Дефектология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения сюжетно-ролевой игры как метода обучения детей с ЗПР 4
1.1 Особенности развития детей с ЗПР 4
1.2 Задачи, направления, принципы коррекционной работы детей с ЗПР 7
Глава 2. Особенности сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 10
2.1 Сюжетно-ролевая игра – источник развития поведения ребенка с ЗПР 10
2.2 Сюжетно-ролевые игры как средство обучения детей с ЗПР 17
2.3 Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевых игр для детей с ЗПР 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Как известно, игра является ведущей деятельностью в жизни ребенка четвертого и пятого годов жизни. Достигая наивысшего расцвета именно в этот период, игра неразрывно связана со становлением форм общения малышей со взрослыми и сверстниками.
Соответственно, обогащение функционально адекватных действий с предметами и коммуникативных действий с социальным окружением является центральным профессиональным предметом внимания и профессиональной ответственности взрослого перед ребенком с ЗПР.
В последние десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии ей уделяется проблеме социализации детей с задержкой психического развития (ЗПР).
ЗПР – это особый тип психического развития, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Среди различной формы психических нарушений ЗПР является одним из самых распространенных.
В сюжетно-ролевых играх детей моделируются и закрепляются различные, но взаимосвязанные отношения – игровые и реальные, которые согласуются содержанием сюжета игры и логике игровых ролей, что приобретает особое значение в условиях динамичных перемен современности.
Психологические особенности детей с ЗПР рассматривались такими выдающимися педагогами и психологами, как Т. А. Власова, Н. Из. Певзнер, О. И. Степина, Г. Д. Триггер, В. В. Ульенкова, Л. М. Шипицына и других. Ними показали, что у детей затруднен процесс овладения содержанием образования, задерживается развитие познавательной, речемыслительной деятельности, и несовершенство этих сфер у детей с ЗПР препятствует развитию они игровой, учебной и коммуникативной работы и нарушает их социальную адаптацию.
Цель исследования – изучить особенности сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объектом исследования является развитие сюжетно-ролевых игр детей с ЗПР.
Предметом данного исследования являются особенности сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с целью определены следующие исследования:
-Изучить содержание понятия задержки психического развития.
-Дать общую характеристику психического развития детей с ЗПР.
— Выявить особенности развития сюжетно-ролевых игр детей с ЗПР;
-Изучить коррекционные программы для детей с ЗПР.
Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования: теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.
В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос особенностей сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы выявил, что в процессе сюжетно-ролевой игры детей с задержкой психического развития воссоздают игровые действия в том виде, как они были предложены во время обучения. Действия шаблонные, стереотипные, преимущественно касаются бытовой сферы. Обычно, ребенок, в зависимости от проявления дефекта, не вносит в игру ничего от себя, не проявляет индивидуальность. Игровые действия носят развернутый характер, они слишком детализированы. Дети старшего дошкольного возраста указанной категории не обобщают игровые действия и не заменяют их словами. Они способны в своих играх воспроизводить процесс деятельности взрослых, но не отношения между ними.
Дошкольники с задержкой психического развития определяют роль словом, понимают ее и выполняют действия, соответствующие роли. Но, обычно, некоторые дети даже к концу дошкольного возраста не могут самостоятельно выбрать роль и действовать в соответствии нее до конца игры. Поэтому принятие роли происходит чаще под руководством педагога, который помогает вспомнить последовательность развертывания сюжета, основные, действия, которые выполняют персонажи. При таких условиях, большинство детей принимают на себя роли и действуют в соответствии них до завершения игры [1, 2, 3, 5, 6].
Итак, сюжетно-ролевая игра у дошкольников с задержкой психического развития недостаточно развита и требует целенаправленного коррекционного обучения, который предусматривает реализацию следующих учебно-воспитательных задач:
• обучение организации игры как совместной деятельности: определение темы игры, игрового общества, распределения ролей, соблюдения сюжета и правил игры;
• обучение развивать сюжет на основе собственного опыта, полученного в результате наблюдений за окружающей жизнью, а также знаний, полученных на занятиях во время чтения литературных произведений, сказок;
• обучение выделять отношения между людьми в реальной жизни и ставить их в центе своего внимания;
• формирование у ребенка способности принимать позицию своего партнера, объективно оценивать процесс игры с другой точки зрения;
• развитие умения разворачивать и обозначать словами цепочку предметных действий;
• стимулирование использования в игре предметов-заменителей.
Итак, формирование игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития происходит путем целенаправленного коррекционного обучения, благодаря постепенному формированию предметной, сюжетно-отражательной и сюжетно-ролевой игры.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения сюжетно-ролевой игры как метода обучения детей с ЗПР
1.1 Особенности развития детей с ЗПР

Строго говоря, в современной международной классификации болезней, принятой в России, такого диагноза мы не встретим. Но это не означает, что его не существует, просто ЗПР разделена на разные рубрики (например, расстройства развития языка и речи, расстройства развития учебных навыков расстройства развития моторных функций, смешанные специфические расстройства психического развития) и входит в раздел, который называется » Расстройства психологического развития «. Однако для удобства часто все эти сложные рубрики заменяются тремя буквами — ЗПР. Так стоит ли бояться этой аббревиатуры?
Родителям нужно знать, что задержка психического развития ( ЗПР ) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. ЗПР характеризуется обратимостью многих расстройств, то есть, при продуманной реабилитационной и коррекционной работе прогноз развития ребенка относительно благоприятный.
Выделяют первичную и вторичную задержку психического развития. Дети с первичной задержкой психического развития обычно не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, врожденное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы, характерных для вторичной ЗПР ( задержка происходит из-за врожденного недоразвития зрения или слуха). Здесь мы будет говорить о первичной задержке [12,c,77].
Как правило, основные трудности эти дети испытывают в социальной (особенно школьной) адаптации и обучении, вследствие незрелости эмоционально -волевой сферы. Именно она является наиболее ярким признаком ЗПР: ребенку крайне трудно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
В свою очередь незрелость приводит к проблемам с вниманием (например, неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость) . Часто нарушения внимания сопровождаются повышенной двигательной и речевой активностью. Все вместе это приводит к нарушению восприятия, памяти, трудности в построении правильных выводов. Так, например, ребенок может испытывать трудности в узнавании знакомых предметов в необычном ракурсе (например, малыш не узнает контуры предметов, нарисованных друг на друге), с трудом разучивать даже короткие стихи и очень быстро их забывать. И понятно, что его знания об окружающем мире будут недостаточными и ограниченными.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы