Курсовая теория на тему Особенности связанной речи детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1. Связная речь как предмет изучения психологии, лингвистики и психолингвистики 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью 13
1.3. Особенности развития связанной речи детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 22
2.1. Особенности исследования уровня развития связанной речи детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью 22
2.2. Методические приемы развития связной речи младших школьников с легкой умственной отсталостью 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Одним из основных направлений деятельности любого образовательного учреждения стало развитие у детей младшего школьного возраста коммуникационной грамотности через поиск решения с помощью вербальных средств, которые актуальны для детей в различных сферах жизни (учебной, культурной, бытовой). Но тем не менее, на сегодняшний день, не все дети способны владеть вербальными средствами коммуникации. Эти дети нуждаются в помощи, в рамках которой проводится работа, направленная как раз на развитие средств речевого общения (лексических, грамматических, фонетико-фонологических средств).
Зачастую основной проблемой формирования средств вербальной коммуникации является недоразвитость речи. Это и является главным с или одним из основных симптомов распространенной формы нарушения развития ребёнка младшего школьного возраста – нарушение интеллекта.
Первоначально изучение речи младших школьников с легкой умственной отсталостью обычно было сосредоточено на внешней стороне речевых сложностей. Внедрение основ психолингвистики в науку и педагогическую практику дало огромный толчок для того, чтобы речь младших школьников с легкой умственной отсталостью стала анализироваться не только со стороны внешних проявлений, но и с точки зрения внутренних механизмов речи, ее понимания и происхождения. На сегодняшний день существует огромное количество умозаключений, касающихся речи детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Такие ученые как Т. А. Власова, О. Е. Громова, М.С. Певзнер и другие заметили, что дети с легкой умственной отсталостью испытывают трудности в изучении родного языка, как основного средства общения. Эти трудности зачастую связаны с недостатком лексических, фонетико-фонологических и грамматических средств. И именно это является одной из причин проявления недостатков языкового оформления высказываний. Актуальность темы. Такие авторы как В.П. Глухов, И. А. Коробейников, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Н.А. Сорокина и многие другие в своих работах показали результаты своих исследований, касающиеся речи младших школьников с легкой умственной отсталостью. Так, например, специалисты отметили, что у детей с легкой умственной отсталостью нарушение речи проявляется в виде лексических, грамматических и фонетико-фонологических ошибок. Особое внимание специалисты обращают на множество ошибок в речи ребенка с легкой умственной отсталостью, а «семантический дефект» является ведущим звеном в структуре речевого нарушения.
Такие авторы как О. А.Чистова, С.Г.Шевченко, Е. А. Юзбекова, Л. В. Яссман, Н. Ю. Борякова, Е. А. Екжанова, Н. В.Ершова, И.И. Мамайчук, В.И. Лубовский, Е. С. Слепович, Е. А. Стребелева и многие другие обращают внимание на важность учета основного дефекта коррекционно – развивающей работе с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью.
Необходимо доскональное изучение проблемы развития связной речи младших школьников с легкой умственной отсталостью. Этим и была определена актуальность нашего исследования
Объектом исследования является связная речь младшего школьника с легкой умственной отсталостью.
Предметом исследования является процесс развития связной речи младшего школьника с легкой умственной отсталостью.
Цель работы – изучить особенности развития связной речи младшего школьника с легкой умственной отсталостью.
Задачи исследования состоят в следующем:
1. Изучить понятие связная речь как предмет изучения психологии, лингвистики и психолингвистики.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
3. Раскрыть особенности развития связанной речи детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
4. Проанализировать особенности исследования уровня развития связанной речи детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
5. Разработать методические приемы развития связной речи младших школьников с легкой умственной отсталостью.
Практическая значимость: данная работа может быть использована учителями школьных учреждений, а также студентами педагогических институтов в период прохождения педагогической практики.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение и сравнение.
Заключение:
Дети с легкой умственной отсталостью представляют собой достаточно разнородную группу. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что понятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психического развития позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках развития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально-волевой сферы и прочее. Исследователи отмечают, что дети с легкой умственной отсталостью не имеют нарушений отдельных анализаторов, они не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость.
У учащихся с легкой умственной отсталостью наблюдаются особенности развития, недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память учащихся с легкой умственной отсталостью характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. Продуктивность непроизвольного запоминания у учащихся с легкой умственной отсталостью значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Речь детей с легкой умственной отсталостью также имеет свои особенности. Вопросам изучения устной и письменной речи детей с легкой умственной отсталостью посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых. У детей с легкой умственной отсталостью отмечаются такие особенности речи, как — излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной речевой активности,- несформированность грамматического строя речи,- недостаточность словообразовательных процессов и т.д.
Анализ литературы и практики позволил констатировать, что развитие связной монологической речи осуществляется на специальных занятиях, которые проводит логопед, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. В то же время богатый потенциал для активизации связной монологической речи детей с легкой умственной отсталостью имеют другие занятия, проводимые в образовательной организации, среди них — занятия по изобразительной деятельности. Данный потенциал не в полной мере реализуется педагогами, отсутствуют рекомендации по активизации связной монологической речи детей с легкой умственной отсталостью в процессе занятий по изобразительной деятельности.
С целью определения особенностей связной монологической речи детей старшего младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью нами был проведен констатирующий эксперимент.
Изучение речи детей с легкой умственной отсталостью старшего младшего школьного возраста показало, что речь их носит ситуативный характер, у этих ребят только начинается переход к контекстной речи. У части детей с легкой умственной отсталостью были выявлены грубые нарушения монологической речи, которые проявлялись уже при построении отдельных фраз-высказываний (на наглядной опоре), как в смысловом программировании, так и в грамматическом оформлении. При выполнении каждого задания требовалась значительная помощь экспериментатора. Отмечались значительные трудности в смысловом построении высказываний, выраженные нарушения связности повествования. Большая часть заданий была выполнена младшими школьниками с легкой умственной отсталостью на низком уровне.
Таким образом, анализ результатов позволил нам сделать вывод о том, что дети старшего младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью значительно отстают в овладении навыками связной монологической речи от нормально развивающихся детей. У младших школьников с легкой умственной отсталостью отмечались недостаточный объем составляемых рассказов, трудности использования языковых средств при оформлении высказываний, смысловое несоответствие высказываний поставленной задаче, низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий, а также нарушение связности, логики построения и последовательности изложения высказываний.
У детей с легкой умственной отсталостью были выявлены трудности не только языкового оформления, но и смыслового программирования высказываний. На уровне предложений указанные недостатки проявлялись при выборе темы высказываний, в неумении устанавливать предикативные отношения, в пропусках значимых смысловых звеньев фразы. Для развернутых высказываний были характерны смысловые пропуски, неверное использование межфразовых пауз, незавершенность фрагментов, ошибки при передаче причинно-следственных отношений, трудности в определении замысла рассказа. У младших школьников с легкой умственной отсталостью отмечалось нарушение лексико-грамматического оформления высказываний, а также синтаксической связи между фразами и фрагментами рассказа. Для высказываний детей были характерны бедность и однообразие используемых языковых средств, грубые аграмматизмы.
Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов — микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (ненесущие смысловой нагрузки) у детей с легкой умственной отсталостью свидетельствуют о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Связная речь как предмет изучения психологии, лингвистики и психолингвистики
«Связная речь – ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих взаимопонимание и общение» [6, с. 253].
С.Л. Рубинштейн понимал под связностью соответствие речевой мысли того кто говорит или пишет с точки зрения того, кто ее понимает – слушатель или читатель. Связная речь характеризуется понятностью для собеседника.
Основная функция связной речи – коммуникативная, выражается в двух видах – диалоге и монологе, каждый из которых имеет свои характерные черты.
М.М. Алексеева и Б.И. Яшин считали, что главная особенность диалога состоит в обмене репликами собеседников. Собеседник знает, о чем пойдет речь в диалоге, и не нуждается в развернутой мысли. Диалогическая речь непроизвольна, происходит в конкретной ситуации, оформляется определенным жестом, мимикой, интонацией [6, с. 253].
М.М. Алексеева и В.И. Яшина утверждали, что монологическая речь – связный, логически последовательный ряд высказываний, которые протекают относительно долго, и не рассчитывают на быструю реакцию слушателей. «Монологическая речь имеет сложное строение, потому что она пытается выразить мысли некоторых людей, которые были неизвестны другим. Поэтому высказывание может содержать более точную формулировку информации. При монологе необходимо предварительно обдумать высказывание, сосредоточиться на главном. В монологе важны жесты, мимика, интонация, способность говорить выразительно и живо [6, с. 255].
О.С. Ушакова считает владение связной речью высшей ступенью речевого развития младших школьников, так как уровень владения связной речью определяет и успешность обучение ребенка в школе, и умение общаться, и приспосабливаться к жизни [27].