Курсовая теория Юриспруденция Уголовное право

Курсовая теория на тему Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.. 6

1.1. Становление и развитие уголовной
ответственности несовершеннолетних. 6

1.2. Правовые основы уголовной ответственности
несовершеннолетних. 9

2. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ.. 14

2.1. Анализ уголовной ответственности
несовершеннолетних по уголовному законодательству РФ.. 14

2.2. Освобождение несовершеннолетних от уголовной
ответственности. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

  

Введение:

 

В современном мире, когда
происходит быстрое развитие общества, молодое поколение сталкивается с целым
рядом сложностей. Одним из негативных проявлений этого процесса является
устойчивый рост преступности несовершеннолетних. Нередко общество воспринимает
криминальные проявления в этой возрастной группе как обычное ребячество,
детскую шалость. Анализ статистики показывает, что о многих противоправных
деяниях, совершенных подростками, потерпевшие не сообщают в правоохранительные
органы. Такое поведение, вызванное чувством жалости, косвенно способствует
увеличению преступности среди несовершеннолетних.

Несмотря на то, что
абсолютные показатели преступности несовершеннолетних хоть и снижаются в
последние годы, преступность несовершеннолетних характеризуется и
неблагоприятными тенденциями (например, высоким продолжает оставаться удельный
вес повторной преступности, растет удельный вес преступлений в сфере
незаконного оборота наркотиков), а изменяющееся уголовное законодательство, по мнению
большинства исследователей, нуждается в совершенствовании. Многие вопросы
уголовной ответственности несовершеннолетних продолжают оставаться дискуссионными.
Поэтому анализ как теоретических аспектов уголовной ответственности
несовершеннолетних, так и практики ее применения в конкретном регионе является
в настоящий момент актуальным.

Можно сказать, что
уголовное законодательство Российской Федерации в первую очередь направлено на
защиту несовершеннолетних и продолжает совершенствоваться. Однако, несмотря на
это, до сих пор имеет множество пробелов. Если учесть, тот факт, что
государство, в определенные сложные моменты исторического развития, неизменно
сталкивается с проблемой детской беспризорности и безнадзорности, являющихся детерминантами
преступности данной категории граждан, важно не только показать государственную
политику гуманизации правовой ответственности несовершеннолетних, но и
сформировать как можно более действенную систему уголовно-правовых норм,
регламентирующих привлечение к уголовной ответственности, освобождения от
уголовной ответственности, лиц не достигших восемнадцатилетнего возраста при
совершении ими преступлений. В связи с чем, среди юристов, занимающихся
проблемой преступности несовершеннолетних, в области, как криминологии, так и уголовного
права, в настоящее время ведутся дискуссии, например, об изменении возрастного
порога привлечения к уголовной ответственности, введения новых мер воздействия
в отношении несовершеннолетних правонарушителей и др.

Объектом исследования в курсовой
работе являются общественные и правовые отношения, складывающиеся при
реализации уголовной ответственности несовершеннолетних по уголовному
законодательству РФ.

Предметом исследования в курсовой
работе является уголовное законодательство РФ, нормы, международные стандарты,
применительно к несовершеннолетним, освобождение несовершеннолетних от
уголовной ответственности.

Цель курсовой работы:
комплексный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних, форм ее
реализации и освобождения от наказания по уголовному законодательству РФ.

Для достижения
поставленной цели необходимо решение следующих основных задач
курсовой работы:

— изучить становление и
развитие уголовной ответственности несовершеннолетних;

— рассмотреть правовые
основы уголовной ответственности несовершеннолетних;

— провести анализ
уголовной ответственности несовершеннолетних по уголовному законодательству РФ;

— раскрыть освобождение
несовершеннолетних от уголовной ответственности.

Методологическую основу курсовой
работы составили диалектический метод научного познания, общенаучные и
частнонаучные методы. В ходе изучения уголовной ответственности
несовершеннолетних используются следующие методы: исторический,
системно-структурный нормативный.

Нормативную базу курсовой работы составили международно-правовые
акты
[1], Конституция РФ
[2], УК РФ[3],
УПК РФ
[4],
федеральные законы
РФ.



[1] Всеобщая декларация прав человека
(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1998. –
от 10 декабря;
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник
международных договоров СССР. – 1993. — выпуск XLVI; Международный
пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200
(XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень
Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12;

[2]
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок,
внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской
Федерации от 30 декабря 2008
г
. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5
февраля 2014 г.
№ 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г.
№ 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N
63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. — N 25. —
ст. 2954.

[4] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. –
2001. — N 52 (ч. I). — ст. 4921.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование
в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические
и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

С древнейших времен и по
настоящее время в России признавали особый статус несовершеннолетних как
субъектов уголовных правоотношений. Законодатель, основываясь на правовом опыте
предшественников, все более гуманно подходил к вопросу уголовной
ответственности несовершеннолетних.

Опираясь на нормы
международного права и законодательство Российской Федерации, считаем возможным
предложить следующее определение несовершеннолетнего участника уголовного
судопроизводства – это лицо вне зависимости от количества прошедшего времени от
рождения, но не достигшее возраста 18 лет на момент вовлечение его в уголовно
судопроизводство в установленном уголовно-процессуальным законом порядке и участвующее
в уголовном процессе в определённом процессуальном статусе.

Проанализировав каждую меру
наказания несовершеннолетних в уголовном праве, мы можем прийти к выводу о
гуманитарной политике уголовной системы в целом. Законодатель учел все
особенности этой категории людей. Однако каждое наказание имеет свои
противоречивые моменты, которые требуют дальнейшего разъяснения, что, в свою
очередь, усложняет действия суда при вынесении приговоров.

Бороться
с преступностью несовершеннолетних нужно на раннем этапе, проводя системную
профилактику. С её помощью можно устранить искажения в правосознании
несовершеннолетних и как их результат совер- шение подростком преступления
впервые. Необходимо устранять объективные причины и условия неправильного
формирования личности. Меры карательной направленности нужно применять крайне
взвешенно, как правило, в случае повторного совершения подростком
противоправного деяния. Приоритет остается за пропедевтическим воздействием.
Здесь неоценимую помощь способны оказать образовательные учреждения, где
имеются программы обучения, связанные с юриспруденцией. В частности, Самарский
государственный экономический университет занимается ранней профилактикой
подростковой преступности. В этих целях в школах города преподавателями и
студентами Института права проводятся мастер- классы по программе «Юный
криминалист», круглые столы, встречи-лекции по проблемам, связанным с уголовной
ответственностью несовершеннолетних. Соответствующая работа проводится и с
использованием площадки самого университета в ходе проведения мероприятий в
рамках ежегодных «Дней открытых дверей». Профилактические мероприятия способны
стать частью волонтерской деятельности студентов, которые могли бы брать
юридическое шефство над конкретными образовательными учреждениями, рассказывая
подросткам об особенностях юридической ответственности, с иллюстрацией
примерами из региональной следственной и судебной практики.

Общими основаниями для
освобождения несовершеннолетних, совершивших преступление, от уголовной
ответственности являются: 1)деятельное раскаяние (ст. 75 УК). 2)примирение с
потерпевшим (ст. 76 УК). 3) истечение сроков давности (ст. 78 УК).

Предполагается, что
освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних осуществляется по
правилам статьи 90 УК РФ является не правом, а обязанностью правоохранителя. С
учетом вышеизложенного необходимо внести изменения в редакцию уголовного
закона, указав часть 1 статьи 90 УК РФ в следующей форме: «Несовершеннолетний,
совершивший преступление небольшой или средней тяжести, освобождается от
уголовной ответственности, если признается, что его исправление может быть
достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия»

 

Фрагмент текста работы:

 

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1. Становление и
развитие уголовной ответственности несовершеннолетних

 

На территории нашей
страны проживает около 146 миллиона человек, пятнадцать процентов которого
составляют подростки в возрасте до 15 лет. Это около 23 миллионов людей, с еще
не сформировавшимся собственным мнением и пониманием жизни. Подростковый период
жизни – это, можно сказать, решающая ступенька в формировании личности
человека. Бывает, что подросток сбивается с правильного пути и идет на
преступления. В уголовно – процессуальном праве таких подростков называют
исключительными подростками, а в уголовном праве отведен целый раздел об
уголовной ответственности несовершеннолетних.

Детская и подростковая
преступность является серьезной проблемой для современной России, которую надо
искоренять на начальном этапе развития. Анализируя преступления, совершенные
несовершеннолетними лицами, за июнь – декабрь 2019 г. Министерством
внутренних дел РФ было выявлено 22787 общественно – опасных деяний, из которых
1181 являлись тяжкими преступлениями[1].
Раздел пятый УК РФ растолковывает нам какая категория граждан является
несовершеннолетними; виды наказания, которые могут быть назначены
несовершеннолетнему лицу; применение принудительных мер воспитательного
воздействия; освобождение от наказания несовершеннолетних и др.

Согласно действующему
законодательству и на основании ст. 87 УК РФ: «несовершеннолетние — это лица,
которым на момент совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не
восемнадцать лет». При назначении несовершеннолетнему уголовного наказания
судебные органы учитывают его условия жизни, образование, уровень психического
развития, влияние на него взрослых и другие характеристики личности, за
исключением обстоятельств, предусмотренных в статье 60 Уголовного кодекса РФ.

Институт уголовной
ответственности несовершеннолетних берет свое начало еще в древнерусских
правовых памятниках. Впервые данный институт был нормативно закреплен в Уставе
Ярослава о земских делах. В соответствии с этим правовым памятником смертная
казнь для лиц, не достигших двенадцатилетнего возраста, должна была быть
заменена на какое — либо другое наказание[2].

В юридической науке
принято считать, что предпосылкой к появлению и развитию института уголовной
ответственности несовершеннолетних стало Соборное уложение Алексея Михайловича,
в котором устанавливалась равная ответственность взрослых и малолетних
преступников.

Не обошли право и реформы
Петра Первого. В 1716 году был выпущен Артикул Воинский, согласно которому к
несовершеннолетним преступникам за совершение хищения предусматривалось
смягчение наказания, вплоть до полного его неприменения и передачи
правонарушителя родителям[3].

Возраст несовершеннолетия
впервые был определен указом Сената от 1742 года – до 17 лет. Кроме того, в
соответствии с данным 203 указом несовершеннолетние лица не могли быть
подвергнуты пытке, наказанию кнутом и смертной казни.

В 1765 году Екатериной
Великой был издан Указ «О производстве дел уголовных, учиненных
несовершеннолетними и о различии наказания по степени возраста преступников»,
которым было закреплено положение о том, что лица, не достигшие десятилетнего
возраста, не подлежали уголовной ответственности. Малолетние преступники,
начиная от десятилетнего возраста подлежали уголовной ответственности лишь за
определенные виды преступлений.



[1] Поскребышева К.А. Дифференциация уголовной
ответственности несовершеннолетних // В сборнике: Science and education:
problems and innovations  сборник статей III Международной
научно-практической конференции. — 2020. — С. 247-249.

[2]
Морозов Р.А. Привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности:
история и современность // Вестник Уральского финансово — юридического
института. — 2018. — № 4 (14). — С. 33 — 35.

[3]
Зорькина А.А. Исторический анализ уголовно — правовых норм об ответственности
несовершеннолетних в дореволюционный период // Символ науки. — 2017. — № 3. —
С. 189 — 191.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы