Курсовая теория Экономические науки Таможенное дело

Курсовая теория на тему Особенности таможенных операций и таможенного контроля продукции военного назначения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Современный рынок вооружений и военной техники (Анализ и тенденции развития). Место России на этом рынке 6

1.1. Оценка состояния мирового рынка ВиВТ. Основные факторы конкурентоспособности ВиВТ на мировом рынке 6

1.2.Оценка основных конкурентов России на мировом рынке ВиВТ 13

Глава 2. Особенности таможенных операций и таможенного контроля продукции военного назначения 18

2.1.Оценка текущих проблем ВТС России с иностранными государствами 18

2.2.Таможенный контроль 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Приложение 1 30

  

Введение:

 

Актуальность проблемы. В последние десятилетия в мире многое изменилось, начиная от экономических условий на рынке и заканчивая военно-политической обстановкой. При этом вооружения и военная техника (далее — ВиВТ) во все времена были и остаются наиболее наукоемким, дорогим и, как следствие, выгодным сегментом рынка. Именно благодаря этой финансовой составляющей, оборонно-промышленный комплекс (далее — ОПК) способен приносить огромную прибыль. Разработка и производство данной продукции дают возможность поддерживать и развивать высокотехнологичное производство на оборонных предприятиях.

Существенное сокращение закупок вооружений со стороны государства к концу ХХ века поставило отечественный ОПК в крайне тяжелое положение. В сложившейся тогда ситуации единственным способом сохранения ранее накопленного научно-технического и производственного потенциала, загрузки производственных мощностей, стабилизации финансово-экономического положения оборонных предприятий, а в связи с этим – обеспечения социальной стабильности общества, стал экспорт оружия.

С начала 2000-х гг., несмотря на острую конкуренцию с ведущими в экономическом плане государствами-конкурентами, российский экспорт вооружений ежегодно увеличивал объемы, и в последнее время превратился в крупнейшую отрасль отечественной экономики, обеспечивая полноценную загрузку оборонных предприятий и занятость высококвалифицированных специалистов.

Такому подъему послужило проведение реформы всей системы военно-технического сотрудничества (далее – ВТС) Российской Федерации с иностранными государствами, совершенствование законодательства и усиление государственного контроля в сфере ВТС, определение единой организации – государственного посредника в лице организации «Рособоронэкспорт», которая была наделена правами осуществления поставок на экспорт всего спектра российской военной продукции.

При экспорте ВиВТ политика и бизнес неразрывно связаны, ведь данная сфера крайне политизирована, страны покупают как оружие, так и международные гарантии безопасности и экономического сотрудничества. Однако, чтобы совершить такую покупку необходимо чтобы были приняты решения самом высоком уровне, плюс ко всему данная продукция крайне дорогостоящая, и не каждое государство может себе позволить её приобретение.

В настоящее время помимо основных импортеров российских вооружений, таких как Индия, Алжир и Китай, существуют ещё свыше 50-ти стран, чьи интересы неразрывно связаны с приобретением ВиВТ из России. Вместе с тем всеми экспертами в области ВТС отмечается жесткая конкурентная борьба между странами-экспортерами за ниши на мировом рынке оружия и, в обозримом будущем, она, по всей видимости, будет только усиливаться. При этом «первую скрипку» здесь играют США, которые проводят активную санкционную политику в отношении России и её стратегических партнеров, оставаясь крупнейшим поставщиком вооружения на мировой рынок.

В связи с этим в настоящей работе будут рассмотрены современные особенности мирового рынка оружия, проведен анализ конкурентной среды, в которой приходится вести деятельность российским поставщикам ВиВТ, а также нормативно-правовой базы, показаны основные факторы обеспечения конкурентоспособности, рассмотрены проблемы и направления дальнейшего совершенствования конкурентоспособности российских вооружений на мировом рынке, другие вопросы в сфере экспорта оружия.

Цель работы: анализ мирового рынка вооружений и военной техники и определение перспектив и путей совершенствования военно-технического сотрудничества (далее — ВТС) России с иностранными государствами.

Задачи:

• Описать теоретическую основу ВТС;

• Проанализировать историю становления современной системы регулирования ВТС;

• Провести анализ рынка мирового экспорта ВиВТ и определить место России на этом рынке;

• Определить основные факторы конкурентоспособности ВиВТ на мировом рынке;

• Определить основных участников мирового рынка вооружений и дать оценку основным конкурентам России на мировом рынке ВиВТ.

• Определить и дать оценку текущих проблем ВТС России с иностранными государствами;

• Исходя из проведенного анализа составить прогнозный сценарий развития ВТС России с иностранными государствами.

Объект и предмет исследования: внешнеторговая деятельность России в отношении поставляемых на экспорт ВиВТ, а также взаимоотношения России с зарубежными странами в процессе ВТС.

Методы исследования: проведение анализа статистики таких крупных исследовательских центров как Центр анализа мировой торговли оружием (далее — ЦАМТО) и Стокгольмский институт исследований проблем мира (далее — SIPRI).

Теоретическая база исследования: для решения поставленных задач использовались работы ведущих российских специалистов в области вооружений, таких как: Б.Н. Кузык, А.И. Симаков, Н.Н. Новичков, В.Ю. Шварев, М.Ж. Кенжетаев, В.П. Лященко, А.Ю. Бельянинов и другие научные статьи и публикации российских и иностранных организаций.

База и период исследования: использовалась официальная статистика из отчетов ведущих исследовательских центров за период с 1989 по 2017 гг.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под продукцией военного назначения понимается вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области.

Основным документом, регулирующим порядок перемещения продукции военного назначения через таможенную границу, является положение Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Перемещение продукции военного назначения осуществляется на основе лицензий, выдаваемых Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству на основании принятых решений Президента Российской Федерации.

Владелец лицензии обязан зарегистрировать ее в таможенном органе, в регионе деятельности которого он находится, после регистрации ее оригинал остается в таможне, а владельцу выдается заверенная копия.

Лицензии оформляются на специальных бланках, защищенной от подделки бумаге, неотъемлемой частью которых являются прилагаемые к ним перечни продукции военного назначения. Лицензии оформляются на основании заявления на ее получение.

Разрешение на ввоз, вывоз продукции военного назначения выдается участникам внешнеэкономической деятельности, уполномоченным органом государства, территория которого является для них постоянным местом регистрации, в порядке, установленном законодательством данной страны. Раз- решения на ввоз, вывоз продукции военного назначения, выдаваемые уполномоченными органами любой из страны, участницы Евразийского экономического союза, признаются на территории союза другими странами и являются необходимым условием для совершения таможенных операций.

При перемещении данной категории товаров участники внешнеэкономической деятельности прибегают к нарушению таможенного законодательства. Основным видом преступления в данной сфере выступает контрабанда продукции военного назначения, которая регламентируется статьей 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Для успешного выявления и пресечения данного преступления были представлены направления совершенствования таможенного контроля про- дукции военного назначения.

Подводя итог, отметим, что грамотно организованное взаимодействие различных правоохранительных структур даёт успешные результаты в деле выявления и пресечения контрабанды продукции военного назначения. В связи с тем, что способы незаконного перемещения данной категории товаров постоянно совершенствуются, сотрудники таможен должны вести непрерывную и действенную работу по выявлению каналов контрабанды, покупателей и продавцов, незаконно добытой и перемещаемой через таможенную границу продукции военного назначения.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Современный рынок вооружений и военной техники (Анализ и тенденции развития). Место России на этом рынке

1.1. Оценка состояния мирового рынка ВиВТ. Основные факторы конкурентоспособности ВиВТ на мировом рынке

Мировой рынок вооружений, как и другие рынки товаров, развивается под влиянием большого количества различных и противоречивых (подталкивающих или сдерживающих) политических, экономических, военных, социальных и множества других факторов. В то же время к подталкивающим факторам можно отнести разные войны и вооруженные конфликты, а также потребность стран в современном высококачественном и высокоточном вооружении и надобность в переоснащении армий многих государств.

Сдерживающими факторами являются такие моменты как снижение платежеспособности некоторых стран третьего мира, что может быть вызвано не только объективным ухудшением экономической ситуации в этих странах, но и удорожанием современного оружия. Возрастание экспортных цен связано с различными причинами, включая увеличение себестоимости продукции, внедрение современных технологий, использование новых видов материалов и т. д.

Вместе с тем сдерживание экспорта оружия осуществляется с помощью такой жесткой меры (осуществляемой в основном ООН), как эмбарго (санкции) на поставки оружия.

Характерной чертой современной торговли вооружениями и военной техникой является не только стратегическая, но и по большей части коммерческая конкуренция, агрессивное соперничество между крупными производителями ПВН, которые борются за место на рынке сбыта. Влияние экономических факторов в данных условиях заметно усилилось, чему поспособствовал кризис, в котором оказалась оборонная промышленность почти всех ведущих стран, и который был вызван общим снижением емкости мирового рынка вооружений в конце прошлого и начале нынешнего столетия.

Независимо от коммерческого интереса в сделках по покупке и продаже оружия, не стоит забывать, что на сегодняшний день военно-политический аспект ВТС и деление мира на союзы, блоки, альянсы и зоны влияния остаются по-прежнему важными в географии направлений и потоков, структуре и перспективах развития экспорта вооружений. При этом очень важное значение имеет и сугубо политическая составляющая (различные наложенные санкции и ограничения и т. д.).

В настоящее время мировая торговля продолжает концентрироваться в руках ограниченного круга потребителей и экспортеров. Так, на долю шести основных стран-поставщиков в период с 2010 по 2017 г. пришлось свыше 80% всех продаж (смотри таблицу 2.1.1 «Рейтинг ведущих стран-экспортеров по фактическому объему экспорта ПВН в 2010-2017 гг. (млн. долл. США в текущих ценах)»), а на долю 10 основных импортеров — порядка 78% всех закупок продукции военного назначения в мире (смотри таблицу 2.1.2 «Рейтинг ведущих стран-импортеров по фактическому объему импорта ПВН в 2010-2017 гг. (млн. долл. США в текущих ценах)»).

Объем идентифицированного мирового экспорта ВиВТ в период 2010-2017 гг. составил, по оценке ЦАМТО, 539,8 млрд. долл. США. Максимальный результат по фактическому ежегодному экспорту был достигнут в 2017 году (89,66 млрд. долл. США).

Ежегодные объемы мирового экспорта ВиВТ постоянно возрастали до 2008 года включительно. В 2009 году в период наиболее острой фазы мирового экономического кризиса объем мирового экспорта вооружений существенно снизился по сравнению с 2008 годом – 44,65 млрд. долл. США против 46,98 млрд. долл. США. Однако уже в 2010 году мировой экспорт вышел на показатель 53,33 млрд. долл. США, в 2011 году – 58,74 млрд. долл. США. В последующие два года имела место стагнация рынка (56,89 млрд. долл. США в 2012 году и 55,47 млрд. долл. США в 2013 году).

В 2014 году объем мирового экспорта ВиВТ резко возрос – до 68,09 млрд. долл. США, в 2015 году объем составил уже 71,67 млрд. долл. США, а в 2017 году – максимум – 89,66 млрд. долл. США.

В расчет включены только идентифицированные поставки обычных вооружений согласно классификации Регистра ООН.

За период 2010-2017 гг. США являются безусловным лидером по экспорту вооружений – 218,3 млрд. долл. США, что составляет 40,44% от всего мирового экспорта ВиВТ за тот же период. В 2013 году США экспортировали ВиВТ на сумму всего 17,0 млрд. долл. США (30,65% рынка). Этот результат является провальным для США и объясняется задержкой в реализации поставок по ряду крупных контрактов с Египтом и Ираком, а также переносом сроков поставок по крупным контрактам с рядом ближневосточных стран. Следует отметить, что уже в 2014 году идентифицированный объем фактического экспорта США составил 27,39 млрд. долл. США (40,2% рынка), прежде всего, за счет поставок по «мегаконтрактам» с Саудовской Аравией и ОАЭ, в 2015 году объем экспорта составил уже 30,03 млрд. долл. США, а в 2016 году достиг исторического максимума в 39,02 млрд. долл. США.

Россия прочно удерживает второе место – 86,540 млрд. долл. (16,04% рынка) за период 2010-2017 гг.

Следует отметить, что Россия является одной из немногих стран, военный экспорт которой может быть выше идентифицированного объема экспорта ВиВТ.

Это связано со спецификой заключения контрактов. Как правило, большинство крупнейших поставщиков заключают комплексные контракты, в которые входят все расходы по обслуживанию, материально-техническое обеспечение (далее МТО), поставке запчастей и т.д. Россия, как правило, заключает контракты на ремонт, сервисное обслуживание и МТО как дополнение к основным контрактам. Объем этих работ сложно идентифицировать, поскольку официальных данных о них крайне мало. На основании косвенных данных, а также заявлений официальных представителей «Рособоронэкспорта», объем таких работ по линии «Рособоронэкспорта» в 2017 году, а также стоимость услуг, оказанных субъектами ВТС по линии самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по поставкам запчастей, сервису и ремонту ЦАМТО оценивает в сумму около 2,6 млрд. долл. Еще около 500 млн. долл. пришлось на оказание услуг по обучению, реализацию мелких контрактов, данные о которых носят фрагментарный характер, а также программы «Рособоронэкспорта» по космической тематике (этот сегмент ЦАМТО не включает в рассмотрение, поскольку в расчет идут только поставки обычных систем вооружения согласно классификации Регистра ООН). С учетом этого общий оценочный объем экспорта ПВН России по 2017 году ЦАМТО оценивает в сумму около 14,865 млрд. долл. (что фактически очень близко к официальным данным – около 15 млрд. долл.).

Тем не менее, в дальнейших расчетах ЦАМТО учитывает, как по России, так и по другим странам мира только объем идентифицированного экспорта. В целом по всем странам мира объем усредненного «неучтенного» экспорта ЦАМТО оценивает в 10-12% от объема идентифицированного экспорта. Для России этот показатель существенно выше.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы