Курсовая теория на тему Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННО ЛЕТНИХ.. 5
§1.
Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. 5
§ 2.
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ
НАКАЗАНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.. 19
§ 1. Освобождение от уголовной
ответственности. 19
§ 2.
Освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного
воздействия. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 33
Введение:
Актуальность темы
исследования определяется недостаточным уровнем теоретической разработки и
необходимостью совершенствования практики применения уголовной ответственности
и мер уголовно- правового воздействия в отношении несовершеннолетних
правонарушителей.
Важно отметить, что
проблема уголовной ответственности несовершеннолетних на нынешний момент
является одной из самых обсуждаемых на теоретическом уровне у юристов многих
стран. На многих осуждениях поднимается такого рода вопросы, как снижение
возраста, при котором наступает уголовная ответственность.
Несмотря на наличие
научной литературы и специального Постановления Пленума Верховного Суда РФ,
разъясняющего порядок привлечения к уголовной ответственности
несовершеннолетних, требуются новые исследования для устранения возникающих
проблем правоприменения.
Указанные обстоятельства
обуславливают выбор темы и ее актуальность.
Степень разработанности
заявленной темы сложно оценить однозначно. С одной стороны, существует целый
спектр научных исследований, посвященных рассмотрению вопросов и проблем
привлечения к уголовной ответственности. В тоже время существует объективная
потребность в анализе проблем, связанных с привлечением к уголовной ответственности
несовершеннолетних.
Объектом курсовой работы
является анализ преступности несовершеннолетних.
Предметом курсовой работы является совокупность норм уголовного
права и процесса в рамках вопроса преступности несовершеннолетних
Заключение:
В поведении и
формировании базового воспитания человека, одну из наиболее важных ролей играет
семья.
Именно в семье человек
получает первое представление о том, как устроен окружающий его мир, что
хорошо, а что плохо, знания об отношениях и людях. И что самое главное,
понимание того что за любое преступление или провинность последует неминуемое
наказание. Также в семье формируются и закладываются через воспитание система
потребностей, появляются навыки их регулирования, а через некоторое время и
способы удовлетворения своих желаний и потребностей. Семья является ячейкой
общества, является его частью, моделью взаимоотношения человека, как в семье,
так и в обществе. Семья выполняет функции социализации человека в обществе,
помогает человеку найти своё место в нем. В тех ситуациях, когда человек
совершает умышленное преступление, считают что корень проблемы лежит именно в
семье, в воспитании человека.
Есть шанс того что
несовершеннолетнего освободят от ответственности, но чаще всего это бывает в
тех случаях когда обвинение предъявлено лицу совершившему преступление
небольшой и средней тяжести. При этом с ним некоторое время работают психологи,
педагоги и другой персонал исправительного учреждения. Это делается с целью
исправления несовершеннолетнего, не прибегая к уголовному наказанию. Они
являются принудительными, так как приводятся в исполнение и исполняются вне
зависимости от воли виновного, его законного представителя или опекуна. Они
являются принудительной мерой наказания и гарантируются государством. Помимо
всего прочего в ч. 1 ст. 92 УК РФ учитывается применение принудительных мер
воспитательного характера по отношению к несовершеннолетним, а так же
осуждённым за совершение преступлений небольшой или средней тяжести. Как
пояснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О судебной практике по делам
о преступлениях несовершеннолетних», суд вправе, при постановлении приговора,
освободить несовершенного во время процесса. При этом такой случай характерен
не только для тех ситуаций, когда освобождённый является
несовершеннолетним. В таких
исправительных учреждениях, для заключённых созданы особые условия содержания.
Для удобства работы персонала и контроля за заключёнными учреждения введены
должности главного инженера, заместителя начальника учреждения по качеству
продукции, а так же технического руководителя, который по совместительству
является и заместителем начальника учреждения. Это сделано для того чтобы более
тщательно и качественно выполнять поставленные перед персоналом задачи по
контролю за осуждёнными и их исправлению. Распределяя таким образом полномочия
сотрудников исправительных учреждений, администрация показывает все плюсы
данной системы полномочий руководителей исполнительных учреждений. Это отражает
всю многофункциональность и в то же время стабильность учреждений исполняющих
наказание в виде лишения свободы.
Исходя из того какие
задачи ставит перед собой исправительное учреждение, а так же различные его
службы, то в рамках отведённой подразделениям компетенции можно выделить
несколько блоков таких задач.
Первый блок задач — в
этом блоке расположены самые базовые и необходимые подконтрольные задачи, такие
как: сохранение правопорядка в исправительном учреждении, охрана, как
персонала, так и заключённых, предотвращение эксцессов связанных с нарушением
режима исправительного учреждения, обеспечение безопасности лиц — посетителей,
приходящих на свидание к заключённым.
Второй блок задач — одни
из задач персонала это оказание на осуждённых воздействий социально —
педагогического характера. Эти нелёгкие полномочия были возложены на отделы по
воспитательной работе с заключёнными, а так же на начальников отрядов
заключённых. Не смотря на такое распределение должностных полномочий персонала
исправительных учреждений, проводить с заключёнными исправительную деятельность
и воспитательную работу, является обязанностью каждого сотрудника.
Третий блок задач — задачи,
решаемые различными частями и службами исправительных учреждений —
коммунально-бытовые, медицинские и материально-технические вопросы. Здесь
медицинские и коммунально-эксплуатационные исправительные учреждения на данный
момент имеют главенствующее значение, в то время как интендантского и
хозяйственные отделы обеспечения выходят на второй план.
Четвёртый блок задач —
этот блок вобрал в себя технические задачи, стоящие в исправительных
учреждениях. По сравнению с другими блоками задач это самый разносторонний, так
как он учитывает всю разнообразие производств, на которых работают осуждённый.
Пятый блок задач —
последний блок задач относится непосредственно к персоналу исправительного
учреждения, так как связан с пройдённой ими государственной службой. Для того
чтобы поддерживать у сотрудников высокий уровень квалификации, а в некоторых
случаях и боевой подготовки, созданы специальные подразделения по подготовке и
работы с кадрами и личным составом. Так же приглашаются специально обученные
люди на должности инструкторов по общей физической подготовке и рукопашному
бою.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННО ЛЕТНИХ §1. Понятие и особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних Под особенностями
уголовной ответственности несовершеннолетних
законодатель понимает особый подход к реализации данной уголовной ответственности. Как отмечает Т.Б. Басова, в разделе V УК РФ законодатель закрепил
специальные нормы об ответственности несовершеннолетних. Уголовное
законодательство нашего государства в качестве несовершеннолетнего признает лиц, которым
ко времени совершения преступления исполнилось
четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати
лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ). Очень важно установить точный возраст лица, которое
подлежит уголовной ответственности[1].
В соответствии с п. 1
ч. 1 ст. 421 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (помимо прочего необходимо установить возраст
несовершеннолетнего, число, месяц и год его
рождения. В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике
применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних[2]»
указан порядок определения судом и экспертами
возраста несовершеннолетнего.
Также необходимо
учитывать норму ч. 3 ст. 20 УК РФ, в которой
указано, что по достижении несовершеннолетним наступления возраста привлечения к уголовной ответственности,
если он отстает в психическом развитии, такое лицо не подлежит уголовной
ответственности. Если имеются
такие данные, то в соответствии с УПК РФ должна быть назначена судебная
комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для того чтобы было принято
решение по вопросу
наличия либо отсутствия у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии.
Чтобы
расследовать преступления, которые совершили несовершеннолетние преступники или
с их участием, необходимо во время допросов учитывать различные индивидуальные
категории, такие как возраст, гендерность
(ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — спектр
характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности), индивидуально – психологические особенности, статус в
рамках процесса. В зависимости от контекста, под такими характеристиками
могут подразумеваться социальные структуры (в частности, гендерные и другие
социальные роли) или гендерная идентичность. При
расследовании необходимо психологическое сопровождение и обеспечение в виде
консультаций следователям.
Психическая
особенность подростков непосредственно связана с ограниченным жизненным опытом,
знаниями, представлениями и недостаточностью сформированных навыков.
В
подростковом возрасте, гормональная система функционирует усиленно, что
возбуждает нервные импульсы, реакцию, эмоциональную экспрессивность,
вспыльчивость, резкость, несдержанность.
Для
несовершеннолетних актуальны психологические особенности, которые обуславливают
общую виктимность (от лат.
victima — жертва — склонность стать жертвой преступления), если рассматривать с точки зрения предрасположенности к
нарушению закона. Понятие виктимности широко употребляется в
позитивистской, в том числе российской виктимологии[3]. В современной западной
виктимологии термин почти не используется, а допущение, что совершение
преступления может зависеть от поведения жертвы, подвергается острой критике
как обвинение жертвы.
· Комфортность, которая
внушает стиль поведения. Проявляется как зависимость, подражание. Возможно
проявление негативизма к семье.
· Зависимость,
завистливость в предметном мире, которая пробуждает агрессию и зависть.
· Подражание стереотипам,
имеющие внешние проявления, такие как «сленг», употребление алкоголя, курение.
Подражание может отражаться как принадлежность к группе.
· Демонстрационная
негативность, сопровождается протестами против доминирования и безразличия
взрослых. Подросток находит соответствующую среду и в ней адаптируется, если
среда носит асоциальный характер, то несовершеннолетний получает и определенную
направленность личности.
· Преступная романтика.
Подростки жаждут приключений, готовы рисковать.
Легкомысленное мышление к судьбам
и жизни людей. Желание попробовать все, может привести к девиантным аддикциям
(алкоголизм, наркомания и т.д.).
Девиантность — это социологический термин, который определяет поведение
человека отклоняющегося от общепринятых социальных стандартов. Данный термин
можно описать [1] Уголовное право России. Общая и
Особенная части: учебник / отв. ред. Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. М.: КОНТРАКТ,
2017. С. 185. [2] О судебной практике применения
законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и
наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Рос.
Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 (в ред. от 29 ноября 2016 г.)// Бюллетень
Верховного Суда Рос. Федерации. 2011. № 4. С. 14. [3]Лелеков, В.А., Кошелева Е.В.
Преступления несовершеннолетних против личности: криминологическая
характеристика и предупреждение / В.А. следователь. — 2013. — № 12. — С. 26 —
30.
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Общие положения несовершеннолетних 5
1.1 Понятие несовершеннолетнего в УК РФ и некоторых зарубежных УК 5
1.2 Особенности УО по УК РФ 10
1.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности 13
Глава 2. Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних и особенности его назначения 16
2.1 Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним 16
2.2 Особенности назначения наказаний несовершеннолетним 20
2.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение:
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества проблемы обеспечения законности и правопорядка приобрели высокую значимость. Негативные процессы, происходящие в обществе, не обходят стороной подрастающее поколение, оказывая интенсивное и непосредственное влияние на молодежь, порождая преступность в среде несовершеннолетних. При этом в современном обществе молодежь считается главным достояние нашей страны, а также будущим поколением, поэтому государству необходимо вводить контроль за детьми с самого раннего возраста.
В последнее время значительно увеличился рост преступности, а также увеличилась доля совершения преступлений несовершеннолетними. Данный факт стал следствием социальной, экономической и политической нестабильностью в обществе.
Экономический кризис привел к снижению и так не высокого материального положения большинства семей, особенно живущих в маленьких городках.
Преступность несовершеннолетних своего рода индикатор происходящих в стране событий. При этом в наши дни наблюдается не только увеличение численности несовершеннолетних преступников, но и изменение мотивации, форм и способов совершаемых ими преступных посягательств.
Значительно более распространенными становятся противоправные деяния, носящие групповой характер. Часто несовершеннолетние совершают тяжкие корыстные и корыстно-насильственные преступления.
Многие подростки совершают преступления ради забавы или неорганизованного досуга, порой не понимая противоправность своих действий, многие родители просто не могут контролировать поведение своих детей. Кроме того, даже несмотря на небольшой возраст несовершеннолетних, их преступления иногда превосходят по своей жестокости преступления, совершаемые взрослыми.
Нередко у подростков проявляется немотивированная жестокость, агрессия по отношению к своим сверстникам.
Большое количество преступлений совершается в соучастии, а также совместно со взрослыми. Указанные черты преступности несовершеннолетних и привели законодателя к необходимости выделения особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.
Так, несовершеннолетним назначаются только некоторые уголовные наказания, сроки их применения снижены по сравнению с общеустановленными, вместо наказания возможно применение принудительных мер воспитательного воздействия и пр.
Между тем назначение и исполнение этих мер сопряжено с определенными трудностями, вытекающими из недостатков законодательства и правоприменительной деятельности. В связи с этим актуальность темы исследования не вызывает сомнения. Очевидно, что уголовная ответственность несовершеннолетних и их наказание должны максимально полно соответствовать особенностям возраста преступника, а также его психическому развитию, социальному статусу и экономическому положению.
Вопросами уголовно-правовой ответственности несовершеннолетних занимается не только законодатель, стремящийся к закреплению соответствующих положений в Уголовном кодексе, но и ученые-юристы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере реализации уголовной ответственности несовершеннолетних.
Предметом исследования являются теоретические, правовые и иные вопросы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних.
Целью исследования является формирование общего представления о несовершеннолетнем как субъекте преступления в российском уголовном праве на основе обобщение исторического опыта, международных стандартов отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, мнений ученых и юристов по затронутой тематике, анализа современного уголовного законодательства России, данных статистики.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1) рассмотреть эволюцию развития уголовной ответственности несовершеннолетних в России;
2) раскрыть характерные особенности уголовной ответственности несовершеннолетних по законодательству зарубежных стран;
3) проанализировать понятие «несовершеннолетний» в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации, а также возраст как признак субъекта;
4) изучить нормативно-правовые акты и материалы судебной практики, разъясняющие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
5) исследовать различные виды наказания и особенности иных мер уголовно-правового характера, применяемых к несовершеннолетним, в том числе и основания их освобождения от уголовной ответственности;
6) выделить недостатки и предложить пути совершенствования законодательства о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.
Структура исследования. Работа состоит из введения, обосновывающего цели и задачи исследования, двух глав, объединяющих шести параграфов, и составляющих основную часть настоящей курсовой работы, заключения, где подводятся основные итоги исследования, и списка используемой литературы.
Заключение:
Наказание несовершеннолетних преступников является очень сложным и актуальным вопросом. Дело в том, что совершенно непонятно, как относиться к лицам в подобном возрасте. С одной стороны, это все-таки дети, которые не дают полного отчета своим действиям. С другой стороны, эти дети уже приближаются к порогу зрелости, а значит, они должны адекватно воспринимать ситуацию и быть знакомыми с понятием добра и зла.
Из материала, рассматриваемого в работе, можно сделать вывод, что любые наказания, применяемые к несовершеннолетним, прежде всего, направлены на восстановление социальной справедливости, а также предупреждения новых преступлений и правонарушений.
Высшие судебные органы постоянно обращают внимание на то, что юридическая ответственность несовершеннолетних подчинена этим целям. Естественно, это не означает, что наказание, за исключением цели исправления, которое заключается в разработке упорного отказа от антисоциальных действий, не преследующие воспитательных целей, таких как привитие вежливого отношения к людям, результатов их работы и тому подобное.
Наказания, применяемые к несовершеннолетним, выражаются в меньшей степени, в меньшей степени ограничением или лишением свободы и прав этих лиц, при равных условиях несут более мягкую ответственность, чем взрослые в подобных ситуациях.
Административная ответственность несовершеннолетних учитывает их индивидуальные, психические и возрастные особенности, чтобы обеспечить формирование устойчивого отказа от аморальных, антисоциальных тенденций с применением наказания.
Основой для использования воспитательных мероприятий для воздействия на подростков, совершивших правонарушения, являются такие характеристики, как тяжесть последствий и общественная опасность, условия и причины, способствующие совершению преступления, условия воспитания, уровень интеллектуального развития и возраст преступника.
Несовершеннолетние также имеют ряд уступок в сроках, необходимых для погашения своих предыдущих судимостей. Учитывая направленность профилактических мероприятий на образовательно-педагогическое направление, законодательная база Российской Федерации предусматривает сокращение вдвое сроков давности за преступления, совершенные несовершеннолетними.
Временные промежутки возвращения судимости сокращаются втрое при небольшой и средней тяжести совершенных преступлений, вдвое — при совершении тяжких фактов нарушения правопорядка и почти втрое — особо тяжкие правонарушения. В общем, действующее законодательство Российской Федерации фиксирует положение о том, что родители должны заботиться о воспитании своих детей, готовить их к общественно полезному труду и воспитывать их как достойных членов общества.
Забота о воспитании молодого поколения, особенно несовершеннолетних, считается конституционной обязанностью каждого гражданина страны, всех государственных учреждений и общественных организаций.
Совершенствование правовых норм и законодательной базы в этой области предусматривает модернизацию трудового, социальной и нравственного воспитания несовершеннолетних.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения несовершеннолетних
1.1 Понятие несовершеннолетнего в УК РФ и некоторых зарубежных УК
Уголовно-правовая борьба против несовершеннолетних преступников имеет свою специфику. Это связано с социально-психологическими особенностями их возраста. Эти особенности влияют не только на поведение несовершеннолетних, но и на их восприятие требований уголовного закона, поэтому выделен раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних» в Уголовном кодексе .
Закрепление в уголовном праве специальных норм об ответственности несовершеннолетних следует из принципов справедливости и гуманизма. Включение в Уголовный кодекс главы о специфике уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних следует из положений Конституции Российской Федерации об особой защите детства со стороны государства (статья 38), соответствует международным правовым обязательствам России, в частности, следуя Международной конвенции о правах ребенка 1985 года, стандартных минимальных правил ООН по правосудию по делам несовершеннолетних («Пекинские правила»). Таким образом, согласно Пекинским правилам, «несовершеннолетний — это ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен к ответственности за правонарушения в форме, отличающейся от формы ответственности, применяется к совершеннолетним».
В соответствии со ст. 87 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетними являются лица, которым к моменту совершения преступления исполнилось 14 лет, но 18 лет не исполнилось. Мы лишь отметим, что с 14 лет можно привлечь несовершеннолетних к уголовной ответственности не за все преступления, а лишь за их совершение за преступления, предусмотренные частью 2 статьи 20 УК, в других случаях мы говорим о людях в возрасте от 16 до 18 лет. Возраст определяется на момент совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ч. 2 ст. 9 УК). Более того, считается, что человек достигает определенного возраста с 0 часов следующего дня, после дня рождения.
Понятие несовершеннолетнего, поданное в законе, указывает на возраст на момент совершения преступления. В то же время, ряд норм, закрепленных в гл. 14 могут применяться только к лицам, не достигшим совершеннолетия на момент применения нормы (назначение наказания лишением свободы в учебной колонии, размещенные в специальном заведении и т.д.).
Раздел V регулирует только особенности (отклонение от норм) уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, совершивших преступление, руководствуясь принципом гуманизма с учетом возрастной специфики субъекта преступления. В общем, специфика уголовной ответственности несовершеннолетних касается таких положений уголовного закона: — о видах наказаний, которые могут применяться к несовершеннолетним, и о назначении этих наказаний с учетом особенностей каждого из них; — возможность назначения принудительных воспитательных мероприятий как альтернативы наказанию в порядке освобождения от уголовной ответственности и от наказания; — об освобождении несовершеннолетних от наказания; — условно-досрочно освободить их от отбывания наказания; — о сроках давности и погашения судимости.
Итак, из вышеизложенного становится очевидным, что определение возраста уголовной ответственности — это не только социально-психологические или педагогические вопросы, но и вопросы уголовной политики. Чем цивилизованнее общество, тем выше уровень профилактической и воспитательной работы в нем, тем выше возраст уголовной ответственности.
Действующее законодательство впервые предусматривает специальный раздел о специфике уголовной ответственности несовершеннолетних.
Исходя из принципа гуманизма, эта практика соответствует современному зарубежному уголовному законодательству, а именно «Стандартным минимальным правилам ООН по осуществлению ювенальной юстиции», утвержденным резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985, согласно которой «… несовершеннолетний по действующей правовой системой может быть привлечен к ответственности в форме, отличающейся от формы ответственности, применяется к совершеннолетним …