Курсовая теория на тему Особенности свойств памяти человека
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о сущности памяти 5
1.2. Классификация видов памяти 8
Вывод по главе 1 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СВОЙСТВ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА 13
2.1. Особенности памяти как психологического процесса 13
2.2. Физиологические основы памяти 17
Вывод по главе 2 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память человека — это своеобразный мост во времени. Она черпает информацию из прошлого, обогащает настоящее, хранит факты и превращает их в идеи, позволяет человеку снова и снова приоткрывать дверь в минувшее. Наша жизнь целиком и полностью основывается на тех или иных возможностях памяти. Благодаря ей мы умеем ходить, учиться, отдыхать, общаться, играть. Что бы мы ни делали, наша память, так или иначе постоянно работает.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Сегодняшние дети умнее своих предшественников — это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано — в раннем дошкольном возрасте.
Актуальность темы, выбранной для изучения, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.
Объект исследования – память человека.
Предмет исследования – особенности и специфика памяти человека.
Цель работы – теоретически рассмотреть особенности свойств памяти человека.
Задачи:
— рассмотреть анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о сущности памяти;
— изучить классификацию видов памяти;
— проанализировать особенности памяти как психологического процесса;
— проанализировать физиологические основы памяти.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, организационные, эмпирические методы, а также методы обработки данных и интерпретационные методы:
● Теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение);
● Организационные методы (сравнительный, комплексный методы);
● Интерпретационный метод.
Теоретическая основа. Больший вклад в изучение вопросов памяти человека внесли многие ученые прошлого и современности: Г. Эббингауз, А. Бине, Т. Рибо, К. Бюлер, З. Фрейд, Л.С. Выготский, П. Жане, А.А. Смирнов П.И. Зинченко, и т.д.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут быть использованы студентами и преподавателями на лекциях, семинарах и практических занятия.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводы к главам, заключения, списка использованной литературы. Полный объем работы — 20 страниц, список использованной литературы включает 18 наименований.
Заключение:
Память — это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей; это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.
Память участвует в акте восприятия. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности.
Запомнить что-то — значит, связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация — это временная нервная связь. Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает сразу, если в коре больших полушарий мозга появился сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.
Все виды памяти могут быть, классифицированы по трем основным критериям:
• по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности;
• по степени волевой регуляции памяти;
• по продолжительности сохранения и закрепления материала.
По содержанию психической активности различают двигательную память, образную, эмоциональную, словесно-логическую.
Функциональная организация коры головного мозга резко изменяется сенсорным опытом в раннем постнатальном периоде жизни. В основе этих модификаций лежит тип синаптической пластичности, который также может способствовать некоторым формам обучения взрослых. Вопрос о том, как синапсы модифицируются в соответствии с опытом, был решен путем теоретического определения того, что требуется от механизма модификации для учета доступных экспериментальных данных в развивающейся зрительной коре. Получившаяся в результате теория точно указывает, как определенные переменные могут влиять на синаптические модификации. Это понимание привело к разработке биологически правдоподобной молекулярной модели модификации синапсов в коре головного мозга.
Ключом к улучшению памяти является улучшение процессов кодирования и использование методов, гарантирующих эффективное извлечение. Хорошие техники кодирования включают соотнесение новой информации с уже известной, формирование мысленных образов, и создание ассоциаций между информацией, которую необходимо запомнить. Ключом к хорошему воспроизведению является разработка эффективных подсказок, которые вернут запоминающего к закодированной информации. Классические мнемонические системы, известные со времен древних греков и до сих пор используемые некоторыми, могут значительно улучшить способности памяти.
Психологи различают три необходимых этапа процесса обучения и памяти: кодирование, хранение и извлечение. Кодирование относится к начальному опыту восприятия и изучения информации. Психологи часто изучают припоминание, предлагая участникам изучить список картинок или слов. Кодирование в этих ситуациях довольно простое.
Психологи (и нейробиологи) говорят, что переживания оставляют следы памяти, или инграммы. Воспоминания должны храниться где-то в мозгу, поэтому для этого мозг биохимически изменяет себя и свою нервную ткань.
Существует множество книг о том, как улучшить память с помощью мнемонических приемов, но все они включают в себя формирование отличительных операций кодирования, а затем наличие безошибочного набора подсказок памяти. Однако для большинства распространенных целей просто имейте в виду, что для хорошего запоминания вам необходимо кодировать информацию особым образом и иметь хорошие подсказки для ее извлечения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о сущности памяти
«Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение». В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга.
Из непроизвольного процесса, совершающегося первоначально в составе какой-либо практической деятельности как ее предпосылка или компонент, запоминание становится сознательным, преднамеренным актом. Запоминание превращается в особую специально организованную деятельность заучивания.
В истории изучения теории памяти Рубинштейн различает три принципиально отличные концепции [12]. Первая, представленная Г. Эббингаузом и его последователями, исключает значение смыслового содержания и смысловых связей в работе памяти, поскольку она сводит механизм запоминания исключительно к внешним ассоциативным связям по смежности. Поэтому текст в экспериментах представителей этого направления берется для получения «чистой» памяти лишь как набор букв, из которого — как несущественный для памяти момент — выключается всякое смысловое содержание. Нельзя даже сказать, что здесь изучается речевая память, потому что речевая форма, лишенная смыслового содержания, перестает быть речью [17].
«Вторая концепция, представленная А. Бине и К. Бюлером, выдвигает на передний план смысловое содержание, опираясь на тот бесспорный факт, что запоминание смыслового содержания не совпадает механически с запоминанием речевой формы, в которой оно дано. Представители этого направления пытаются превратить память в воспроизведение чистых мыслей, не зависящих от какой-либо речевой формы. Поскольку они разрывают и внешне противопоставляют друг другу запоминание мыслей и запоминание слов, они неизбежно приходят к выводам, смыкающимся с антагонистической, казалось бы, теорией Эббингауза, в которой смысловое содержание, хотя и с противоположной тенденцией, также отрывается от словесного текста» [17, c. 42].
Третья концепция, которой придерживался сам Рубинштейн, принципиально отлична как от первой, так и от второй – она исходит из единства мышления и речи и вскрывает это единство в процессе запоминания и воспроизведения [12, c. 65].
В России также проводились исследования понятия памяти. Например, закономерности ассоциаций в процессе запоминания материала описывали Иван Сеченов и Иван Павлов. Последний считал возникающие образы ни чем иным, как раздражителями. Павлов — представитель физиологической теории памяти, которая основывается на закономерностях высшей нервной деятельности.
Высшие формы памяти у детей изучал также психолог Лев Выготский (1896-1934). Он первым обратил внимание на память первобытного человека, использование им зарубок, узелков на память и татуировок, которые словно переносят в будущую ситуацию мысленный план настоящего.
Он открыл основной закон развития высших психических функций, к которым относится память. Сначала они существуют на внешнем уровне, как форма общения между людьми, и затем интериоризируются, т.е. переносятся во внутренний план. Работы советского ученого Алексея Леонтьева показали, что осмысленный материал запоминается во много раз лучше, чем при использовании методики опосредованного запоминания.
Исследователи Анатолий Смирнов (1894-1980) и Петр Зинченко (1903-1969), установили, что мнемоника зависит от цели и действия, и что процесс запоминания может быть разбит на части (т.е. поставлена не одна задача, а ряд подцелей) [6].
В современных исследованиях памяти их центральным вопросом является проблема построения моделей работы ее механизмов.
На данный момент в современной науке существуют три основных уровня изучения механизмов и закономерностей памяти: психологический, нейрофизиологический и биохимический. В связи с быстрым развитием технологий, сейчас формируется кибернетический подход к изучению памяти, принятый в когнитивной психологии.
Исследования механизмов памяти – одна из важнейших задач современной науки, а точнее – целого комплекса наук о живых и кибернетических системах. Особый интерес представляет изучение того, как биологические процессы движут, формируют память и как она работает в мозге.