1. Кавычки в нормативных справочниках русского языка 19
2.2. Функции и характер употребления кавычек в русском языке 21
2.3. Методический аспект изучения кавычек 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Введение:
Знаки препинания производят смысловое членение речи, указывая границы основных мыслей и определяя их составные части. Знаки препинания служат показателями взаимоотношений между составными частями предложения.
Методика русского языка, исходя из лингвистических положений, разработала систему грамматических упражнений, направленных на изучение синтаксиса текста с его особенностями структуры, смысловых отношений и интонационного рисунка.
Обилие пунктуационных правил, их разнообразие, противоречивость, недостаток времени на тренировочную работу, порождающий непрочность приобретенных знаний и навыков, с одной стороны, а с другой стороны, недостаточный уровень общего и языкового развития, ведущий к непониманию смысловых отношений даже в собственной речи, – вот основные причины пунктуационной неграмотности учащихся. Для огромного большинства знаков препинания необходима поддержка со стороны выразительного чтения.
Методика обучения пунктуации не может предложить какой-то единый рецепт, какой-то универсальный способ обучения пунктуации, ибо сама лингвистика говорит нам следующее: в одних случаях потребуется опора на смысл речи и учет интонации, а в других необходимо знание частей речи (например, тире при составном сказуемом), в-третьих случаях нужен структурный анализ предложения, а в-четвертых случаях нужно разобраться в смысловых отношениях между составными частями предложения и в их порядке
В основе употребления знаков препинания могут лежать чисто синтаксические отношения. В других случаях знаки препинания служат для выделения составной части.
Кавычки, которые традиционно определяются, как знак препинания, предназначены для отображения чужой речи, и имен собственных некоторых видов. Помимо этого, факультативно они употребляются для указания на какой-либо особенный смысл слов. Данный подход к этому графическому знаку не выявляет всех имеющихся у него возможностей.
В современной лингвистике в качестве особенностей функционирования языка последних лет выделяются такие процессы, как повышение роли оценочных значений, усиление личностного начала, сочетание резко контрастных стилистических элементов, расцвет не- узуального словообразования, и т.д.
Преобразования социально-политического характера обусловили в тоже время активизацию процессов номинации в области имен собственных, которая выражается в появлении множественных (в т.ч. и нестандартных) наименований разного рода объектов.
Показателем всех данных процессов считаются единицы языка, которые оформляются в большинстве случаев в письменной речевой практике при помощи такого графического знака, как кавычки .
Актуальность данной работы обуславливается необходимостью изучения, адекватного описания данного элемента языковой системы, который обладает высокой частотностью употребления, соотносится с единицами различных уровней языка, который выполняет смыслоразличительную функцию, важного в прагматическом аспекте, в аспекте психологии зрительного восприятия, и кроме того, не получившего последовательной и четкой регламентации и квалификации.
Объект исследования – графический знак кавычки в системе современного русского языка.
Предмет исследования – норма употребления кавычек для оформления единиц синтаксического и лексического уровней языка.
Цель исследования – системное описание особенностей употребления кавычек в современном русском языке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1) обобщить теоретические сведения о семантике и функциях кавычек;
2) описать историю происхождения кавычек;
3) выявить особенности употребления кавычек в русском языке;
4) определить функции и характер употребления кавычек в русском языке.
Методы исследования. В работе использовался описательный метод с приёмами интерпретации и обобщения; метод наблюдения.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что кавычки являются парным знаком препинания, употребляемый для выделения прямой речи, отсылок, цитат, предприятий, литературных произведений, журналов, газет, и отдельных слов, если они включаются в текст не в своем обычном значении, применяются в ироническом смысле, предлагаются впервые либо, напротив, как устаревшие и т.п.
Расширение функций кавычек отображает изменения, которые происходят в современном русском языке.
Распространение не облигаторных либо факультативных кавычек обусловлено стремлением пишущего выразить оценку сообщаемого, желанием привлечь внимание к информации.
Переносная функция кавычек связана с метонимическим и метафорическим употреблением слов.
Кавычки в метаязыковой функции – это способ обозначения чуждости средства стилистическому контексту. Графическое выделение терминов актуализирует непривычность их применения в публицистическом стиле. Модальная функция кавычек реализуется в ироническом употреблении субстантивных, адъективных и глагольных синтаксем.
Имплицитная антонимия и ложная положительная оценка способствуют экспрессивизации текста. Употребление факультативных кавычек отображает особенности развития стилей современного русского языка, которые привлекают для номинации и оценки иностилевую лексику слова из периферийных сфер языка.
Кавычки выполняют в современном русском языке семасиологические функции — предупредительную и выделительную, помимо этого, им свойственны метаязыковая и модальная функции.
Необязательные случаи употребления кавычек можно свести, по мнению Б.С. Шварцкопфа, к 4-м группам слов, которые различаются по принципиальным основаниям для выделения слов и выражений.
К ним относятся:
1) кульминативная группа: слово / выражение выделяется в тексте для привлечения к нему внимания читающего;
2) переносная группа: выделяется слово / выражение, которое имеет метонимическое, метафорическое значение;
3) модальная группа: выделяется слово / выражение, которое обозначает иронию либо отрицательную оценку передаваемого понятия / реалии, которые обозначают ощущение неточности либо условности номинации;
4) метаязыковая группа: кавычки являются способом оценки употребляемых языковых единиц, обозначения чуждости средства стилистическому контексту или лексикону пишущего.
Представляется целесообразным продолжать наблюдения над использованием этого знака в разных коммуникативных сферах, его восприятием и интерпретацией носителями языка в тех или иных коммуникативных обстоятельствах. Перспективным аспектом подобных изысканий можно считать выяснение разноплановых, внутритекстовых и внешних, факторов, обеспечивающих адекватную интерпретацию кавычек или, наоборот, ей препятствующих.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Изучение кавычек в русском языке
1.1. История происхождения кавычек
Сегодня сложно представить, что когда-то книги печатались без знаков препинания. Они стали настолько привычными, что их просто не замечают. А ведь знаки препинания живут своей жизнью, имеют интересную историю появления.
Человек, стремящийся овладеть грамотной письменной речью, должен правильно употреблять знаки препинания.
Слово кавычки в значении знака ноты встречается в XVI веке, а в значении знака препинания оно употреблялось только с конца XVIII века. Предполагается, что инициатор введения кавычек в письменную речь — Н.М. Карамзин. Происхождение этого слова не выяснено.
В русских диалектах кавыш – «утенок», кавка – «лягушка». Так, предполагается, что кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «закорючка», «крючок».
Кавычки относятся к парным знакам препинания. Ими выделяются цитаты, прямая речь, названия предприятий, произведений литературы и других печатных изданий.
В кавычки также ставят некоторые слова и словосочетания, если в тексте они используются в необычном значении или употребляются в ироническом смысле.
Словами, заключенными в кавычки, могут быть устаревшие или появившиеся впервые. Слово кавычки, как и большая часть дополнительных значков в славянском языке, пришло из греческих рукописей.
В славянских текстах 16 века оно встречается в значении нотного или крюкового знака.
Как знак препинания кавычки стали употребляться значительно позднее. Однако есть некоторые предположения ранних попыток использования этого знака на письме.