Физиология человека и животных Курсовая теория Естественные науки

Курсовая теория на тему Особенности умственной работоспособности детей, обучающихся в разных режимах (1-2 смена).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы особенностей умственной работоспособности обучающихся в разных режимах (т.е. 1-2 смены) 4

1.1 Психологические особенности обучающихся 4

1.2 Понятие работоспособности обучающихся и характеристика умственного труда 8

1.3. Умственная работоспособность 16

1.4 Общепсихологическая характеристика умственной работоспособности обучающихся. 17

1.5 Умственное утомление и переутомление 18

1.6 Факторы, влияющие на умственную работоспособность 22

1.7 Восстановление умственной работоспособности 23

1.8 Условия эффективной умственной работоспособности 24

Вывод по 1 главе 27

Глава 2. Рекомендации для поддержания нормальной умственной работоспособности обучающихся в первую и вторую смены 30

Заключение 37

Список литературы 41

  

Введение:

 

Актуальность исследования: Период обучения в школе происходит параллельно с периодом развития и взросления ребенка. В это время организм наиболее резко реагирует на воздействие внешних раздражителей, которые направлены на ребенка из окружающей его среды.

Целью данной работы является изучение влияния утомляемости учащихся школы на изменение показателей внимания, а также выработка мер по увеличению работоспособности и снижению утомляемости школьников.

В ходе работы над проектом были решены следующие задачи:

• изучение особенности понятий «утомляемость» и «внимание» в подростковом возрасте в психологической теории;

• проведение экспериментальных исследований влияния утомляемости учащихся на изменение показателей внимания;

• выработка мер по снижению утомляемости и повышению работоспособности обучающихся

Школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего всесторонней готовностью к ней. По мнению психологов и педагогов одной из основных характеристик ребенка, влияющей на процесс и результаты учебной деятельности, является уровень развития умственной работоспособности. Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма, свойства нервной системы и т.п.), психологических (эмоциональное состояние, тревожность и др.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.). Внешнесредовые факторы в деятельности работника в определенной профессиональной среде примерно одинаковы, физиологические определены конституционально и остаются практически неизменными.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Высокая умственная работоспособность влияет не только на успеваемость и обучаемость, но и помогает сохранить здоровье учащихся. Создание необходимых условий, способствующих повышению умственной работоспособности школьников, является одной из приоритетных задач образовательного процесса.

Российские исследователи указывают на наличие трех уровней умственной работоспособности учащихся.

Высокий уровень характеризуется длительной продуктивной деятельностью. Ученик вынослив, способен к длительным нагрузкам. В деятельность он включается сразу, ему не требуется время для подготовки к выполнению учебных заданий. Напряженная умственная работа приносит учащемуся не только успех, но и удовлетворение. Объем выполненных заданий за единицу времени по сравнению с другими учениками у него более высокий, а отвлекается он минимальное количество раз.

Средний уровень умственной работоспособности характеризуется интенсивной деятельностью, которая осуществляется то лучше, то хуже. Как правило, если учебная деятельность организована занимательно, учащиеся работают продуктивнее. Но как только интерес падает, сразу снижаются произвольные процессы, школьники занимаются вполсилы, включаются не сразу, теряют время, ждут распоряжений. В старшем возрасте умственная деятельность может поддерживаться путем волевых усилий, высокого уровня саморегуляции.[16]

Низкий уровень умственной работоспособности проявляется в медленной врабатываемости, низком темпе выполнения заданий и недостаточной продуктивности. Снижается активность мозговых структур, отвечающих за энергетическое обеспечение психической деятельности. Если у старшеклассников эта активность может поддерживаться за счет волевых усилий, то у младших школьников не все процессы сформированы в достаточной степени. Ученик начинает черкать на бумаге, разговаривать, отвлекаться. Благодаря такому своеобразному отдыху осуществляется энергетическая подпитка мозга. При наличии жесткой дисциплины компенсация становится невозможной, возрастает вероятность развития утомления. Для учащихся с низким уровнем умственной работоспособности характерны нестабильность внимания, трудности со включением в деятельность, запоминанием и воспроизведением учебного материала, утомляемость.

На развитие умственной работоспособности оказывают влияние внутренние и внешние факторы, способствующие как ее повышению, так и понижению.

К внутренним факторам относятся: генетические, состояние здоровья, нарушения развития в раннем периоде, сформированность высших психических функций и др. К внешним – социокультурные, экологические, психолого-педагогические условия. В рамках психолого-педагогического фактора рассматриваются психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса.

Необходимым условием сохранения умственной работоспособности на оптимальном уровне является учет ее динамики в процессе проведения учебного занятия. Закономерности динамики умственной работоспособности проявляются в том, что в начале учебного занятия у учащихся происходит врабатывание, затем наступает период устойчивой работоспособности и постепенное ее снижение, приводящее к утомлению.

Период врабатывания характеризуется организацией произвольного внимания, напряжением. На этом этапе работоспособность невысокая, неустойчивая.

В физической работоспособности

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы особенностей умственной работоспособности обучающихся в разных режимах (т.е. 1-2 смены)

1.1 Психологические особенности обучающихся

В психологии – детской и педагогической, одно из центральных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми начальных классов.

Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).

В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста.

Л.С.Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития.

З.Фрейд в психоаналитической теории объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 — 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже) , человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:

1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет;

2) дооперативный (2 — 7 лет);

3) период конкретного мышления (7 — 11 лет);

4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 — 18 лет и далее)

На возраст 7 — 11 лет приходится третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы